Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 10/11/2008

Письма из Германии // Театр абсурда на сцене аэропорта // Профанация в работе служб безопасности

Адель КАЛИНИЧЕНКО

В течение восьми последних лет мне довелось работать в службе безопасности мюнхенского аэропорта, и поэтому я имела время изучить эту службу от "а" до "я". Так вот, в данном "алфавитном ряду", на мой взгляд, присутствуют "буквы", от изъятия которых безопасность не то что не пострадает, а, несомненно, выиграет.

Ку-у-у!

К примеру, в аэропортах уже давно существует неукоснительное правило: все без исключения пассажиры, вылетающие американскими авиалиниями, обязаны пройти предполетное интервью - так называемый "профайлинг". Без этой процедуры вход на борт самолетов авиакомпаний, осуществляющих авиарейсы в США, невозможен. Действо выглядит так. Перед регистрацией билетов к стойкам профайлеров (интервьюеров) выстраиваются длинные очереди, и каждому человеку поочередно задаются одни и те же формальные вопросы: "Кому принадлежит этот багаж? Кто его складывал? Где и когда? Что Вас просили взять с собой в самолет, чтобы отвезти в Америку?"

Затем пассажира положено чуть-чуть попугать: "Мы Вам задаем этот вопрос, потому что в прошлом случалось, что пассажир получал от родных и друзей какие-то предметы, в которых была спрятана взрывчатка".

Эта страшилка с интервалом в один вопрос почти слово в слово повторяется дважды. Нормальный человек, не страдающий фобиями и паранойей, смотрит на работника секьюрити с нескрываемой иронией: неужто я не понимаю, такова ваша работа - глупости спрашивать.

А профайлер не отстает: "Есть ли у Вас электрические приборы и приборы, работающие на батарейках?"

У всех есть. И что с того? А ничего с того вне зависимости от ответа. Вопрос ради вопроса. Бессмысленность его очевидна еще и потому, что все имущество пассажира (включая приборы) просматривается с помощью рентгена. При необходимости любой предмет, вызвавший подозрение, будет извлечен из багажа и подвергнут дополнительной проверке.

Напоследок у уставшего от странного допроса пассажира спрашивают: а не имеется ли у него с собой что-нибудь похожее на оружие или что-нибудь такое, что может быть использовано как оружие? Случается, что у какого-нибудь старичка отнимают зонтик или у старушки - вязальные спицы. Чтобы, не дай Бог, с помощью этих предметов им не удалось захватить самолет.
Никто, по правде сказать, не верит в целесообразность подобных строгостей, и для всех очевидно, что, например, безоружный, но владеющий приемами рукопашного боя мужчина опаснее дедушки с тросточкой. И что оба они одинаково безопасны для полета, потому что нет у них в голове ничего такого. Однако мысли не просветишь с помощью рентгена. А презумпция невиновности (точнее, невинности помыслов) отсутствует в аэропортах по определению.

Под занавес профайлер предупреждает каждого: "Никаких передач ни от кого в аэропорту не принимайте! Ручную кладь без присмотра не оставляйте! Ничего не покупайте в аэропорту с рук!"
Степень абсурдности последнего предупреждения запредельна. Потому что нет в цивилизованных странах традиции что-либо продавать и что-либо покупать с рук. Исключение составляют блошиные рынки. Но аэропорт мало их напоминает. Здесь яблоку некуда упасть от скопления бутиков и фришопов. И представить, что посреди этого великолепия кто-то сбоку на ухо шепнет тебе: "Эй, слышь, мобильник не нужен? Дешево уступлю", - за гранью любого абсурда.

...Но вот, наконец, всё позади: ответы на все вопросы получены, и пассажир может с чистой совестью продвигаться в направлении посадки. Но не тут-то было. На самых подступах к финишной прямой все те же профайлеры опять отлавливают всех и задают вопросы. Теперь они уже звучат так:
- Пока Вы шли сюда, где была Ваша ручная кладь?

Опешивший пассажир не понимает, с какой стати к нему прицепились:
- В руке у меня. А что случилось?

- Что Вы получили в аэропорту от других людей, чтобы отвезти в Америку?
- Никто мне ничего не давал...

Человеку уже и лететь-то расхотелось, а его всё пытают, как на детекторе лжи:
- А что Вы купили в аэропорту с рук?

Короче, "у попа была собака..."
Конечно, при наличии достаточного чувства юмора все это можно воспринимать как веселый спектакль, как игру в казаков-разбойников. Можно было бы и поиграть, и в спектакле поучаствовать, если бы на эти представления не тратились колоссальные деньги. Причем деньги пассажиров.

Предполагается, что профайлер - хороший психолог, что он сразу видит, когда человек врет, нервничает, что-то скрывает. Но, во-первых, нервничать человек может по разным причинам. Я, например, очень боюсь летать и всегда жутко нервничаю уже за неделю до полета. Во-вторых, психолог - это не только образование, которого у большинства профайлеров нет. Психолог, способный ощутить опасность, исходящую субъекта, от стоящего напротив, - это в идеале и талант, и интуиция, и чутье. Но с помощью таких критериев никто, занятый в этой службе, не оценивается. Все понимают, что есть некий ритуал по типу "Ку-у-у!" из "Кин-дза-дза". И все снизу доверху так и относятся к этому дурацкому представлению.

Великая китайская стена

Древние китайцы возвели великую китайскую стену. Как говорится, с одной-единственной целью - для обеспечения безопасности. Потом прошли века, и в великой китайской стене, с точки зрения обеспечения безопасности, не стало никакого проку. Так вот, кажется мне, что в аэропортах мира существует очень много "великих китайских стен", не имеющих к проблеме обеспечения безопасности никакого отношения, кроме символического.
Некоторое время назад на одном из французских авиарейсов какой-то, возможно, душевнобольной пассажир попытался устроить теракт с помощью взрывчатки, спрятанной в собственном ботинке. Но, к счастью, он был обезврежен бортпроводницей. Сразу после этого происшествия во всех аэропортах Европы началось массовое разувание. Пассажир в обуви, независимо от ее фасона и его, пассажира, пола и возраста, автоматически причислялся к группе подозрительных лиц на том лишь основании, что переступил порог аэропорта не босиком.

С помощью рентгена во время той кампании проверили ботинки, предположим, у двадцати миллионов человек. С тем же нулевым результатом могли бы проверить обувь на предмет тайного содержимого у шестидесяти миллионов. Это была, по сути, обыкновенная кампанейщина, демонстрация реагирования на случившееся во Франции. А еще - самая настоящая глупость.
Мне тогда часто приходила в голову хулиганская мысль: если бы тот идиот спрятал взрывчатку к себе в исподнее, как бы в таком случае службы безопасности аэропортов создавали видимость тотальной проверки?

После предотвращенного в Лондоне теракта, в котором планировалось использовать жидкие компоненты, в аэропортах Европы тотчас начался театр абсурда. Это буквально напоминало грабеж среди бела дня. У всех пассажиров поголовно отнималась почти вся косметика: кремы, тушь для ресниц, губная помада, французские духи, а также коньяк и вино, виски и ликеры... Не вызывали доверия ни лекарства, ни детское питание (даже при наличии младенца). Количество экспроприированного добра измерялось десятками доверху набитых ящиков, которые из аэропортов прямиком направлялись на свалку.
Расставались пассажиры со своим добром по-разному - кто-то рыдал, кто-то скандалил... Но большинство покорялось судьбе безропотно. И покорялось, на мой взгляд, именно потому, что люди уже привыкли, к сожалению, не искать здравый смысл в действиях службы безопасности аэропортов.

Сколько в результате массированной проверки ботинок и отнятия коньяков было найдено взрывчатки и предотвращено терактов? Полагаю, ноль. Иначе по этому поводу что-нибудь да протрубили бы.
Сейчас все как бы утряслось, вошло в цивилизованное русло. Драм при раскулачивании пассажиров больше не случается - во всяком случае, таких крупномасштабных. Даже духи в ручной клади легализованы. Однако с оговоркой: флакон не должен вмещать более 100 мл и должен быть закрыт в пластиковом пакетике с молнией. Может, я чего не понимаю в пиротехнике, но откуда взялась эта норма и почему, к примеру, флакон емкостью в 150 мл опаснее для полета, чем флакон в 100 мл, и что это за преграда такая для задумавшего черное дело злодея - пластиковый пакетик?

Не зря говорил мудрый Уинстон Черчилль: "Опасайтесь нововведений, особенно если они логически обоснованны". Ведь как нет предела совершенству, так нет предела и абсурду. Если постараться, можно логически обосновать и затем мотивированно запретить к провозу все сыпучее: ведь гексоген - штука сыпучая. А пластид мнется, как глина. Мнущееся тоже надо запретить. И всё с одной целью: чтобы за наши деньги убедить нас, что о безопасности полетов неустанно заботятся.
Вообще, самым эффективным средством в этом очковтирательстве был бы полный запрет всей гражданской авиации в целом. Нет авиации - нет, как говорится, проблемы. Но пока такого запрета не установлено, нужны более современные методы обнаружения как взрывчатых веществ, так и самих "бомбистов". Нужны именно эффективные технологии и высокая компетентность сотрудников, а не эффектные методы имитации того и другого.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru