Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 6/10/2008

Письма из Израиля // Иерусалимский тупик // Палестинский Франкенштейн

Илья ВАСИЛЬЕВ

Об арабах, их системе ценностей и генезисе "палестинского вопроса" много думала первая женщина - премьер-министр Израиля Голда Меир. Выражалась она афористично, тезисами.

Нет такой нации

"Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев...

Лидер, который не задумается прежде, чем пошлет свой народ сражаться, недостоин быть лидером...

Нет такой нации, как палестинцы, их никогда не существовало. До 1948 г. палестинцами были мы..."

И еще.

"Я никогда не прощу арабам то, что они заставили наших детей учиться их убивать..."

В 1947 г., одновременно с решением о создании на территории Палестины арабского и еврейского государств, ООН провозгласила также международный статус Иерусалима.

15 мая 1948 г., на следующий день после провозглашения Израиля, с севера, востока и юга сюда вторглись армии пяти уже сформировавшихся арабских государств - Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Ливана. Генеральный секретарь Арабской лиги (или ЛАГ - Лиги арабских государств, созданной еще в 1945 г. "для борьбы с еврейским присутствием") предупредил: "Это будет война на уничтожение и грандиозная резня".

Столь искреннее выражение панарабской "национальной идеи" (главное - не "против кого дружим", а какой именно народ режем) вынудило еврейские отряды самообороны действовать решительно...
Между тем считается, что ближневосточный конфликт возник из-за палестинской проблемы: палестинские арабы, мол, "лишились родины".

И действительно, в агрессии против Израиля приняла участие лишь часть палестинских арабов. Другая, более значительная, по призыву своих лидеров снялась с мест, чтобы "освободить дорогу победоносным арабским армиям". Многие переселились на Западный берег реки Иордан (ЗБРИ) и в Сектор Газа, часть эмигрировала в Сирию и Ливан. Все они, как и их многочисленные потомки, именуются ныне палестинскими беженцами.
Но арабские страны начали войну против Израиля до массового бегства палестинцев, и тогдашний премьер-министр Ирака Нури Саид пообещал: "Мы сокрушим Израиль и разрушим любое место, где евреи попытаются найти убежище. А пока бои не закончились, арабы должны переправить своих жен и детей в безопасные места". Именно так и тогда - post et propter hoc - появились "палестинские беженцы". Собственно же палестинцы, палестинский Франкенштейн, оживет только двадцать лет спустя...

А тогда, в 1948-м, арабские армии принуждены были отступить, и их патологическая неспособность к консолидации даже во имя "великой" цели стала притчей во языцех. Так, государствами-членами ЛАГа саботировалось постановление о помощи (деньгами, добровольцами, оружием) палестинским арабам: никто не хотел умирать. И даже платить. И позже бытовало еще присловье, что "сирийцы готовы воевать с Израилем до последнего... египетского солдата".
Проиграв первую войну с Израилем, союзники удовлетворились тем, что поделили земли, на которых ООН предлагала создать "арабское государство" (территории распределялись с учетом реального веса в родоплеменной иерархии арабской уммы - нации). Сектор Газа достался Египту, Иордания же аннексировала ЗБРИ, включая Восточный Иерусалим (Аль-Кудс), а жителей объявила своими подданными. Этих подданных и население Газы никто тогда не величал "палестинцами", и никому в арабском мире, разумеется, и в голову не приходило как-то ассоциировать между собой эти разрозненные communities и уж тем более объявлять Аль-Кудс Аш-Шариф (Священный) столицей какого-либо национально-территориального образования: столицей Иордании был и остается Амман.

С чего начинается родина

Палестина, напомним, никогда не была отдельным арабским государством, а Иерусалим не был столицей такого государства. Более того, до британского мандата Палестина не являлась и единой административной единицей: при Оттоманской империи это были три района, относящиеся к вилайету (провинции) со столицей в... Дамаске.

Турки пренебрегали краем из-за отсутствия больших городов и объектов стратегического или религиозного значения. Османские власти лишь пытались повыгоднее "продать" какой-нибудь европейской державе право контроля над христианскими святынями Иерусалима. "Магометанского" же значения не имел и этот город: в тот период Империя и так владела главными святынями ислама - Меккой и Мединой. Ну а роль Иерусалима как "третьей мусульманской святыни" была сверх всякой меры раздута арабской пропагандой в последнее столетие - для борьбы с сионистскими колонизаторами.
До начала массового возвращения евреев основная часть населения Палестины не имела никаких чувств или принадлежности к чему-либо более существенному, чем к своей деревне, клану или конфедерации кланов. Даже "слово "араб", - указывали колонизаторы-англичане, - следовало использовать осторожно. Оно было применимо к бедуинам и к части горожан и знати; однако не годилось для описания основной массы сельского населения - крестьян-феллахов".

Территориальная и социальная неоднородность вскоре усилилась: поселенцам-сионистам удалось разбить на бесплодных заболоченных землях цветущие сады, победить малярию и даже возродить некоторые библейские промыслы - например, виноделие, которое веками было под запретом.
Все это созидание потребовало значительных еврейских усилий и, кстати, капиталов. Районы, освоенные евреями, становились центрами притяжения для переселенцев-арабов - не столько из других районов Палестины, сколько из соседних и не очень мест (от Боснии до Судана): здесь их ждали работа и более высокий уровень жизни.

В отличие от евреев, чувствовавших свою связь с древней землей, арабы были, скорее, "трудовыми мигрантами", пришлыми, привлеченными сюда экономической активностью евреев. Эти арабские иммигранты - в основном, бедные феллахи, - как и уроженцы Палестины, не считали и не называли себя "палестинцами". Называли себя арабами, сирийцами, жителями Южной Сирии. Они и представить себе не могли, что их потомков кто-то станет называть "палестинцами".
Несмотря на то, что арабы прибывали в Палестину благодаря тому, что евреи создали здесь лучшие в регионе условия жизни, они, как и родившиеся здесь люди, ненавидели этих самых евреев. Во всех остальных отношениях они были совсем разные: и по месту рождения, и по вероисповеданию (преобладали, конечно, мусульмане, но было и значимое христианское меньшинство), и по социальному положению - от немногочисленной местной аристократии до многочисленных феллахов. Но вот евреев не хотели видеть на Земле Обетованной одинаково.

Здесь и надо искать истоки формирования феномена, почему-то названного впоследствии палестинским народом. Этот феномен родился не из созидательного стремления построить собственный национальный дом, а как порождение разрушительного импульса вытеснения пришлых - сионистов-колонизаторов - с Ближнего Востока.
Любовь "палестинцев" к родине, которой не было до Израиля, питалась и питается только ненавистью к евреям. Причем эта ненависть только прикрывалась религиозным одеянием: большинство сионистов были людьми сугубо светскими, а среди лидеров еврейской общины преобладали европейские социалисты, воспринимавшие иудаизм как "опиум для еврейского народа".

Пятая колонна

Кстати, о чаянии "национального дома". В 1937 г., когда не было еще Израиля, а были лишь условные "арабы" и безусловные евреи, англичане предлагали создать на 80% всей территории подмандатной Палестины арабское государство, а на 20% - еврейское. Евреи согласились, арабы отказались.

Условия "мировой" с каждым разом становились для "палестинцев" менее благоприятными: в 1947 г. ООН предложила им 45% территории, Клинтон в 2000 г. - 22%, уходящий Буш - 19%. Палестинские лидеры последовательно отвергали все эти (и подобные) предложения, в результате чего пресловутое "арабское государство", территория которого обычно обозначалась на советских картах цифрой "1", не создано до сих пор.
Что касается т.н. палестинских беженцев - наиболее агрессивной и люмпенизированной части грядущего палестинского Франкенштейна, - то советская миссия в Ливане в 1949 г. докладывала своему куратору, зам. министра иностранных дел В. Зорину: "Арабские страны настаивают на возвращении всех арабских беженцев не потому, что их негде разместить в остальных арабских странах или же в арабской части Палестины, а потому, что они хотят иметь на территории еврейского государства своего рода пятую колонну, которая в случае возобновления военных действий в последующем сможет оказать серьезную поддержку арабскому наступлению".

Советский дипломат видел далеко, на 20 лет вперед. После очередной неудачной попытки сбросить Израиль в море (в ходе Шестидневной войны) арабские лидеры сменили тактику, превратив палестинцев в авангард террористической борьбы с "еврейским образованием".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru