Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 17/11/2008

Трагедия Саласпилса продолжается...

Ксения ДРУГОВЕЙКО

Уже больше месяца длится международный скандал, связанный с появлением в латвийских СМИ информации о начале строительства на территории бывшего Саласпилсского концлагеря памятника немецким солдатам, погибшим во Второй мировой войне.

Лагеря разные, бараки те же

В октябре 1941-го, спустя три месяца после того, как войска вермахта заняли Ригу, в Саласпилсе (город распложен на восточном берегу Даугавы в 18 км от столицы Латвии) начал строиться Саласпилсский лагерь (официальное название - "Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания"). Он стал единым центром заключения узников, ранее находившихся в расширенных лагерях при тюрьмах, предназначенных для содержания политзаключенных - участников антифашистского движения, а также тех, кто в 1940 г. поддержал установление советского режима в Латвии. Всего за время германской оккупации активистами т.н. латышской самообороны, работавшей под покровительством нацистов, были арестованы около 15 тыс. латвийских граждан. Половина из них была схвачена сразу после вторжения войск вермахта - летом 1941 г.

Саласпилсский лагерь, построенный пригнанными из Германии заключенными-евреями, стал заселяться в мае 1942 г. В конце того же года к политзаключенным присоединили арестованных безработных, уклоняющихся от всеобщей трудовой повинности, - они содержались в отдельных бараках. В марте 1943 г. в лагерь начали свозить арестованных крестьян из Латгалии (уклонявшихся от поставок сельхозпродукции и уплаты налогов), женщин и детей из партизанских сел Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей, а также дезертиров, бежавших из Латышского легиона и отказывающихся служить в частях вермахта. Весной 1944 г. появилась новая категория заключенных - члены Латышского национального движения, представленные интеллигенцией, призывавшей население бойкотировать приказы немецкого командования и уклоняться от службы в СС-легионе. Правда, этим узникам была предложена альтернатива, и некоторые из них стали лагерными охранниками.

По последним подсчетам, всего через Саласпилсский лагерь прошли около 100 тыс. заключенных. К августу 1944 г. лагерь опустел - значительная часть заключенных погибла, остальные были угнаны в Штутгофский лагерь смерти, находившийся на Балтийском побережье между Гданьском и устьем Вислы.

Перед приходом советских войск почти все лагерные бараки были сожжены. Из оставшихся советское командование организовало лагерь для немецких военнопленных, содержавшихся там вплоть до октября 1946 г. По данным Комитета братских кладбищ (латвийской общественной организации, которая занимается учетом мест военных захоронений и уходом за ними), в списках за 1949 г. значатся имена 146 низших чинов вермахта, похороненных рядом с лагерем.

В 1967 г. на месте нацистского лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс.

В 2006 г. на месте захоронения 146 немецких солдат был установлен березовый крест, который в ближайшее время должен быть заменен белым каменным ансамблем из четырех крестов около метра в высоту - именно эта новость и подняла волну возмущения бывших узников Саласпилса и правозащитников.

Еще одна страна с непредсказуемым прошлым

Инициатором проекта создания вермахтовского мемориала стала немецкая сторона - Народный союз по уходу за военными могилами. Вместе с уже упомянутым Комитетом братских кладбищ Народный союз занимается обустройством военных захоронений в Латвии с 1997 г., когда между Германией и Латвией был заключен соответствующий договор. Будущий памятник, согласно заявлению Народного союза, имеет одну цель - обозначить захоронение, а вовсе не воздать покоящимся в нем солдатам военные почести.
Все вроде бы политкорректно и убедительно. Однако многие в Латвии полагают, что возведение мемориала, посвященного погибшим немецким солдатам, позиционируется латвийскими властями как своего рода "идеологический противовес" памяти о жертвах нацистского концлагеря в Саласпилсе. В пользу этого предположения говорит целый ряд грубейших фактологических подтасовок, совершенных властями.

Вот, например, отрывок из подготовленного в 2005 г. по инициативе мэра Саласпилса Юриса Путиньша путеводителя по Саласпилсскому мемориальному комплексу: "Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что Саласпилсский концентрационный лагерь был лагерем жертв нацистского режима, в котором погибли несколько тысяч человек, однако он не являлся лагерем смерти с целью уничтожения заключенных, как это трактуется во многих изданиях советского времени, и в которых упомянуто намного преувеличенное число погибших. С 1990 г. уникальный Саласпилсский мемориал стал мемориальным местом памяти жертв концентрационных лагерей двух тоталитарных режимов (и фашистского, и советского)".
При этом, как явствует из текста, "концентрационным лагерем советского режима" путеводитель называет... нацистский лагерь "Stalag 350 S" - филиал рижского лагеря, в котором с лета 1941 г. до 1943 г. содержали советских, а вовсе не немецких военнопленных! Важно добавить, что "Stalag 350 S" находился в нескольких километрах от лагеря, о котором идет речь в путеводителе.

По мнению руководителя музея "Евреи в Латвии", члена государственной Комиссии историков Маргера Вестерманиса, подложным оказывается и утверждение о том, что концлагерь в Саласпилсе не являлся "лагерем смерти": "У Гиммлера существовала четкая классификация понятий "гетто", "тюрьма" и "концлагерь", - пояснил Вестерманис в интервью "Делу". - В письме Рудольфу Ланге, командиру полиции безопасности, от 11 мая 1943 г. Гиммлер пишет: "В Саласпилсе находится наш лагерь трудового перевоспитания. Этот лагерь практически является концентрационным лагерем..." Дело в формальном нюансе - трудовые лагеря (в т.ч. и Саласпилс) были подчинены местному начальству Остланда (территории Рейха, куда вошли оккупированные Латвия, Литва, Эстония и часть Белоруссии). По сути же, многие из них были именно лагерями смерти".
"Путиньш счел себя вправе самостоятельно переписать историю на том основании, что в лагере отсутствовали печи для массовых уничтожений, - сказала в интервью "Делу" председатель правления Русского общества в Латвии Татьяна Фаворская, принимавшая год назад участие в конкурсе на получение должности директора Саласпилсского мемориала. - Причем тот факт, что там регулярно для раненых немцев выкачивали кровь из детей, не кажется ему достаточно серьезным. И как легко 100 тысяч погибших превратились в путеводителе в "несколько тысяч"".

По данным экспертизы, проведенной советской госкомиссией в декабре 1944 г., заключенных травили мышьяком, ампутировали конечности без обезболивания, расстреливали, вешали, закапывали живьем в землю, натравливали собак охраны - таковы были наказания за плохое выполнение бесполезного изнуряющего труда (например, перенос земли с места на место). Трупы собирали в специальный сарай и вывозили за пределы лагеря, где сваливали в специально выкопанные рвы.
Сколько всего погибло узников на территории Саласпилсского лагеря, точно сказать трудно. В 1944 г. вместе с бараками была уничтожена вся документация. Историки - сторонники тезиса о небольшом количестве жертв - указывают на отсутствие захоронений непосредственно на территории лагеря, где существует старое гарнизонное кладбище, исходя из размеров которого и ведется подсчет. Оставшиеся же в живых свидетели утверждают, что на этом кладбище хоронили только детей. Кроме того, как установила упомянутая госкомиссия, в отдельных могилах кладбища и между ними были захоронены по нескольку десятков тел. В акте экспертизы говорится, что при раскопке только одной пятой территории захоронений в 54 могилах были обнаружены 632 детских трупа в возрасте от 5 до 9 лет. А всего за три года существования лагеря "Саласпилс" там погибли не менее 7000 детей.

Прикладная мифология

Однако даже если сделать поправку на то, что точное число замученных и казненных узников Саласпилсского концлагеря пока не установлено, возникает вопрос: почему латвийские власти так стремятся к принижению масштабов трагедии? Почему лагерь, где массово убивали людей, не назвать тем, чем он был на самом деле, - "лагерем смерти"?

По мнению Фаворской, на деле проект памятника преследует главной целью не подтверждение добрососедских отношений между народами ФРГ и Латвии, а косвенное оправдание антироссийского настроя нынешних латвийских властей.
"Русскоязычная пресса уделяет слишком много внимания изданию, - в беседе с "Делом" прокомментировал разгоревшиеся дебаты сам Юрис Путиньш. - Мы составили путеводитель, а не учебник истории. Историей пусть занимаются политики и собственно историки. То же касается памятника: на высшем уровне принято решение, заверенное всеми необходимыми документами. Саласпилсская Дума и я, в частности, обеспечиваем его исполнение".

Позицию латвийских историков можно понять на примере вышедшего в 2005 г. сборника "История Латвии: XX в.", ставшего одним из основных учебных пособий в стране. Истории Саласпилсского лагеря в книге посвящено буквально несколько фраз, причем об общем числе жертв речь не идет, а категория "политзаключенные" трактуется намеренно размыто: "В октябре 1941 г. было начато строительство концентрационного лагеря в Саласпилсе... одновременно в лагере находились около 2000 чел. Это были политзаключенные разных категорий: участники движения сопротивления, евреи, дезертиры, прогульщики, цыгане и пр.".

Память должна быть выше политики

Как это часто бывает в тех случаях, когда к делу примешивается политика, в истории с созданием памятника немецким солдатам смешались две разные проблемы: проблема поддержания в достойном виде солдатской могилы и проблема памяти жертв нацистского концлагеря, которую "под шумок" создания солдатского мемориала латвийские власти решили намеренно "затушевать". Но почему?
"Попытка смягчить преступность фашистского режима, - говорит Маргер Вестерманис, - связана с тем, что коренное население Латвии пострадало от гитлеровского режима меньше, чем от советской власти. Если говорить о цифрах, то сталинские репрессии оказались более ощутимы. К конкретной ситуации, правда, это отношения не имеет: в памятнике нет ничего оскорбительного ни для России, ни для самих узников. Как бывший узник Рижского гетто и концлагеря в Кайзервальде я могу говорить, что любой человек имеет право на память".

Все это так. Но возникают вопросы. Почему, например, латвийские власти не провели официального представления проекта солдатского мемориала? Зачем надо было создавать почву для появления самых разнообразных слухов (наиболее мрачный из них: памятник планировалось возвести над захоронением бывших надсмотрщиков Саласпилса)? Есть, правда, встречный вопрос и к тем, кто подвергает действия властей критике. Как рассказал "Делу" директор Комитета братских кладбищ архитектор Эйжен Упманис, правозащитники, активно распространявшие подобные слухи, на протяжении долгого времени отказывались от конструктивного диалога непосредственно с Комитетом, реализующим немецкий проект.
Как представляется, коллизия с возведением в Саласпилсе мемориала 146 солдатам вермахта лишний раз продемонстрировала, что латвийское общество сегодня расколото и в социально-политическом плане в большей степени напоминает типичное постсоветское, нежели объединенно-европейское пространство. И неизвестно, сколько еще пройдет времени, прежде чем граждане этой страны (как, впрочем, и России) перестанут делить жертвы на "более" и "менее" достойные уважительной памяти...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru