Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 8/9/2008

Письма из Израиля // Соотечественники // Как уживаются граждане-арабы и граждане-евреи

Илья ВАСИЛЬЕВ

C 20 сентября граждане России и Израиля смогут ездить друг к другу без виз. По некоторым оценкам, в течение года землю обетованную посетят более полумиллиона россиян.

Потенциальный российский турист догадывается, что в Израиле есть евреи, - и эта догадка подтвердится. А вот многочисленные встречи с людьми в национальных арабских костюмах не столь ожидаемы: о том, что каждый пятый гражданин еврейского государства - араб, в России знают немногие. Между тем без учета фактора израильских арабов невозможно ни понять ситуацию в современном Израиле, ни оценить перспективы т.н. мирного урегулирования.

Лица арабской национальности

Речь идет о так называемых палестинских арабах, то есть об оставшихся в 1948 г. в пределах созданного государства Израиль и ставших его гражданами. В 1949-м, когда окончилась израильская война за независимость, они составляли 14% населения Израиля, сегодня их уже 21%. Прирост объясняется просто: уровень рождаемости у арабов почти вдвое выше, чем у евреев, - более четырех детей у одной женщины.

Израильские арабы относятся к трем религиозным общинам. Самой крупной является мусульманская община суннитского толка, к которой сегодня принадлежат 80% арабских граждан (внутри этой общины следует отметить отдельную этнокультурную группу - бедуины). Еще 10% арабских граждан - друзы - особая этноконфессиональная группа, одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. Наконец, последние 10% - христиане.

Арабский язык в Израиле имеет статус государственного - наравне с ивритом. Арабскому сектору гарантируется значительная автономия в образовательной сфере: все тамошние школы ведут преподавание на арабском языке, а учебные программы по гуманитарным предметам базируются на арабской истории и литературе. Арабское население проживает компактно, имеет свои школы, собственные средства коммуникации (включая общественный транспорт и СМИ) и отдельную систему регулирования брачно-семейных отношений. Браки между членами еврейского большинства и арабского меньшинства практически отсутствуют.

Таким образом, арабские граждане представляют собой национальное меньшинство, не ассимилирующееся среди еврейского большинства и резко отличающееся от него по внешнему виду, языку, религии и культурным особенностям.

Палестинизация

По мнению социологов, израильские арабы - граждане еврейского государства сталкиваются с проблемой самоидентификации. С одной стороны, национальная, религиозная и культурно-языковая принадлежность подталкивают их к так называемой палестинизации. Это выражается, в частности, в стремлении подчеркнуть единство палестинцев в неприятии Израиля, в отрицании его права на существование и радикальных методах борьбы с ним. С другой стороны, желание пользоваться благами экономически и социально развитого государства, а также всеми гражданскими правами и другими преимуществами демократического общества создают и тенденцию к интеграции в израильское общество. Эта тенденция получила название "израилизации": арабы мирятся с существованием Израиля, ценят свое гражданство и перенимают израильский образ жизни.

Считается, что до начала 90-х преобладала последняя тенденция: большинство арабов, живущих в Израиле, считали себя именно израильскими арабами. Однако после подписания "соглашений Осло" в 1993 г. и создания Палестинской национальной администрации в их самосознании произошли значительные сдвиги. Опросы, проведенные в последние годы, свидетельствуют, что все большее число израильских арабов считают себя палестинцами, а не израильтянами. Так, в 1995 г. свыше 60% арабов соглашались считать себя израильтянами, а в 2007 г. этот показатель снизился до 20%. Если в 1995 г. 43% арабов были готовы вывесить израильский флаг в День независимости, то в 2007 г. таковых осталось лишь 7%.

При этом израильские арабы, посещающие соседние страны, прекрасно понимают, что сегодняшняя ситуация во многих отношениях предпочтительнее той, которая "ждала" бы их в чаемом арабском государстве. Это особенно заметно в таких сферах, как образование, здравоохранение, а также обеспечение политических свобод. Да и уровень личной безопасности израильских арабов является беспрецедентно высоким: случаев применения насилия со стороны еврейского большинства не зафиксировано, а со стороны государственных органов - всего три - в 1956, 1976 и 2000 гг.
Данные многочисленных социологических опросов свидетельствуют: большинство израильских арабов не стремятся покинуть Израиль и переехать в какую-либо арабскую страну. Тем более они не хотят, чтобы местом их проживания стало палестинское государство, даже когда (и если) оно будет создано.

Шахид из Галилеи

В условиях непрекращающегося ближневосточного конфликта проблема лояльности арабского меньшинства по отношению к еврейскому государству становится все более серьезной. И хотя руководители израильских служб безопасности регулярно подчеркивают, что подавляющее большинство израильских арабов являются лояльными гражданами государства и не вовлечены в деятельность, наносящую ущерб Израилю, ситуация в последние годы стала меняться.

Многие в Израиле считают, что с начала так называемой интифады Аль-Акса (2000 г.) значительная часть арабов заняла открыто пропалестинскую позицию. Небольшая их часть стала не только активно сочувствовать, но и помогать террористам (провозить террористов-самоубийц, оружие и т.д.). Некоторые же граждане-арабы и сами стали заниматься террористической деятельностью. В этом смысле наибольшую известность получил теракт в Нагарии, который в 2001 г. совершил израильский араб, житель Галилеи. Впервые в истории страны израильский араб пополнил ряды палестинских шахидов. (К слову, вопреки некоторым сообщениям, недавние теракты, совершенные в Иерусалиме с помощью бульдозеров, не имеют отношения к израильским арабам. Их совершили жители Восточного Иерусалима, имеющие особый статус. Подробнее об этом - в одном из следующих писем.)
Некоторые эксперты считают, что радикализация арабского населения и отчуждение его от государства происходит вследствие дискриминации формально полноправных граждан Израиля арабской национальности.

В Израиле действительно наблюдается определенный разрыв между евреями и арабами в том, что касается уровня благосостояния. Это неудивительно: ведь существующая модель отношений между арабами - гражданами Израиля, с одной стороны, и еврейским большинством - с другой, сформировалась 60 лет назад. В основу этой модели была положена гипотеза, согласно которой израильские арабы представляют и будут представлять угрозу государственной безопасности до тех пор, пока продолжается арабо-израильский конфликт.
Сразу же после войны за независимость для всех арабских граждан был установлен режим военной администрации, продолжавшийся до 1966 г. В своих решениях руководители страны исходили из того, что лояльность арабов по отношению к еврейскому государству является сомнительной. Тот же посыл послужил основанием для решения об освобождении большинства от обязательной службы в армии (служат только друзы и большая часть бедуинов).

Следует учитывать, однако, что с тех пор политика Израиля претерпела значительные изменения: к арабскому сектору применяется концепция догоняющего развития, и разрыв между секторами постепенно сокращается. Поэтому в еврейском секторе с недоумением смотрят на то, что в последние годы израильские арабы заняты не столько работой над повышением качества имеющихся органов управления, сколько созданием собственных, квазигосударственных, институтов.
Конечно, задача по строительству государства, в котором бы соблюдался принцип полного гражданского равноправия при одновременном сохранении (в той или иной форме) еврейского национально-религиозного характера, является крайне сложной. Но среднестатистический израильтянин очень недоволен тем, что на израильской политической сцене все большую роль играют арабские деятели, открыто не признающие права государства Израиль на существование и ратующие за создание на "своей" территории части Всемирного Халифата.

Что впереди?

Существует реальная опасность дальнейшего развития описанных тенденций, что не может не привести к серьезнейшему обострению обстановки в Израиле и на Большом Ближнем Востоке в целом. В связи с этим обсуждаются различные рецепты - от форсированного создания "государства всех граждан" до активного экономического стимулирования эмиграции израильских арабов в арабские и иные страны. Есть даже идея вообще "отказаться" от территорий, на которых компактно проживает значительная часть израильских арабов. Ну а для снижения политического влияния арабского меньшинства предлагается разрешить участие в выборах миллиону израильских граждан, проживающих за границами страны.

Итак, проблема арабского меньшинства в Израиле является одной из важнейших составляющих арабо-израильского урегулирования. Считается, что даже под чрезвычайным давлением мировой общественности ни один израильский лидер не сможет подписать такое соглашение с палестинцами, которое оставит Израиль наедине с его полуторамиллионным арабским меньшинством и добрососедской Палестиной под боком. Впрочем, посмотрим.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru