Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 1/9/2008

С кем вы, мастера культуры? // Владимир ДАШКЕВИЧ // Пассивными игроками легко управлять...

Николай КУДИН

Помимо многочисленных симфонических произведений, композитору Владимиру ДАШКЕВИЧУ принадлежит авторство ставших уже классическими композиций, написанных для различных фильмов, - таких, как "Собачье сердце", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Армавир", "Зимняя вишня" и др.

- В своих интервью Вы неоднократно отмечали плачевное состояние музыкальной культуры нынешней России. Изменилось ли что-нибудь за последнее время?

- Ситуация если и изменилась, то, скорее, в худшую сторону. Если раньше, скажем, в сфере киномузыки работали композиторы высокого класса, то теперь из нее исчезли яркие мелодии, оригинальное музыкальное оформление, все свелось к общему механистическому подходу с акцентом на ударное музыкальное решение. Это касается даже тех фильмов, которые считаются удачными. А между тем, киномузыка традиционно считалась успешным для нас пространством.

Вообще, не могу не отметить следующую тенденцию: отечественную музыку фактически вытесняют даже с российских концертных площадок. Симфонические оркестры перестали играть произведения таких композиторов, как Глазунов, Мясковский, симфонии Бородина, очень редко играют Хачатуряна, все меньше - Прокофьева. Все это замещается либо немецкой музыкой, либо музыкой, написанной в немецком стиле, - произведениями, на мой взгляд, совсем не выдающихся композиторов (к примеру, Яначека, Шимановского, Пендерецкого и др.). Дело здесь, разумеется, не в "безродном космополитизме", а в том, что за спиной очень многих наших исполнителей стоят иностранные менеджеры. Кроме того, европейская музыкальная система структурирована на базе крупных музыкальных издательств - таких, как издательства Сикорского, Шотта и др., - которые проводят последовательную политику продавливания тех или иных композиторов.

- Могут ли государство или отечественные культуртрегеры противопоставить политике иностранных музыкальных продюсеров собственную поддержку отечественных композиторов?

- Этой поддержки практически не ощущается. Время от времени проводятся разовые акции. Так, недавно Гергиев сыграл премьеру 6-й симфонии Рыбникова, но это мероприятие носило благотворительный характер и было связано с фондом "Оркестры мира". Государство же подобных шагов не предпринимает, и мне кажется, что культурной политики применительно к музыкальной сфере у нас вообще нет. Огромное количество молодых композиторов выпускаются плохо обученными, не имеющими никакой информационной и финансовой поддержки. В результате зачастую им приходится менять профессию.

Такое поведение властей я могу объяснить только непониманием социальной роли культуры. Нынешней власти кажется, что всего можно достичь за счет увеличения пресловутого ВВП. На мой взгляд, рост ВВП, скорее, может привести к тому, что региональные элиты попытаются проводить самостоятельную политику в отрыве от Москвы, переставшей играть роль культурного очага. Помню, как СССР распался под веселые слова оптимистичной песенки: "Я, ты, он, она, вместе - целая страна..."

Под все эти торжества по любому поводу распадется страна и теперь.

Настоящий прогресс возможен лишь при развитии культуры. Ведь если культура создает этический ресурс для страны, то экономика его расходует. Поэтому вкладываться в культуру надо не меньше, чем в экономику, иначе данный ресурс будет очень скоро исчерпан.

- В одном из интервью Вы говорили, что манипуляция общественным мнением через массовые жанры представляет собой угрозу демократии. Это перекликается с распространенным мнением о том, что власть намеренно понижает общий уровень массового вкуса в обществе, чтобы удержать авторитарный контроль над "оболваненной" массой. Разделяете ли Вы такую точку зрения?

- Подобные тенденции наблюдаются во всем мире - я бы назвал процесс маргинализацией среднего класса. Разумеется, так называемым средним классом легче и дешевле управлять, если понизить его уровень культуры, превратить из активного политического и экономического игрока в пассивного. У нас данный процесс наблюдается ярче, чем где бы то ни было. Полагаю, здесь реализуется чей-то сценарий по выращиванию молодого поколения, не приученного к самостоятельности мышления. Играть на понижение массового вкуса гораздо проще и, главное, дешевле, чем на повышение. Однако в России с ее гигантским территориальным форматом искусственно выращенный "маленький человек" никогда не сможет стать полноценным гражданином. При этом необходимо учесть - и я это неоднократно говорил, - что в России именно музыка является одним из наиболее мощных выразителей национальной идеи.

Весьма настораживающим, на мой взгляд, выглядит в этой связи тот факт, что победу Димы Билана на Евровидении преподнесли в качестве национального триумфа. Я не отношусь к артисту ни плохо, ни хорошо - я просто не могу запомнить того, что он поет (наверное, мне не хватает слуха). Я готов допустить, что музыкальная национальная идея сейчас дремлет, что она зреет в чьих-то головах, но я не хочу даже думать о том, что ее носителями стали подобные артисты! Слишком мал их формат, чтобы вместить весь масштаб нашей страны.

- Правильно ли я понимаю, что Вы видите за этими неутешительными тенденциями чью-то политическую волю?

- Скорее, это политическое безволие, продиктованное интересами властных монополистов, боящихся конкуренции и не желающих возникновения активного среднего класса, т.е. игроков, которые могут их обыграть в честной и свободной конкурентной борьбе. Этим монополистам, не умеющим работать и давно уже превратившимся в нефтяных рантье, которые просто смотрят, как по трубам течет топливо, удобнее угробить молодое поколение, чем постараться добиться реального производственного, экономического, культурного подъема страны. Они превращают народ в огромную массу потребителей, не способных к выражению своего мнения и вкуса, а также к проявлению свободной воли.

- Может ли (и должно ли?) в этой ситуации искусство, независимое от власти и ее ресурсов, брать на себя функции выразителя общественного протеста?

- Я скажу о классической музыке. Она всегда шла параллельно с культурой социального протеста. Это относится и к Баху, и к Бетховену, и к Моцарту, который вообще-то был певцом среднего класса в чистом виде и чьи "Фигаро" и "Дон Жуан" - неприкрытое выражение протестных настроений по отношению к современной ему политической действительности. Сейчас мы наблюдаем, как уничтожается тот язык, который позволял композиторам возражать власти через музыку. Попсу, которая превратилась в постоянный антураж нашей жизни, я бы охарактеризовал как малоформатную музыкальную продукцию, призванную исключить любую возможность социального протеста.
Культура обязана искать свое место в политической борьбе, потому что именно культура создает этику, противостоящую государственной политике и монопольным экономическим интересам. Причем в этом заинтересованы и сами монополисты, которых, несмотря на все кордоны из телохранителей, тут же бы укокошили разъяренные массы, если бы культура не устанавливала некоторые этические ограничения. Этика ставит барьер для агрессии, а попса, напротив, ее подпитывает и репродуцирует.

В конце концов, торжество попсы оборачивается приходом к малопроизводительной экономике. Основная функция культуры в России всегда состояла в том, чтобы оберегать человека от любых мерзостей, исходящих от государства. Сейчас я не вижу сочинений, которые, подобно произведениям Льва Толстого, Шостаковича, Мусоргского, выполняли бы эту задачу.

- Торжество малого формата Вы называли наследием тоталитаризма. Означает ли это, что движение РФ к демократии - всего лишь иллюзия?

- Маленький человек, как и создающий его малый формат вообще, - проводник тоталитаризма. Поэтому, я сказал бы, что мы никуда не ушли от тоталитаризма, как бы ни называть нынешний строй. Тоталитаризм легко принимает внешне демократические формы, тогда как на самом деле это вопрос исключительно масштаба личности.

По моему разумению, демократия - это не процесс подсчета голосов, а положение вещей, при котором у оппозиции и власти не просто равны шансы на победу на тех или иных выборах, а имеется и приблизительно равное количество сторонников. Все остальное кажется мне фикцией. Сейчас и в России, и во многих других странах оппозиция не имеет никаких шансов на победу, а значит, говорить о демократии бессмысленно.

- Как Вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в последний месяц вокруг Абхазии и Южной Осетии?

- Как любой здравомыслящий человек, я не могу не осуждать грузинскую агрессию и фактическое уничтожение Цхинвали. Однако позиция России кажется мне истеричной, непродуманной и малопродуктивной. Необходимо было предварительно сколотить в СНГ и Европе коалицию, поддерживающую нашу точку зрения, и уже потом выступать с громкими заявлениями. Россия сделала все наоборот, и теперь если какие-то страны и согласятся поддержать нас в вопросе Ю. Осетии и Абхазии, то почти наверняка сделают это небескорыстно.

- Как Вы оцениваете тот культурный путь, который за последние годы проделал Петербург?

- В СПб проходит много культурных мероприятий, но зато все меньше событий, связанных с появлением новых выдающихся авторов и сочинений, достойных русской культуры.
Что же касается бесконтрольной застройки и подобных ей безобразий, то они опять-таки являются индикатором того, насколько общество готово к выражению гражданского протеста, который инициируется, главным образом, посредством культуры. И сейчас я просто не могу представить, какими способами можно заставить людей осознать, что на их глазах уничтожается красота и история! Некоторые ощущают этот ужас, но большинство прекрасно чувствуют себя в стойле.

Пушкин не зря задавался вопросом: "Зачем стадам дары свободы?" В случае с Петербургом общество, мне кажется, не прошло эту проверку, особенно если сравнивать с памятной мне культурой шестидесятников, которая, кстати, не ограничивается исключительно советскими реалиями. Во всем мире шестидесятничество оказалось одним из мощнейших прецедентов выражения гражданской воли. Но в России если что и обваливается, то капитально и сразу. Так случилось и с этим протестным сегментом общественной жизни, хотя многие, как ни странно, считают это прогрессивным моментом. А между тем, кибернетики еще в 50-х гг. вывели формулу, в соответствии с которой принцип обратной связи - необходимое условие существования системы. Я напомню вам слова Норберта Винера, который сказал, что тоталитаризм - это управляющая система, которая на сигналы обратной связи отвечает уничтожением их носителей. В демократическом государстве такая связь осуществляется за счет общественного протеста и политической оппозиции. Как бы нынешняя Россия не обвалилась из-за их отсутствия, как обвалились некогда и Царская Россия, и Советский Союз...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru