Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 25/8/2008

Сиена // Заповедник средневековья

Дмитрий ТРАВИН

Осматривать Тоскану проще всего, расположившись во Флоренции и совершая оттуда однодневные выезды в те города, которые нам интересны. Однако, в сравнении с поездками по Ломбардии и Лигурии, по Романье и Марке, а также по региону Венето (которые я описывал раньше), здесь есть одна небольшая сложность.

Дело в том, что в города, из которых удобно путешествовать, обычно есть прямые авиарейсы из Петербурга: в Рим, в Милан и в Венецию - регулярные; а в Римини - чартерные, приуроченные к пляжному сезону. Во Флоренцию же без пересадки, увы, не попасть. Впрочем, это не повод для расстройства.

Теоретически есть три способа добраться до Флоренции.

Первый - взять авиабилет с пересадкой в Риме, воспользовавшись услугами компании Alitalia. Однако это, насколько мне удалось узнать, удорожает поездку.

Второй - воспользоваться трансфером из Рима, предлагаемым турфирмами. В первый свой визит во Флоренцию я такой услугой воспользовался и проклял все на свете. Автобус долго "собирал" туристов, а затем еле тащился по шоссе через Лацио, Умбрию и Тоскану, делая по дороге остановку для отдыха водителя. Это может отнять в целом часов пять. Да к тому же "ненавязчивый итальянский сервис" сначала предлагает вам по прибытии на место экскурсию крайне низкого качества, а затем лишь "отпускает" на все четыре стороны (т.е. к отелю) с вещами.

Третий вариант, на мой взгляд, оптимален. Вы летите до Рима самым дешевым рейсом. Из аэропорта проходите сразу на расположенную тут же железнодорожную станцию и берете билет до Флоренции. Придется, правда, сделать одну пересадку. Сначала поезд довезет вас до вокзала в Риме, а оттуда уже вы на экспрессе Eurostar за полтора часа домчитесь до цели, наблюдая из окна комфортабельного вагона, как безнадежно отстают едущие по шоссе машины.

Наконец, немаловажно и то, что вы прибудете на вокзал "Санта Мария Новелла", расположенный практически прямо в историческом центре. Если забронируете себе отель в привокзальной зоне (а это имеет смысл сделать, поскольку для поездок по Тоскане вы будете каждый день возвращаться именно на "Санта Мария Новелла"), то за пять-десять минут дойдете до него пешком.

Как надорвался город

Начинать осмотр Тосканы логичнее с малых городов региона, а не с Флоренции, поскольку, условно говоря, они исторически предшествуют ей. Сиена, в частности, - это средневековый город (почти законсервировавшийся в таком состоянии), тогда как во Флоренции готика сохранилась малыми островками среди моря ренессансной культуры.

Сиена еще в XIII веке стала лидером в сфере кредитно-денежных операций - в частности, благодаря тесным связям с папством, нуждавшимся в том, чтобы кто-то профессионально обслуживал его сложную финансовую систему, собирающую дань по всему христианскому миру.

Появившиеся деньги создали спрос на искусство. О раннем богатстве Сиены можно судить, например, по местному кафедральному собору, явно превосходящему роскошью и художественным мастерством знаменитый Санта Мария дель Фьоре. Флорентийцы были еще сравнительно бедны в то время, когда сиенцы ворочали по-настоящему крупными капиталами.

Сиенский Дуомо - лучшая готика из того, что я видел (если не считать "крошку" Сан-Шапель и такие законченные лишь в XIX-ХХ столетиях шедевры, как Кельнский и Миланский соборы). В нем нет тяжеловесности многих известных французских памятников средневековья. Легкость и устремленность к небу сиенцы передали лучше, нежели отцы готики с берегов Сены. Собор Парижской Богоматери откровенно тяжеловесен, тогда как искусно "вырезанный из камня" фасад Дуомо будто бы открывает вход в маленький драгоценный ларец.

Впрочем, возможно, кафедральный собор Сиены тоже постигла бы судьба своих массивных северных собратьев, если бы город не надорвался. В первой половине XIV века итальянским банкирам открывались, казалось бы, блестящие перспективы. В годы авиньонского пленения пап потребность Святого престола в кредите только возросла. И вот сиенские правители, ориентируясь на нескончаемый рост ВВП до 1350 г. и далее, задумали строить новый огромный собор, включив в эту постройку старый собор как составную часть.

Не учли они, правда, надвинувшуюся на Европу чуму, массовую смертность и связанную с этим радикальную перемену экономической конъюнктуры. В 1348 г. строительство пришлось заморозить. От недостроенного большого собора остались лишь две стены, придающие сегодня историческому центру Сиены чрезвычайно живописный вид.

Чума, естественно, в какой-то момент отошла, однако в новую жизнь город уже не вписался, уступив региональное лидерство Флоренции. Интересно, впрочем, что отойти от культуры своего золотого века и броситься в погоню за лидером Сиена уже не смогла. Ее лучшие достижения в искусстве остались, по сути своей, средневековыми. Это видно по городской архитектуре, по картинам Сиенской Национальной Пинакотеки и по фрескам Палаццо Публико.

На одной из стен Палаццо Симоне Мартини написал свою знаменитую "Маэсту" - лучший пример средневекового иерархического образа мышления. А на противоположной стене он же изобразил знаменитого местного кондотьера. Один американский искусствовед, правда, усомнился в принадлежности работы именно Мартини, но итальянцы сказали, что американец - агент ЦРУ. Нельзя же покушаться на "наше всё".

Свежий ветер

Сиена - средневековый город, но есть здесь одно исключение. Да такое, что лишь ради этого уголка ренессанса стоит сюда приехать. Речь идет о Библиотеке Пикколомини, покрытой фресками Пинтуриккио, написанными в начале XVI века. Пожалуй, столь яркое отражение духа ренессанса я видел еще лишь в одном месте - в обители Чертоза ди Павия.

Нельзя сказать, что Пинтуриккио - лучший из лучших. Ведь лучшие из лучших никогда не вписываются полностью в рамки своей эпохи. А сей художник вписался полностью, и этим он нам ценен.
Вход в Библиотеку - прямо из Дуомо. Мы покидаем этот темный средневековый драгоценный ларец и оказываемся вдруг в светлом, насыщенном свежим воздухом зале. На открытом окне ветер полощет занавеску, и дух странствий, покоривший некогда Энеа Сильвио Пикколомини, ставшего впоследствии папой Пием II, вдруг проникает в сердца посетителей.

Пий II, наряду с Лоренцо Медичи, - самый яркий ренессансный гуманист из числа правителей. В молодости он писал романы и поэмы, много путешествовал, занимался дипломатией. Обожал природу и одиночество, то есть все естественное. Император увенчал его венком "принца поэтов". И даже став папой, Пий не оставлял занятия литературой.
Библиотека расписана фресками, рассказывающими о необычной судьбе этого понтифика. Мне кажется, Пинтуриккио прекрасно уловил главное. В его работах нет тяжести власти, но есть много красивых людей, элегантных одежд, гармоничных зданий, светлых пейзажей. В общем, всего того, что так обожал ренессансный гуманизм. И сам Пикколомини - длинноволосый красавец, похожий, скорее, на художника, а не на будущего папу, - одухотворяет весь цикл.

На деле, конечно, эпоха была другой. Кровавой и жестокой настолько, что лучшие произведения искусства не могли сгладить животных страстей ренессансных героев, сцепившихся в схватке. Но Пинтуриккио написал мечту о прекрасном. Он показал то, что ренессанс хотел думать о самом себе. И, похоже, хотя бы в одном уголке одного маленького итальянского города мечта реализовалась. Здесь она живет по сей день.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru