Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 10/11/2008

Русский Дисней: как это делается

Сергей Князев

Мультсериал "Смешарики" довольно шумно отметил недавно свое пятилетие. Возраст проекта еще детсадовский, но развернулся он уже по-взрослому: более сотни серий, эфиры на самых рейтинговых каналах, два десятка деловых партнеров, среди которых "Мегафон" и сеть магазинов "Детский мир", оборот продукции - оригинальной и франчайзи - на конец прошлого года (последние открытые данные на сегодня) достиг $ 100 млн.

Не говоря уже о популярности у детей и безусловном доверии со стороны взрослых: "Смешарики" - едва ли не единственный современный мультфильм, который, например, я как молодой папашка готов дать смотреть своим детям, не ознакомившись предварительно с содержимым лично.

Не секрет, что финансовая и эстетическая составляющие многих проектов у нас довольно скоро приходят в противоречие: художники нередко становятся заложниками бизнеса. "Смешарики" - сколько можно судить - являются счастливым исключением. Уже сейчас можно сказать: перед нами - замечательный образец менеджмента и маркетинга в области культуры. О секретах успеха мы расспросили Дениса Чернова - ведущего режиссера Студии компьютерной анимации "Петербург", которая и занимается производством сериала.

- Денис, сколько времени лично Вы в проекте?

- С момента организации студии. Собственно, студия и была создана под проект. В свое время, в 2001 г., мой давний товарищ (я с ним знаком больше 15 лет) - Салават Шахинуров - нарисовал объевшихся зверей. Вроде получилось забавно, и он пришел с этим к нашему нынешнему продюсеру Илье Попову. Возникла идея сделать некий бренд с этими персонажами. Но бренд сам по себе не работает - требуются деньги, большое количество людей, реклама, чтобы этот самый бренд раскручивать. Реклама, как известно, штука дорогая и в изготовлении, и в прокате. Значит, нужно сделать некий анимационный продукт, который был бы интересен и сам по себе, и в плане продвижения бренда. Все это тихонько обдумывалось, но не двигалось никак, пока в проекте не появился Анатолий Прохоров, один из создателей студии "Пилот" и соратник Александра Татарского, автора "Пластилиновой вороны", "Следствие ведут колобки" и проч. Он стал художественным руководителем проекта. Салават позвонил мне (я тогда работал на студии "Мельница") и предложил необычную идею: не хочу ли я принять участие в странном проекте про странных зверушек, которые будут что-то делать, ходить друг к другу чай пить и не будут ни с кем воевать. Я подумал: здравомыслящие вроде люди, почему бы не попробовать. Меня пригласили на должность ведущего режиссера Cтудии анимационного кино "Петербург", кем я все это время и работаю.

- Что такое ведущий режиссер?

- Это, во-первых, режиссер. Я до недавнего времени делал серии сам, я сделал 42 серии и при этом осуществлял контроль за действиями других режиссеров, поскольку параллельно делаются обычно три серии. В нашей команде появлялись новые люди, мы их подучивали, воспитывали. Они рисуют раскадровки, мы с ними все обсуждаем, вносим какие-то коррективы. Все это организует и координирует ведущий режиссер.

- То есть Вы начальник над режиссерами. А над Вами есть начальники?

- У нас продюсер не влезает в творчество. Множество интересных проектов чахнет по той простой причине, что продюсер начинает чувствовать себя чемпионом по всему: как актеров выбирать, как снимать, какую историю и как рассказывать, и т.д. Наш продюсер Илья Попов говорит: творчество - это твое, финансы - мое. Мы можем говорить про концепции, как двигаться в выбранном направлении, но двигаюсь в этом направлении уже я, никто меня не заковывает в какие-то кандалы. Разумеется, есть некие ограничения, которые мы сами себе поставили, чтобы проект был все-таки целостный, чтобы он не разваливался.

- В чем заключаются ограничения?

- У нас в сериале нет антагонистов. Нет зла, с которым борются персонажи. У нас разговор про другое - про человеческие отношения. Полная противоположность историям про Тома и Джерри, где в одной серии бьют молотком, в другой - обрушивают на голову рояль... Это была как бы общая идея, изначальная, что есть такое место, где звери, анимационные персонажи, живут весело и дружно, где никто никого не хочет завоевать, никакой злодей не приходит с мечом. Понятно, что все это восходит к миру Винни-Пуха, где нет врагов. Собственно, идея оформилась, как только сформировались персонажи. Это заслуга нашего сценариста Алексея Лебедева, который написал уже больше ста пятидесяти сценариев, это уникальный случай - в России ничего подобного не было. Со временем у персонажей появились прописанные характеры. У каждого свои привычки, свои проблемы (потому что когда все хорошо - про что рассказывать?). У каждого свой мир. При пересечении, при столкновении этих маленьких мирков возникает драматургическая ситуация, правильная конфликтная ситуация, на основе которой можно строить историю. Вообще, драматургия в анимационных фильмах - советских, российских - вещь крайне необычная, потому что анимация - так исторически сложилось - это вроде как для детей, сюжеты типа - пионеры пошли погулять. Было хорошо, а стало еще лучше. Все это плоско, не очень интересно. Нам, кажется, удалось вдохнуть жизнь и индивидуальность в каждого персонажа. И рассказать серьезные драматические истории, не опускаясь на корточки.

- Говорят, что сейчас киноиндустрия испытывает колоссальный кадровый голод. Выпускники профильных учебных заведений приходят в реальное кинопроизводство абсолютно неподготовленными. Вы сталкиваетесь с этим?

- Нам повезло. Счастливое стечение обстоятельств, абсолютно невероятное, невозможное, не просчитываемое заранее: в самом начале проекта собралась группа симпатизирующих друг другу людей. Прошло пять лет. Уберите одного человека из этой группы - и всё абсолютно станет другим; уберите двоих - проект рухнет. Сценарист Алексей Лебедев незаменим, наши композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев - это просто маньяки, они под каждую серию пишут оригинальный трек. Ни за какие деньги человека не заставишь так работать. Вроде серия - шесть минут. Опыт есть - можно как-то что-то скомпилировать, уже есть сто записанных треков. Нет, они будут писать с нуля. Напишут, запишут - до тех пор не успокоятся. А вообще, действительно, с кадрами беда. Нет никого и найти невозможно ни за какие деньги - нет людей, нет. Где-то, может быть, сидят в своих углах какие-то талантливые люди, но их не найти. А ВГИК - да, выпускает зачастую просто профнепригодных людей.

- А как складываются у вас отношения с телеканалами?

- Есть программа на "Домашнем", и канал "Теленяня" нас часто показывает.

- Я видел серии в "Спокойной ночи, малыши" на РТР.

- В "спокойках" мы уже давно не участвуем. "Смешариков" можно чаще встретить на СТС. Какие-то первые серии там взяли за очень-очень смешные деньги. Практически не за деньги, а просто так. На пробу. Но спустя полгода они уже сами звонили, интересовались планами. Приносите, дескать, будем брать. И чем дальше, тем дружелюбней. Теперь там катают "Смешариков" с удовольствием.

- За деньги уже не смешные?

- Сейчас продается столько товаров с брендом "Смешарики", что, в принципе, сериал может выйти на самоокупаемость. Но в течение долгого времени это было абсолютно убыточное занятие. За показ одной серии телеканалы платили двадцать долларов. Потом стало сто. Но какая разница, если себестоимость одной серии - 30-40 тысяч долларов? Зритель включил, посмотрел, хи-хи, ха-ха, но это несколько месяцев работы студии. Так что без гоcподдержки ничего бы не вышло. На выпуск первых двадцати серий федеральные агентства по культуре и по печати выделили гранты, покрывшие 60% расходов. Сейчас государственная поддержка не превышает трети затрат.

- Сложно было ее получить?

- Думаю, деньги дали с удовольствием. Концепция была так хорошо проработана и прописана, что не могла не вызывать уважения.

- Есть ли со стороны телеканалов, в том числе государственных, попытки продиктовать что-то, указать, как надо снимать?

- Один-единственный раз по требованию одного-единственного канала переименовали одну из серий. "Черный ловелас" заменили на "Страшилку для Нюши". Кому-то там в слове "ловелас" почудилось что-то неприличное. А вообще, чтобы нам диктовать что-то, ни у кого нет никаких оснований - ни моральных, ни юридических. Каналы ведь ничего не заказывают, нам еще предстоит до этого дожить.

- Что проект родился в Петербурге, развивается в Петербурге, и вообще весь такая петербургская кааба - это случайность? Возможно ли что-либо подобное в другом месте - в Москве, скажем?

- Думаю, дело не в географии проекта, а в том, что за люди его осуществляют. Если бы эти люди собрались в Москве, "Смешарики" делались бы в Москве.

- Иностранные студии проявляют к вам какой-то интерес? Голливуд, например?

- У Голливуда нам еще учиться и учиться. Хотя американская компания 4Kids Entertainment, дистрибьютор "Черепашек ниндзя" и "Покемона", вот только что приобрела права на трансляцию 104 серий "Смешариков" и продажу брендированных товаров в англоязычных странах. Китай купил несколько серий, с Германией ведутся переговоры, с Кореей... Но зрительская аудитория там стала до того прожорливая... Запланированные нами двести серий по шесть минут - это одна пятая от того, что им хотелось бы получить. Стандартный минимальный пакет - 26 серий по 26 минут. Причем у тебя сразу же, тут же, должен быть готов следующий блок, потом еще один. Мировая анимационная индустрия - это огромная машина. Вон, South Park - у них уже больше тысячи серий.

- Не устаете?

- Одно время у меня была такая мысль: сделать двести серий "Смешариков" - это прямая дорога в сумасшедший дом. Это очень много, очень долго, мы пять лет уже этим занимаемся. Это может вызвать аллергию у любого. Единственный рецепт от нее - делать что-то такое, что понравилось бы тебе самому. Каждую серию - как нечто штучное, в разных жанрах, в разных стилистиках...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru