Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Обучение 1/9/2008

Фантазии с надеждой на реалии // ЕГЭ и система образования

Георгий ТРУБНИКОВ

Начало нового учебного года проходит на фоне многочисленных выступлений против Единого государственного экзамена (ЕГЭ). 23,5% российских учащихся получили неудовлетворительную оценку на прошедшем этим летом ЕГЭ по математике. Многие впали в шок. Кое-где митрофанушки взбунтовались.

Родители московских выпускников пожаловались на ЕГЭ в Конституционный суд. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов потребовал отмены обязательного ЕГЭ. Пылает гневом и апеллирует к Госдуме профессор, главный редактор одного из образовательных журналов: "Это двойка не преподавателям, не выпускникам. Это двойка тем, кто затеял реформацию системы средней российской традиционной советской школы... Наше образование было на четвертом месте в мире, реформаторы его загубили".

Школа неполноценности

Пресловутое четвертое место в мире - это отъявленное лукавство, поддерживаемое чиновниками от образования. Поводом для создания мифа были удачные выступления наших школьников на международных олимпиадах. Натаскать несколько десятков отличников - не проблема, но это не имеет ничего общего с системой образования, которая должна отвечать за культуру всего общества. Оглянитесь вокруг: где она, культура? А ведь все имеют среднее образование.

Государственные школьные учебные программы, базирующиеся на стандартах, по объему и глубине таковы, что усвоивший курс обучения, по идее, должен быть очень образованным человеком, универсалом. В действительности же подавляющее большинство не усваивает и сотой части стандартного учебного курса.

Где-то в пятом-шестом классах ребенок перестает понимать кое-что в математике. День за днем непонимание растет, у ребенка возникает комплекс неполноценности. Он стыдится признаться в своих проблемах, ищет возможность скрыть свое отставание и чаще всего находит его: списывание, уклонение от ответов, иные маленькие хитрости. Это отношение переходит на другие учебные дисциплины.

Учителя смотрят на проблемы сквозь пальцы: останавливаться нельзя, учебный план подгоняет. Ребенок начисто исключается из учебного процесса и до получения "троечного" аттестата зрелости лишь отбывает в школе время, и голова его занята отнюдь не безобидными вещами. При этом его влияние на одноклассников может расти.

Я недаром говорю о математике. В ней знания последовательно нанизываются друг на друга. Бесполезно вдалбливать в ученика формулы тригонометрии, если он не может вынести за скобки общий множитель. В математике невозможно наскоком ликвидировать пробелы в знаниях, нужно вернуться назад, начать сначала. А вот грамотность в русском языке поднять можно в любое время, если заставить двоечника ежедневно читать тексты и писать диктанты. Так и поступили разумные родители, понявшие неизбежность ЕГЭ. Сами с детьми позанимались либо репетитора наняли. Результат впечатляет: в Москве неудов по математике больше 20%, а по русскому языку - только 4%.

Сделать выводы

Шокирующие результаты ЕГЭ нужно воспринять как горькую правду и без истерики сделать выводы. Первое - с отличниками все в порядке, даже замечательно: ребята из провинции получили реальную возможность поступить в хорошие вузы. Например, если до эксперимента, в 2000 году, в Высшей школе экономики иногородних студентов было 19%, то сейчас данный показатель составляет 55%. Второе - за двоечников нынешнего года тоже переживать не нужно: им поставили в аттестатах прежние тройки, "будет как вчера". Пусть отвыкают от 3-балльной системы и настраиваются на 100-балльную тестовую систему. Третье - ЕГЭ вскрыл глубинный порок нашего школьного образования: его нацеленность на создание элиты при полном небрежении к оставшимся.

По-настоящему усваивает программу лишь очень небольшая часть школьников, которая выигрывает олимпиады, поступает в университеты, вливается в ряды интеллигенции. Престиж школы, престиж учителя меряется по числу выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Но никто не предъявляет претензии школе за количество ее бывших учеников, ставших преступниками и алкоголиками.

Новые решения

Что делать с теми, кого учитель математики должен был бы оставить на второй год еще в шестом классе? Как избавиться от Большой Лжи, пронизывающей нашу школу: "Три пишем, два в уме"?
Вернуть второгодничество? Лично я учился в школе, когда второгодничество было нормой. Как, кстати, и ежегодные экзамены, и осенние переэкзаменовки. Помню одноклассников старше нас на год или два, уходивших, в конце концов, в шоферы или в медсестры. А были и те, кто, потеряв год, тем не менее, нормально заканчивал с нами, не мешая учебному процессу. Нет, не подумайте, что я ратую за возвращение второгодничества. Это же для человека травма на всю жизнь.

Есть более современные, гуманные, мягкие системы. Например, обучение по индивидуальным траекториям. Эта система предполагает, что ученик не приписан ни к какому классу. По математике он, скажем, в 7-а. Здесь собираются его самые сильные сверстники. Если же он и среди них показывает очень высокие результаты, то по итогам регулярного тестирования ему могут предложить перейти на класс старше. И наоборот: если он плохо усваивает материал, то его переводят в 7-б, в 7-в; а если совсем плохо, то оказывается в шестом классе. Таким образом, по математике он остается на второй год. Но это не так страшно, да и не слишком заметно. Потому что у каждого из ребят своя индивидуальная программа, и никто не может назвать ученика второгодником. Тем более если по другим предметам у него несомненные успехи: по истории он идет по линии высшего уровня, и по иностранному языку у него всё хорошо.
Грубо говоря, если ребенок успешно учится по какому-то предмету на уровне "а", то данный предмет сможет стать в будущем его профессией. По окончании школы на ЕГЭ он получит не менее 75 тестовых баллов (это гарантируется тем, что 75% вопросов ЕГЭ ему, в сущности, знакомы: ведь он отвечал на них при последнем переходном тестировании) и поступает в университет.

Уровень "с" означает, что, скажем, математика в его будущей профессии едва ли пригодится. Он имеет о ней общее представление и необходимые навыки: вычислить процент, опустить перпендикуляр, разобраться в таблицах и графиках. Ученик прошел сокращенный и упрощенный курс, а потому он найдет среди вопросов ЕГЭ "свои" вопросы и получит не менее 25 тестовых баллов, что его вполне устроит.
Уровень "b" означает нечто промежуточное и возможность выбора дальнейшего пути. В совокупности это называется дифференцированным обучением в пределах одной школы.

Все это не фантазии, давно, кстати, ставшие на Западе реальностью и исподволь внедряющиеся у нас. Вот знаковое событие: министерство образования и науки направило в минюст положение о создании института тьюторства. Тьютор (от английского tutor - преподаватель-консультант, советник, наставник) - это не только новое слово для нашей школы, но и совершенно новое понятие, новая должность.
За воспитание подростка сейчас у нас как бы отвечает классный руководитель. Но именно "как бы", потому что на самом деле он занимается не индивидуумом, а классным коллективом. Он действует в рамках внеучебных мероприятий для своего класса: собрания, походы, культурные мероприятия.

В свою очередь, работа тьютора (оплачиваемая, заметим, работа) будет заключаться в личностном, творческом и психологическом развитии каждого ребенка. Эти специалисты должны помочь выбрать индивидуальные траектории, определиться с профилем в старших классах и, может быть, с выбором профессии. Кроме того, тьюторы возьмут на себя часть внеклассной работы - будут выявлять интересы ребят и направлять детей в соответствующие кружки и секции.
Предполагается, что у каждого тьютора будут около десяти подопечных - разных по возрасту и из разных классов. Учителя-предметники тоже могут быть и, как правило, станут тьюторами. Классное руководство - это властная вертикаль, а тьюторство строится по сетевому принципу.

Ответственная школа

Формальным препятствием легальному внедрению этой системы являются образовательные стандарты, которые у нас преступно завышены. Применяя использованную терминологию, они соответствуют уровню "а", а на самом деле должны соответствовать уровню "с".

"Ядром реформы образования должно стать снижение стандартов обязательного образования, как ни парадоксально это звучит. Необходимо сделать обязательное образование доступным для всех, сделать так, чтобы молодой человек, получивший базовое образование, имел знания, необходимые в жизни, имел практические навыки деятельности. Необходимо, чтобы государственная школа несла ответственность за соответствие знаний и навыков каждого своего ученика образовательному стандарту".
Я написал это тринадцать лет назад, и тогда начальники от образования смотрели на меня как на сумасшедшего. Надеюсь, что в эпоху ЕГЭ они пересмотрят свою позицию.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Фантазии с надеждой на реалии // ЕГЭ и система образования
Начало нового учебного года проходит на фоне многочисленных выступлений против Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Подробнее 

Work & Travel // Как можно мир посмотреть и денег заработать
Не успели заметить, как ваше чадо выросло? Школьные годы канули в Лету да и первый курс ВУЗа тоже? Сын или дочь мечтают работать самостоятельно, зарабатывать СВОИ деньги и поездить по миру? А вы, скорее всего, как и раньше, побаиваетесь оставлять "родную кровь" без присмотра? Все просто: выбирайте "Work & travel".
Подробнее 

Детские летние лагеря XXI века // Как после лета удивить своего учителя английского
Скоро тысячи школьников уйдут на летние каникулы, чтобы, наконец, отдохнуть от учебы, учителей, друзей и недругов, а также основательно подзабыть всё, чему их учили.
Подробнее 

Что нужно, чтобы стать нужным? // Зарубежный диплом открывает перспективы
Если хочешь попасть на Луну - цель на Марс.
Подробнее 

Куда ехать учиться
Скоро лето.
Подробнее 

Метод оправдывает средства // Языковые школы: ставка - на качественные знания
Времена, когда школы изучения иностранных языков росли как грибы после дождя, ушли в прошлое.
Подробнее 

В одном классе с президентом. // Добро пожаловать в языковую школу CESC
Сотни и тысячи людей разных возрастов из десятков стран устремляются в древнюю столицу Англии - Колчестер, где обзор его памятников - цель для них не первая, ибо главная - изучение английского языка в престижной частной школе CESC (Colchester English Study Centre), расположенной в прекрасных зданиях недалеко от городского центра.
Подробнее 

Где покорять языковой барьер?
Есть минимум три аргумента, снимающие вопрос о максимально эффективном изучении языка за рубежом.
Подробнее 

В Кембридж, не выезжая из Петербурга
Мода проходит, необходимость остается.
Подробнее 

Из вуза в вуз, чтобы преуспеть
В этом году российское дополнительное образование отметило свое 85-летие, пройдя путь от идеологического наставника до активного участника рынка знаний.
Подробнее 

Бизнес-образование: козырь перед конкурентами
22 сентября российскому бизнес-образованию исполняется 15 лет.
Подробнее 

КАНИКУЛЫ НА АНГЛИЙСКОМ
В Великобритании - более 3000 фирм, предлагающих языковые курсы.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru