Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 29/9/2008

За что ненавидят США в Европе?

Андрей БОГЕН // Гамбург

В 2000 г. 78% немцев относились с симпатией к США и считали себя "проамерикански настроенными". Согласно недавним исследованиям, проведенным вашингтонским институтом Pew Research Center, позитивное мнение о США разделяют только 30% жителей ФРГ, а 57% немцев в возрасте от 18 до 29 лет считают США более опасной страной, чем Иран.

О разногласиях между администрацией Буша и правительствами ЕС сказано и написано много. Но в какой степени эти разногласия вызваны реальным расхождением по практическим вопросам, а в какой определяются общественным сознанием или, может быть, даже общественным подсознанием по обе стороны Атлантики?

Были ли люди на Луне?

"290 миллионов американцев тратят в год десятки миллиардов евро на свою оборону. Это больше, чем тратят вместе 2,9 млрд. европейцев, русских и китайцев. Паранойя? Упоение силой? За это чудовищное сумасшествие американский народ платит тем, что должен работать на пять часов в неделю и на шесть недель в год больше, чем европейцы. Он платит также ничтожной системой здравоохранения и социальной помощи, высокой преступностью, убитыми и психически больными солдатами, а с недавнего времени еще и ущемлением своих гражданских прав и презрением всего мира. И, несмотря на все эти жертвы, дюжине уязвленных в своей гордости арабов удалось одолеть мировую державу!" - типичный ныне комментарий на одном из немецких интернет-чатов.

Об антиамериканизме в сегодняшнем ЕС не любят говорить, но, тем не менее, он - реальность. Речь идет не о критике каких-то аспектов американской политики или общественной жизни, а именно о неприязни к США как стране в целом и к американцам как людям - невзирая на пол, возраст, политическую позицию и цвет кожи.

"Вряд ли есть еще что-то такое, что не приписывали бы американцам: фальсификация полета на Луну, массовое уничтожение курдов с помощью химического оружия Саддамом Хусейном, даже Уорлд Трейд Сентер мы сами разрушили - именно так вкратце разъяснила мне все это некая немецкая кинодеятельница", - пишет в "Шпигеле" американский студент, живущий в Берлине.

"Я здесь не для того, чтобы извиняться..."

Именно американские студенты, живущие в Германии, чувствуют, в первую очередь, что значит антиамериканизм на деле, хотя физически (в отличие от их африканских сокурсников, которые иногда подвергаются нападениям в восточногерманских землях) им никто не угрожает. С некоторых пор в ряде федеральных земель начали организовывать программы по преодолению антиамериканизма в школах и пытаться привлекать к ним самих американцев, учащихся или проходящих практику в немецких вузах. При этом проблема отнюдь не в нехватке информации о США (хотя недавно некая гимназистка в одном ток-шоу так и не смогла ответить на вопрос, в каком городе находится Голливуд). Проблема в том, какую информацию люди хотят получить, а какую просто не замечают.

Когда 22-летняя студентка Мичиганского университета Одри Бэшор входит в класс очередной гимназии, где ей предстоит проводить урок по теме немецко-американского взаимопонимания, она обычно начинает мероприятие с того, что раздает ученикам фотографии своей семьи, друзей и любимой собаки. Гимназистов это, однако, не сильно интересует. Они хотят знать, не думает ли Одри, что президент Буш нанес имиджу США урон и сможет ли, по ее мнению, другой президент восстановить этот имидж. Одри отвечает утвердительно и говорит, что поддерживает на выборах Барака Обаму. Тогда гимназисты спрашивают, каково отношение Одри к смертной казни. Она отвечает, что она против смертной казни и предпочитает европейскую модель. Война в Ираке? Одри рассказывает о протестах против войны в США вообще и в кампусе ее университета, в частности. Но тут обычно немецкие школьники теряют интерес к этой теме и начинают задавать вопросы типа: "Почему американцы едят так много гамбургеров и покупают ли они биопродукты?"
Кейт Лоусон из Техаса ведет себя в Германии иначе, чем Одри. Сторонница левого крыла Демократической партии, близкая по своим взглядам к многим идеям Зеленых, она предпочитает говорить о своих знакомых, потерявших близких в Уорлд Трейд Сентер, и не без иронии называет себя "Тексас-Кейт". "Для немцев слово "Техас" означает лишь страну Буша и ковбоев, где люди Pew Research Center ездят на огромных джипах и носят при себе револьверы, - отмечает она. - Они не желают верить в то, что там еще может быть что-то другое".

А когда она рассказывает, что занимается спортивной стрельбой и что у нее есть собственная винтовка, то на нее, по ее словам, смотрят как на пришельца с Марса. Тем не менее, менять свой стиль поведения Кейт не собирается. "Я здесь не для того, чтобы извиняться за Америку", - подчеркивает она.
Причина антиамериканизма в невежестве, во "всезнайстве" многих немцев, в отсутствии у них исторического сознания, считает живущий в Лейпциге израильский политолог Дэн Динер.

"Антиамериканизм - единственный предрассудок в Германии, который с повышением социального статуса и образовательного уровня только возрастает", - говорит Андрей Маркович, американский германист и автор книги "Америка, тебя я ненавижу".

Антиамериканизм в разрезе

До 2001 г. антиамериканские настроения были почти неизвестны в Германии. Они были, скорее, типичны для Франции и некоторых других стран Европы (сейчас ФРГ из всех европейских стран по уровню антиамериканизма уступает только Турции). Немцы очень многим обязаны Америке, и этот факт всегда накладывал особый отпечаток на идеологическую ситуацию в стране. Даже в период массовых протестов против войны во Вьетнаме или "двойного решения НАТО" (размещение американских "Першингов" и крылатых ракет в ответ на дислокацию в Восточной Европе советских ракет СС-30) речь шла, в основном, о неприятии конкретных действий правительства США, но отнюдь не страны или нации. Тем более что само движение протеста было во многом сформировано по американскому образцу, а влияние американской музыки, американского кино и американской литературы на контркультуру как в ФРГ, так и в других странах мира трудно переоценить, да его никто и не отрицал. За исключением немногочисленных (в ФРГ) коммунистов просоветской ориентации тотальный антиамериканизм если и был кому свойственен, так только ультраправым и неофашистам.
Правда, в "американизме" западных немцев уже тогда можно было заметить две противоположные тенденции: "левую" и "правую". Левые участники движения протеста или сторонники Зеленых были, например, воодушевлены американской контркультурой и принципами свободы, лежащими в основе американской идеи, но резко выступали против практической политики правящих кругов США. Правые - сторонники ХДС/ХСС и консерваторы - вообще были как раз удовлетворены геополитической ролью США, но часто выражали высокомерие именно по отношению к американской культуре, лишенной, по их мнению, корней и традиций.

Эти две традиции восприятия США актуальны в немецкой (и европейской в целом) культуре и сегодня, причем как раз соединение их негативных составляющих и создало тот тип тотального антиамериканского сознания, который, как выяснилось, подспудно существовал в немецком обществе давно и только ждал повода, чтобы громко заявить о себе...
Таким поводом и стали теракты 11 сентября. Разумеется, первой реакцией немцев на них было сочувствие к их жертвам. Согласно опросам, 71% жителей ФРГ поддерживали в сентябре 2001 г. политику "неограниченной солидарности" с США, провозглашенную канцлером Шредером. Однако эмоциональный порыв быстро прошел, а вот старые, накопившиеся в душе, обиды остались и вышли на первый план: уже несколько месяцев спустя число приверженцев проамериканской линии заметно уменьшилось, а после начала подготовки к войне с Ираком вообще катастрофически упало.

Именно войной с Ираком и пытаются некоторые политологи объяснить взрыв антиамериканских настроений в ФРГ. Известный журналист Кордт Шниббен пишет, что все дело в том, что "человека с улицы" так и не удалось убедить в том, будто против Хусейна были использованы все возможные мирные средства. Сомнительный аргумент.
Скорее, война в Ираке сыграла лишь роль катализатора антиамериканизма. "Немцы не могут простить американцам, что те освободили их от фашизма", - заявил на страницах "Шпигеля" Вольф Бирман. Сказано сильно и явно в полемическом задоре. Но все же нельзя отделаться от ощущения: что что-то в этой фразе есть...

"Я" другого или "Другой" во мне

Наверное, никто в последнее время так тщательно не занимался проблемой антиамериканизма в современном мире, как представители французской школы "новых философов". Это философское движение возникло в русле экзистенциализма, что состоит главным образом из представителей "поколения 68 года" и что во главу угла ставит проблемы свободы воли и отношений между личностью и обществом.

"США представляют собой исторически именно тот тип нации, который для Европы всегда был неприемлем, - считает, например, один из видных "новых философов" Бернар-Анри Леви. - Для наших старых европейских наций, идентичность которых основана на общности территории, коллективной памяти и национальной принадлежности, руссоистки утопичная Америка есть нечто скандальное, невыносимое и подлежащее проклятию. Нация, которая была создана сверху по воле людей вместо того, чтобы постепенно органически формироваться снизу". "В европейцах все еще жива иллюзия необходимости чистой нации, существующей в условиях закрытого общества", - добавляет Леви, и, если согласиться с его тезисом, становится понятнее, почему антиамериканизм в странах ЕС так тесно связан с неприязнью к выходцам из третьего мира.
Несколько по-иному, более обобщенно, трактует антиамериканизм другой "новый философ" - Андре Глюксман, связывающий его со своей (не совсем бесспорной) концепцией глобальной ненависти. "Объект ненависти - это не просто другой, это "Я" другого, то есть некто, кто своим существованием ставит под сомнение меня самого, - говорит он. - Сегодня ненависть имеет прежде всего три объекта: евреев, американцев и женщин".

Разумеется, антиамериканизм свойственен не всем европейцам. В последнее время он даже пошел вроде на убыль. Многие связывают надежды на преодоление антиамериканских настроений с фигурой Барака Обамы, и восторженный прием, оказанный ему в Берлине, служит тому явным подтверждением. Однако вряд ли одному человеку под силу изменить то, что копилось годами.
Но почему именно американское "Я" ставит под сомнение идентичность столь многих людей в ЕС и оказывается объектом ненависти? И тут нельзя не заметить, что в том виде, в котором антиамериканизм существует сегодня в Европе, он явно связан еще и с комплексом саморазрушения. Этот феномен, известный психологам и психиатрам, присущ отдельным людям и обществам в кризисные периоды их развития. Антиамериканизм, хотя бы отчасти, становится сейчас одним из его выражений. И дело здесь не столько в геополитической безопасности ЕС, которая без США невозможна, сколько в чисто культурном аспекте. По сути, в современном мире нет ни одного значительного явления культуры, которое бы либо не пришло из США, либо не было бы опробировано американским обществом. Это признают все, в том числе убежденные противники американской идеи. А если это так, то, начав с отрицания "Я" другого, не приходит ли современный человек к отрицанию "другого" в себе, то есть, в конечном счете, к отрицанию самого себя? И не облекает ли он просто это самоотрицание в антиамериканские одежды?

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru