Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что читает Петербург? 27/10/2008

Что читает Петербург // Грядущий Аттила // Игорь Ефимов об истоках международного терроризма

Дмитрий ТРАВИН

Издательский Дом "Азбука-классика" выпустил необычную книгу: "Грядущий Аттила. Прошлое, настоящее и будущее международного терроризма". Автор исследования - Игорь Ефимов - предлагает весьма нестандартный взгляд на проблему, которую многие обсуждают после трагических событий 11 сентября 2001 г.

Простые ответы не подходят

Существует два стандартных подхода к проблеме международного терроризма.

Первый, доминирующий в нашей стране, практически отождествляет его с обыкновенным бандитизмом. Есть, мол, некие бородатые южные ребята, которые по какой-то причине (то ли за большие "бабки", то ли из-за своего непреодолимого желания развалить нашу великую державу) устраивают всякие нехорошие дела - взрывают дома, уничтожают самолеты и - самое главное - нарушают конституционный порядок в некоторых нестойких субъектах Российской Федерации. Нарушителей этих требуется мочить. Если выполнять данное действие с достаточным упорством, проблема разрешится и конституционный порядок восстановится.

Второй подход, широко распространенный среди левых сил на Западе, напротив, основывается на признании неотъемлемых прав террористов. Считается, что их действия проистекают из бедствий, обрушившихся на слаборазвитые страны мира. Богатые государства плохо заботятся о бедных. Более того, они используют различные формы неоколониализма, тем самым усугубляя царящую в третьем мире нищету. Разрыв между Севером и Югом усиливается, а потому угнетенные народы открывают боевые действия против своих угнетателей. Соответственно, если Север откажется от неоколониализма и поделится своими богатствами, если в мире вдруг установится некий новый, справедливый, порядок, то исчезнет и почва, питающая международный терроризм.

Нельзя сказать, что эти два подхода совершенно ошибочны.

С одной стороны, среди террористов действительно есть множество бандитов, использующих объективно возникающие проблемы для того, чтобы погреть руки (тем более что в некоторых горячих точках сформировались уже целые поколения людей, не умеющих делать ничего иного, кроме как добывать себе средства к существованию с помощью оружия). По отношению к бандитам никакой иной способ умиротворения, кроме подавления силой, не срабатывает.

С другой же стороны, у миллионов людей в странах третьего мира действительно складывается представление, будто их эксплуатируют транснациональные корпорации (ТНК). Невозможно объяснить темной необразованной толпе, подзуживаемой агрессивно настроенными лидерами, что из нищеты выводят разумные экономические реформы и сотрудничество с ТНК, а отнюдь не конфронтация и не террористические действия. Поэтому подавление силой почти всегда оказывается безуспешно, если не сопровождается тонким политическим маневрированием, многомиллиардным кредитованием за счет средств международных финансовых организаций, а также опорой на те элиты развивающихся государств, которые склонны к осуществлению модернизации.

Но мы не поймем глубинных проблем ожесточенного противостояния Севера и Юга, которое принято называть то международным терроризмом, то третьей (или даже четвертой) мировой войной, если не обратимся к фундаментальным причинам столь часто проявляющейся непримиримости пассионарных лидеров исламского мира. Одну из редких, но в то же время очень интересных попыток выявления этих фундаментальных причин дает нам в своей новой книге Игорь Ефимов.

Писатель, историк, философ

Кто же такой Игорь Маркович Ефимов? Это русский писатель, историк, философ и публицист. С 1978 г. он живет в США. Российскому читателю Ефимов известен в основном своими романами - "Архивы Страшного суда", "Седьмая жена", "Неверная", "Новгородский толмач", "Невеста императора" и др. Но, кроме этого, его перу принадлежат такие фундаментальные философские труды, как "Метаполитика" и "Практическая метафизика", а также историко-политические и социально-философские работы "Кеннеди, Освальд, Кастро, Хрущев" и "Стыдная тайна неравенства".

Нынешняя книга продолжает линию историко-политических исследований Ефимова. Причем сразу следует отметить, что "Грядущий Аттила" качественным образом отличается от подавляющего большинства "научных" книг, создаваемых у нас в стране различными публицистами и писателями.

Обычный отечественный мыслитель сам книг не читает, исторических фактов не знает, но спешит поведать миру о тех "гениальных" идеях, которые зародились у него в мозгу. По этой причине чрезвычайно редко такого рода идеи имеют какое-либо отношение к реальной жизни. Как правило, это фантастические схемы, предполагающие немедленное устройство всеобщего счастья.

Книга Ефимова, напротив, обладает всеми признаками профессионального научного исследования. Список использованной литературы занимает целых пять страниц, причем большая часть книг из этого списка на английском языке. Кроме того, все приводимые автором многочисленные историко-политические примеры подтверждены соответствующими сносками. То есть Ефимов действительно серьезно работал со своими источниками, действительно выстраивал исследование на конкретных фактах, а не занимался имитацией научности, как делают некоторые авторы, заранее формулирующие свои идеи.
Словом, "Грядущий Аттила" - качественная научная монография. Однако написана она столь легко и просто (недаром же Ефимов - писатель), что доступна каждому, кто всерьез заинтересуется проблемой прошлого, настоящего и будущего международного терроризма.

Подчеркнем, именно прошлого, настоящего и будущего, поскольку Ефимов выявляет истоки проблемы, а не описывает всякие интригующие схемы глобальных заговоров, как это делается порой в книгах, рассчитанных на не слишком образованную публику, жаждущую, скорее, занимательности, нежели реальных знаний.
Ефимов пытается понять внутренний смысл противостояния. Он ищет исторические примеры, напоминающие сегодняшнюю войну террористов против народов Запада. В своих поисках автор уходит в глубь веков. Как ни покажется это странным, данное исследование начинается с анализа войн, которые вели кочевые народы древности - иудеи, персы, скифы, кельты, германцы. Затем Ефимов переносит свой анализ в средние века, рассматривая набеги викингов, арабов и монголов на Европу. Немалое внимание уделяется североамериканским индейцам и народам северного Кавказа. И лишь во второй части книги дело доходит до анализа современных мусульманских народов - палестинцев, саудовцев, египтян, пакистанцев.

Неужто все это имеет какое-то отношение к заявленной теме? Да, имеет. Причем самое что ни на есть непосредственное. Более того, именно это как раз и определяет суть проблемы в гораздо большей степени, чем традиционные вопросы типа: был ли Усама бен Ладен агентом ЦРУ и т.п.

Встреча народов

Ефимов рассматривает характер отношений двух народов - цивилизованного и сравнительно отсталого. Автор "Грядущего Аттилы" показывает, что в этом столкновении огромную роль играют не только рациональные, но и иррациональные мотивы.

С одной стороны, представитель отсталого народа может, глядя на хозяйственные успехи соседа, трансформировать свой образ жизни. Дикий кочевник может стать преуспевающим земледельцем. А земледелец, в свою очередь, способен уйти в богатый город, созданный индустриальной цивилизацией.
Однако, с другой стороны, такого рода выбор окажется крайне тяжелым с психологической точки зрения. Ведь вхождение в более высокую цивилизацию - это потеря тех элементов традиционного образа жизни, с которыми крайне тяжело расставаться. Для кочевника унылый земледельческий труд - это потеря свободы и статуса воина, судьи, владыки. Для земледельца уход на фабрику - это превращение в винтик огромной, ни на минуту не останавливающейся машины.

Богатства высокой цивилизации вызывают зависть и страстное желание иметь все это у себя. Но сделать движение к богатству для человека традиционного общества необычайно трудно. Как выжить человеку при столкновении двух противоречивых желаний? Как увязать стремление жить прежним образом жизни, но иметь все богатства, даваемые новым? Ответом на эти вопросы во многих случаях являются стихийная ярость, война против преуспевающего соседа и, в частности, тот самый терроризм, истоки которого мы ищем.
Концепция Ефимова дискуссионна, но автор подтверждает свои выводы большим количеством фактов. Мне выводы книги показались во многом убедительными, тем более что они корреспондируют с тем анализом, который проводил я сам в недавнем прошлом*.

Правда, Ефимов постоянно делает упор на противостоянии с исламским терроризмом, и это может создать у читателя впечатление, будто мусульманские страны вообще неисправимы и немодернизируемы. Автор "Грядущего Аттилы" буквально лишь пару страниц посвящает изложению правильной мысли о том, что столетия развития модернизировали многие европейские народы, среди которых в прошлом процветал террор. Хотелось бы, чтобы этот раздел книги был примерно раз в двадцать побольше. Впрочем, нельзя объять необъятного. О том, как осуществляется модернизация, читатель может узнать из других книг.

-----

* - См. статью "Война и мир в начале нового века" в книге Д. Травина "Железный Винни-Пух и все, все, все" (стр. 569-592), а также текст "Русский фантом: национальная идея у нас и за рубежом" в книге Д. Травина "Путинская Россия: от рассвета до отката" (стр.409-433).

Назад Назад Наверх Наверх

 

Что читает Петербург // Грядущий Аттила // Игорь Ефимов об истоках международного терроризма
Издательский Дом "Азбука-классика" выпустил необычную книгу: "Грядущий Аттила.
Подробнее 

Разномыслие в СССР глазами Бориса Фирсова
Книга Бориса Фирсова "Разномыслие в СССР.
Подробнее 

"Нечеловеческая" история Андрея Столярова
"Освобожденный Эдем" - футурологическое исследование Андрея Столярова, известного нам больше в качестве писателя.
Подробнее 

Несвоевременная книга
Вышла в свет весьма интересная и своеобразная, хотя, увы, несвоевременная книга.
Подробнее 

"Настоящий мужчина" в настоящей жизни // Александр Мелихов анализирует эпоху
В книге Александра Мелихова "Любовь-убийца" (Лимбус Пресс, 2008) - шесть рассказов и одна солидная по размеру повесть.
Подробнее 

"Только когда пишешь, счастлив" // Новая книга Елены Елагиной
В конце 80-х Елена Елагина появилась на конференции молодых писателей Северо-Запада и сразу стала открытием.
Подробнее 

"И возвращается ветер..."
К началу президентской кампании издательство "Захаров" выпустило автобиографию Владимира Буковского "И возвращается ветер...".
Подробнее 

Страшно быть богом // Андрей Столяров как либеральный нелиберал
Обычно мне приходится встречать нелиберальных либералов.
Подробнее 

"Россия", сделанная под Голливуд // Анонимщики-коллективщики в тоске о новом монархе
"Проект "Россия"" (М., 2007) - книга-агитка, книга-прокламация на 380 страниц.
Подробнее 

Чуть слышный голос экспертов
С 2001 года как в отечественных, так и в зарубежных сочинениях, посвященных исламу, безусловно доминирует актуальная тема "ислам и политика".
Подробнее 

На восьми фронтах // Китай как он есть
Недавно изданную книгу Питера Наварро "Грядущие войны Китая.
Подробнее 

Откуда берется "сфабрикованное большинство"? // Новая книга политологов
Коллективная монография "Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 годы" под редакцией хорошо знакомого читателям "Дела" Владимира Гельмана продолжает цикл работ, анализирующих выборы 1993-1996 и 1999-2000 гг.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru