Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 10/11/2008

Регламентация коррупции // "Нацпроект" в жанре fantasy?

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

Российская власть заявляет, что изобрела чудодейственный эликсир для эффективной борьбы с взяточничеством, коррупцией и бюрократизмом. В октябре в СПб прошли последние публичные слушания по вопросам внедрения этого "волшебного средства" в жизнь.

Речь идет о т.н. федеральных административных регламентах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (далее - Регламенты). В этих документах четко прописано, какие процедуры, в каких случаях и за какие сроки должен совершать чиновник. Регламенты призваны свести к минимуму необходимость личного общения госслужащего с обратившимся к нему лицом. Предполагается, что в этом случае не остается пространства для закулисных договоренностей. Кроме того, Регламенты призваны уменьшить объем административных мытарств для граждан РФ. Так, если раньше иногородний студент, чтобы поменять паспорт, вынужден был ехать к себе домой (например, из СПб на Сахалин), то теперь, согласно Регламенту, он может это сделать по месту обращения в течение 2 месяцев.

Регла - менты?

Недоверие к этой "антикоррупционной сыворотке" возникает сразу же, если учесть, что в рамках т.н. административной реформы упомянутые Регламенты активно внедрялись различными министерствами и ведомствами на протяжении последних трех лет. Но коррупция в эти же годы продолжала бурно цвести и плодоносить. Тем удивительнее, что многие уважаемые эксперты смотрят на практику внедрения Регламентов с явно преувеличенным оптимизмом.

"Регламенты - основное средство борьбы с коррупцией, т.к. она чаще всего возникает на нерегламентированном поле, где процедуры непрозрачные, теневые либо вообще не предусмотренные законом. Прописывая же конкретные процедуры, законодатель уничтожает взяткоемкое и коррупциогенное поле", - пояснила "Делу" Татьяна Кукса - руководитель юридического направления работы Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), проводившего упомянутые выше публичные слушания. А по словам представителя некоммерческого партнерства "Институт национального проекта "Общественный договор"" Александры Чабановой, с помощью административной реформы и, в частности, Регламентов гражданское общество в РФ постепенно цивилизуется, происходит настройка государственного сервиса, а потребители чиновничьих услуг (бизнес и общество) из просителей и посетителей становятся полноценными участниками государственного и правового процесса.

Пока же раздаются бодрые ученые заклинания, внедрение Регламентов идет чрезвычайно туго. По словам директора АНО "Ресурсный Правозащитный Центр" и соорганизатора публичных слушаний в СПб Марии Каневской, тестирование петербургских ведомств показало: 80% Регламентов не исполняются должным образом. Порой же в ходе тестирования выяснялось, что служащие вообще впервые слышали слово "Регламент" и очень удивлялись, когда граждане вдруг начинали ссылаться на свои права, требуя "регламентированного" обеспечения...

Регламент - что дышло?

Вряд ли кого-нибудь из "тертых" граждан РФ удивит и тот, казалось бы, парадокс, что в тех случаях, когда чиновники оказывались наслышаны о существовании Регламентов, это зачастую лишь усиливало административные барьеры для простых смертных, возжелавших получения услуг от государства: "Иногда органы подходили к процессу разработки Регламента формально, - отмечает Татьяна Кукса. - Вроде бы правильно следовали процедуре, но на деле лишь переписывали в Регламент свои старые инструкции или даже вносили избыточные процедуры".

Впрочем, иногда чиновники добросовестно хотели, но не могли разработать качественный Регламент, т.к. этому мешало текущее законодательство и вышестоящие нормативные акты. По словам руководителя отдела социокультурных исследований "Левада-центра" Алексея Левинсона, наиболее жарким выдалось обсуждение регламентов в сфере экологии и природопользования, где в законодательстве зияют такие лакуны, которые не замазать никакими Регламентами. По той же причине, как признаёт Татьяна Кукса, мониторинг выявил серьезные недостатки в регламентировании функций таких органов, как МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор: "Например, в Регламентах по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности не описаны в точности все процедуры, сопровождающие проверку, а все потому, что до сих пор не разработаны специальные технические регламенты. Поэтому регламенты по таким госорганам пока бесполезны - они не привносят ясности, не устанавливают новые правила игры, а значит, не делают безопасной работу ни инспекторов, ни предпринимателей".
По словам Куксы, основной изъян законодательства в том, что почти все ныне существующие контрольно-надзорные функции слишком широки, избыточны и противоречивы.

Впрочем, эксперты надеются, что изменение законодательства - пусть не скоро и нелегко - случится и в итоге произойдут разделение или совмещение различных процедур и ведомств, передача функций регионам или, наоборот, центру - в зависимости от удобства для граждан и оптимальности для госорганов.
Мария Каневская полагает, что замечания экспертов будут непременно учтены, т.к. заказчиком мониторинга и слушаний в лице минэкономразвития было само государство. Аргумент, прямо скажем, не убийственный, особенно если учесть, что уже сегодня в ряде случаев чиновники откровенно сопротивляются внедрению новых Регламентов. "Так, в отношении обращений граждан можно сказать, что министерство юстиции крайне неохотно соглашается с необходимостью вводить упрощенные процедуры исполнения каких-то функций, - сетует Кукса. - Самыми успешными можно, пожалуй, назвать регламенты федеральной миграционной службы".

Телята, айда бодаться с дубом!

Едва ли не самым тягостным для граждан обстоятельством, связанным с Регламентом, является процедура отстаивания своих прав при нарушениях их чиновниками. Если чиновник не исполнил предписания Регламента, то его действия следует обжаловать у вышестоящего руководства. Однако, как считает сама же Татьяна Кукса, вряд ли вышестоящий чиновник вынесет решение, признающее действия нижестоящего коллеги неверными: "Поэтому, если не помогает жалоба, нужно обязательно обращаться в суд, где гражданам уже удавалось добиться исполнения регламентов".

"Чем больше окажется судебных случаев, - говорил в интервью изданию "Газета" директор департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров, - тем лучше. Вспомните ситуацию с законом "О защите прав потребителей". Он заработал после того, как конкретные граждане, пусть и через Ассоциацию потребителей России, начали через суд обжаловать действия продавцов".
В утешение обществу творцы административной реформы обещают наладить электронные формы взаимодействия граждан и органов власти. Так, уже вовсю осуществляется федеральная программа "Электронная Россия", призванная позволить населению взаимодействовать с госорганами через интернет: заполнять предварительные документы, бланки, записываться на прием, а в идеале - получать после запроса все подписанные документы.

Эксперты исследовали 50 федеральных и 25 региональных органов исполнительной власти на предмет того, насколько их сайты наполнены информацией и насколько местные ведомства готовы к электронному взаимодействию с населением. Результаты оказались неутешительными. "Информация не только выложена в мизерном объеме, но и трудно находима. Сегодня объем доступной на сайтах информации лишь на 3% соответствует уровню электронного взаимодействия, к которому мы хотим прийти, т.е. полной интерактивности", - подвела итог в рамках общественных слушаний директор Института развития свободы информации Елена Голубева.
Еще одним средством, упрощающим гражданам общение с чиновниками, должны стать многофункциональные центры по оказанию государственных услуг, которые в рамках административной реформы начинают открываться в ряде городов РФ. Это своеобразные государственные супермаркеты, где по принципу "единого окна" можно получить любые услуги - от муниципальных до федеральных: оформить паспорт, зарегистрировать недвижимость и совершить другие действия, не обращаясь непосредственно в профильные ведомства.

Правда, оценивать работу таких супермаркетов еще рано; ибо они только начали открываться. Оснастить же каждый крупный регион подобными центрами правительство планирует в течение 3 лет.

Тихо едем. Доедем ли?

"Конечно, административная реформа, учитывая число проблем, растянется на годы, - меланхолически заключает Татьяна Кукса, но все же добавляет щепотку оптимизма: - Однако она все же осуществится. Внедрение регламентов уже внесло позитивные сдвиги в нашу действительность".
Так, сократились сроки регистрации СМИ и недвижимости. В некоторых городах упростились процедуры проверок надзорных органов и выдачи паспортов.

"Благодаря постоянным исследованиям, заказчиком которых выступает правительство РФ, мы узнаём, как в действительности работают наши чиновники, и эта информация принимается к сведению и по ней начинают работать. Поэтому мы действительно можем улучшить работу ведомств. Да и юристам с таким инструментом, как Регламент, легче защищать права граждан", - подытоживает Кукса.

Если Вас убеждает это рассуждение и Вы хотите внести свой вклад в работу над чиновничьими ошибками, Вы можете обратиться на сайт ГУ-ВШЭ: http://monitoring.hse.ru/invitation, написать по электронной почте: monitoring@hse.ru, либо позвонить по тел. бесплатной "горячей линии" 8-800-700-0-600 и рассказать о своем опыте получения государственных услуг.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru