Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 10/11/2008

С кем вы, мастера культуры? // Олег Рябоконь // Искусству некого вести

Николай КУДИН

Петербургский кинорежиссер Олег РЯБОКОНЬ, известный по фильмам "Физики", "Прекрасная Елена", "Шаги императора", телеспектаклю "Эзоп" и др., рассказывает о том, какую роль играет в РФ власть в жизни "важнейшего из искусств"...

- Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее состояние телевизионной киноиндустрии и, в сравнении с ней, "большого кино"?

- Телевидение сегодня - это целиком и полностью контролируемая государством структура, включая кабельные каналы. Отсюда и нравственные установки, и репертуарная политика, которая либо вообще не затрагивает острых тем, либо следует генеральной линии сериального единомыслия. Обязательно кто-то должен пострелять; а предел остроты заключается в том, что, скажем, депутат Госдумы оказался нечистоплотным политиком - выше уже нельзя. Невозможно представить, что у нас могут снять фильм (вроде тех, что нередко делаются в США), где президент государства допускает какую-либо ошибку. В итоге мы наблюдаем постоянное снижение художественного уровня сериальной продукции в основной ее массе. Есть исключения - "Штрафбат", "Идиот", "Преступление и наказание". Но, как правило, с утра до вечера слышно одно и то же: "я не убивала", "а где вы были?", "ты в порядке?" - т.е. всевозможные штампы, выполненные через отвратительные изобразительные решения - всё залито светом; плоские лица; героини - обязательно красотки (если их две, то блондинка и брюнетка - иначе режиссер почитается уже за авангардиста). Путевые обходчицы отправляются на дежурство в таком макияже, что хоть сейчас в ночной клуб; солдаты, прошедшие полвойны - в новенькой отглаженной форме со стрелками, явно только что взятой со склада...

Что касается большого кино, то там, на мой взгляд, нравственная и художественная планка не в пример выше, чем в сериалах. В большом кино сохранились еще режиссеры, которым дорого их имя и которые не подвержены ни художественной, ни политической конъюнктуре - Сокуров, Герман и др. Они снимают фактически авторское кино и полагают, что в их положении, в их возрасте и при их нравственном воспитании нелепо зарабатывать себе льготы, подстраиваясь под кого-то в своем творчестве.

- Однако куда больший коммерческий успех имеют сейчас совсем другие режиссеры, снимающие патриотические ленты - "1612", "9 рота", "Александр. Невская битва"...

- Здесь, к сожалению, соглашусь с Вами. Эти картины не создаются на средства самого Хотиненко или Бондарчука, как и фильмы Никиты Михалкова не снимаются на средства Фонда культуры, - это проекты, дотируемые государством. А кто заказывает музыку, тот под нее и танцует. Скажем, когда в нашем высшем руководстве появились люди, причастные к силовым структурам, тут же акцент в кинематографе был перенесен на детективно-розыскные сюжеты. А нынешняя "волна патриотизма" среди наших деятелей кино - видимо, составная часть пресловутого "поднятия страны с колен", и развивают эту патриотическую тему на базе возвращения к наиболее официозно-триумфальным страницам нашей истории или сюжетам о том, как современный российский патриот борется против тех, кто не желает подъема России.

Я, правда, до сих пор не осознал до конца, кто же ее поставил на колени. Нам говорят, что какие-то злоумышленники - вроде Горбачева и Ельцина. Выходит, до них - т.е. при Сталине, Хрущеве, Брежневе - с осанкой у страны все было в порядке, и шла она вперед семимильными шагами?

- Сейчас подобная точка зрения может считаться едва ли не официальной...

- В последнее время мы наблюдаем тенденцию к переосмыслению того, что произошло с нашей страной в начале ХХ в. Нам говорят: давайте не стричь всех под одну гребенку, не все было так уж плохо, давайте выберем лучшее. И в этом есть определенный резон: сейчас нам действительно не хватает некоторых вещей, которые были свойственны советской действительности - какая-то социальная защита, равенство и т.п. Но посмотрите, до чего дошло! Возьмем, к примеру, конкурс "Имя России". Сталин лидировал по ходу предварительного голосования на протяжении 70% времени, а я допускаю, что и все 90%. Я не слишком доверяю нашему рейтинговому интерактиву, этим меняющимся цифрам на экране (на выборах ведь тоже не знаешь, куда на самом деле бегут цифры). И то, что в итоге Сталин, войдя в список итоговых 12 кандидатов, все же уступил первое место, полагаю, объясняется лишь неприятием, которое, по разным причинам, питает к этой фигуре нынешнее российское руководство, хотя и там хватает людей, являющихся сторонниками сильной руки и идеи о том, что Россия для демократии не созрела. Не случайно самым растерянным человеком во время обсуждения Сталина выглядел Любимов, который явно находился под давлением и не имел права допустить победы сторонников Иосифа Виссарионовича. Поэтому и преамбулу к обсуждению он формулировал особым образом: дескать, "конечно, Сталин выиграл войну, но нельзя забывать..." Но то, что огромная часть зрителей, тем не менее, симпатизирует Сталину, меня удручает, как удручает и возвращение к уже подзабытым моделям информационной политики. Если раньше в новостных блоках студии сами определяли приоритетность того или иного сюжета, то теперь т.н. "первая" новость всегда прилетает откуда-то. И вроде бы нет назначенных цензоров, однако все понимают "что к чему". ТВ (во всяком случае, его информационная часть) сейчас направлено на промывку мозгов, на формирование "правильного" мироощущения и определенного взгляда на политику государства.

Ну как можно всерьез называть "Первый канал" "Общественным российским телевидением"?

- А почему общество с такой готовностью принимает телевизионный спектакль за чистую монету?

- Общества в высоком смысле слова у нас нет, как нет и слоя, способного анализировать происходящее, сопоставлять факты и принимать решения. У нас есть население - пассивное и в массе своей не гражданское. Как пример - реакция нашего "общества" на Беслан. В европейских городах происходили стотысячные демонстрации против терроризма и т.п. А у нас, когда все улеглось, на Васильевский спуск автобусами свозили протестующих. В 1991 году, когда бронетехникой во время путча раздавили трех мальчиков, вся Москва вышла на улицы. Тогда люди верили, что от их мнения зависит, какой путь выберет Россия. Сейчас большинство понимает, что от его мнения ничего не зависит. Это самая большая беда нынешней РФ.

- Должны ли деятели культуры ставить вопрос о неприемлемости нынешнего положения вещей, о том, что сегодняшним курсом мы не можем прийти к гражданскому обществу?

- Человек, который считает себя художником, должен иметь собственную точку опоры. Она может меняться, корректироваться, но в известных пределах. Жизнь - это искусство компромисса, но не такого компромисса, когда сегодня ты говоришь одно, завтра - другое, третье. Сейчас, сколько бы писем ни писалось, наша интеллигенция, по большей части, утратила свой статус, она никого никуда не ведет и чаще всего помалкивает. Многие из них вписались в структуру новой РФ и не станут рвать на себе рубашку за абстрактные идеи. Кое-кто из них идет дальше и пишет подметные письма в надежде на блага со стороны власти. Но есть и другая сторона медали: все больше деятелей культуры, как мне кажется, приходят к мысли, что и вести-то им за собой некого...

- А могут ли еще кого-то повести за собой лидеры либеральной оппозиции?

- В глобальном аспекте я отношусь к ним положительно, но в их реальный успех не верю, как ни горько это признавать. Не только потому, что многие из данных лиц перетерты в политике настолько, что даже их бывшие соратники им не доверяют. Объяви сейчас, что через три недели в Петербурге состоится Марш несогласных, - не соберется и десятая часть тех, кто вышел на улицы полтора года назад. И дело не в том, что все участники того марша куда-то исчезли, а в том, что он не дал никаких реальных результатов. Люди, которые пытаются объединиться, ищут какую-то основу, они достойны уважения, но должна измениться сама ситуация в стране, чтобы объединение дало какие-то результаты.
Сейчас, когда цена на нефть упала ниже отметки, запланированной в бюджете, наступает момент истины. Мы увидим, насколько действенна наша исполнительная власть, в каком состоянии на самом деле находится экономика, спасут ли пресловутые "подушки безопасности". Иногда подобные кризисы, несмотря на катастрофичность последствий, дают очистительный импульс. Когда тревожные вопросы коснутся каждого, изменится, возможно, само сознание людей, они поймут, чего стоили все обещания и успокаивающие заявления. Ведь еще несколько недель назад Медведев заявил, что чем вмешиваться в отношения России и Грузии, Буш лучше бы занялся экономикой США, которая трещит по швам. А наша, стало быть, не трещит?

Я, как и все нормальные люди, удручен грядущими экономическими трудностями, но полагаю, что если нефтяная халява закончится и старушки, не дай Бог, побегут закупать соль впрок, отношение людей к власти изменится, их взгляд на ситуацию станет более объективным.

- Не кажется ли Вам, что поврежденными оказались какие-то первичные основы человеческой нравственности? Ведь все вроде бы нормальные люди понимают, что держать в тюрьме беременную женщину, не представляющую никакой опасности, недопустимо. Тем не менее, большинство граждан не считает возмутительным равнодушие президента к этой проблеме...

- Вы говорите - нормальные люди... Но если сейчас провести объективное социологическое исследование, то я убежден, что где-нибудь в Норильске не более 15% человек выступят, скажем, за освобождение Ходорковского. Во-первых, они получают из СМИ абсолютно одностороннюю информацию и не осознают, что успешный Абрамович использовал абсолютно те же схемы минимизации налогов, что и заключенный Ходорковский. Во-вторых, наш народ изначально не любит богатых и считает их виновниками своих несчастий, особенно если богатые имеют что-то против батюшки-царя и прямо говорят центральной власти, что коррупция гораздо ближе дальнего Востока, где власть привыкла ее искать.

- Если бы Вам сегодня дали возможность экранизировать любое литературное произведение, то какое бы Вы сочли наиболее актуальным и необходимым сегодняшнему российскому обществу?

- Я не считаю, что какое-либо произведение может стать актуальным рецептом для общества. Необходимо экранизировать те сюжеты, которые базируются на классических вопросах нашей жизни. Искусство не призвано решать вопросы - пусть этим занимается публицистика. Искусство должно обострять вопросы, обнажать проблемы. И нам нужно так поставить вопросы, чтобы подтолкнуть население к формированию подлинно гражданского общества.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru