Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 18/8/2008

Письма из Финляндии // Школа и PISA // Главное в учебе - применять знания на практике

Марина Витухновская-Кауппала

Вот уже восемь лет - столько, сколько дочь учится в школе, - наша семья время от времени погружается в пучину дискуссий. Предмет дискуссий всегда один: финская школа - хороша она или плоха? Радоваться счастью в ней учиться или бежать куда подальше?

Причем в ходе этих баталий у меня неизменно начинается раздвоение личности: я готова и хвалить, и ругать, у меня есть аргументы и за, и против. Главный критик школы, конечно, дочь, и это естественно: она же ходит туда каждый день! Но, несмотря на ее явную небеспристрастность, многие из высказанных дочерью соображений кажутся нам с мужем разумными.

Язык без литературы

"С чем я совсем не могу примириться, - говорит дочь, - это отвратительное преподавание литературы". Действительно, курса истории литературы как такового в финской школе нет: он заменяется хаотическим чтением детских или молодежных, так называемых "проблемных", современных книг, которые ни по каким показателям нельзя отнести даже ко второму ряду шедевров мировой литературы. Анализ этих, с позволения сказать, произведений заключается в описании их сюжета и некотором этическом анализе содержания.

Как-то дочь принесла из школы тетрадь с предложенным им на уроке перечнем литературных жанров. Их оказалось пять: научная фантастика, фэнтези, литература ужасов, детективы, романтическая любовная литература. Места для "Войны и мира", "Бесов" или, скажем, классического финского романа "Семь братьев" в этой структуре явно не находилось.

"Но зато в финской школе прекрасно преподают языки!" - возражаем мы с мужем. И это чистая правда. В самой обычной школе изучают, как правило, два языка (плюс обязательный шведский), и благодаря хорошим методикам, а также, конечно, телевидению и интернету, почти любой финский школьник бегло говорит по-английски.

Равенство или уравниловка?

"В финской школе царит уравниловка!" - говорит дочь. И это тоже правда. Делая упор на обязательное равенство возможностей для всех, финны добились того, что у них практически нет "спецшкол", школ для одаренных детей. Нет и столь распространенных ныне в России дорогих частных "элитных школ". Есть несколько языковых школ и, кроме того, две-три - с особыми методиками обучения (например, штайнеровская школа в Хельсинки).

В целом же школьное обучение сознательно усреднено, ориентировано на учеников среднего и ниже среднего уровней. Детей, выделяющихся из общего ряда, не стимулируют, не окружают особым вниманием, даже, как правило, не хвалят. Вообще, публично хвалить или ругать - не в финской традиции. В результате дети, опережающие своих сверстников в развитии, не получают возможности продвигаться вперед, совершенствоваться быстрее, в соответствии со своими способностями и потенциалом.
"Но зато финская школа - это школа равных возможностей!" - возражаем мы. С моей точки зрения, это одно из ценнейших свойств финской системы образования: здесь одинаковые возможности учиться предоставляются всем, независимо от материального достатка семьи. Школа бесплатна. Более того, ученики там получают бесплатные учебники, тетради и ручки. Кроме того, учащихся ежедневно кормят бесплатными обедами, а живущих вдали от школы сельских детей бесплатно туда доставляют. Наконец, в школе ведет бесплатный прием высококвалифицированный фельдшер.

Именно благодаря столь демократичной системе школьного образования в Финляндии все еще безотказно работают "социальные лифты" для выходцев из бедных семей. И еще: выпячивать свое богатство здесь до сих пор считается дурным тоном. Поэтому вы никогда по одежде не распознаете, кто среди одноклассников сын "крутого" бизнесмена, а кто - уборщицы.

Нет дисциплины, но есть результаты

"В финской школе, - говорит дочь, - плохая дисциплина!" Это означает, что на уроках шумят, школьники вполне могут ходить по классу во время занятий, а все потому, что к учителю ученики относятся почти как к равному. По финской традиции, называют всех на "ты", учителю "тыкают", подчиняться ему не спешат, вступают с ним в длительные препирательства. Учиться, а тем более учить в такой обстановке не очень-то просто!
Но у меня припасен последний, и самый действенный козырь. "Если финская школа такая плохая, - говорю я, - чем же ты объяснишь, что она все время занимает первые места в конкурсе качества образования разных стран?" Действительно, высокие результаты в так называемой PISA (Programme for International Student Assessment - Международная программа оценки знаний) - предмет особой гордости финнов. Каждые три года сотни тысяч пятнадцатилетних девочек и мальчиков в разных странах проходят тестирование, цель которого - выяснить не столько фундаментальность знаний, сколько умение применять их на практике, выносить собственные оценки происходящему и принимать личные решения, то есть умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Финские школьники неизменно показывают лучшие результаты.

Когда в 2000 году в конкурсе PISA принимали участие тридцать две страны, финны получили первое место в тестах по грамотности чтения, третье - за естественно-научную грамотность и четвертое - за математические знания. Результаты были ошеломляющими для всех, включая и самих финнов.
Через три года финские показатели стали еще лучше: участвовали школьники из 41 страны, и финны по всем трем позициям получили первое место! И в 2006 году все опять повторилось: участвовали школьники из 57 стран, и финские дети получили первые места по двум позициям, и только по третьей - грамотности чтения - пропустили вперед Корею.

Развитые страны мира были в шоке. Державы, входящие в знаменитую "семерку", не вошли даже в первую десятку PISA. Франция, например, оказалась в 2000 г. на 15-м месте, США - на 16-м, а Германия и вовсе на 21-м. Во многих странах разразились ожесточенные дискуссии, а в некоторых даже политические скандалы.
В Финляндию хлынул поток паломников - все стремились перенять финский опыт. Сами финны тоже стали разбираться, в чем же причина их неожиданно блестящих показателей. Если резюмировать многочисленные публикации на тему PISA, получится примерно следующее.

Судите сами

В Финляндии традиционно высок образовательный уровень и статус учителей. Кроме того, школьным учителям постоянно дают возможность профессионально расти: к их услугам бесконечные курсы повышения квалификации, а также очень развитая в Финляндии система распространения знаний.

Помните советские университеты марксизма-ленинизма и общество "Знание"? От них в России не осталось и следа, а вот в Финляндии функционируют, как минимум, 4 подобных учреждения: Открытый университет, Летний университет, Училище для трудящихся и Университет для пожилых.
Дело в них поставлено на широкую ногу. Филиалы этих учреждений существуют в разных концах Финляндии, и читают в них лекции специалисты самого высокого уровня. Посещение лекций для школьных учителей бесплатно.

К услугам школы - все новейшие плоды технического прогресса и педагогики. Каких только агрегатов для презентаций, показа картинок и фильмов, каких только новейших компьютерных программ нет в школах! Постоянно развиваются методики преподавания, учебный процесс становится все более привлекательным. Цель обучения - не механическое запоминание цифр и фактов, а умение оперировать приобретенными знаниями.
В школах появился предмет "управление обучением", задача которого - научить детей учиться, выяснить вместе с ними, как идет процесс обучения и каковы индивидуальные особенности в этом отношении каждого учащегося.

Наконец, играет роль и то, что в финских школах маленькие классы - от 15 до 25 человек. И, что тоже важно, одновременно с учителем в классе часто работает и так называемый помощник учителя - он объясняет материал тем, кто его не усвоил, следит за дисциплиной, "подтягивает" отстающих.
Так обычно и кончаются наши домашние дискуссии: с результатами PISA не поспоришь! Но проходит какое-то время, мы опять входим в соприкосновение со школьной действительностью, и все диалектические противоречия возвращаются. И дочь, и нас с мужем опять начинает раздражать слабая гуманитарно-культурная составляющая школы, уравниловка, плохая дисциплина, недостаточное уважение к фундаментальным научным знаниям... Очевидно, пока дочь не окончит среднюю школу (ждать, слава Богу, осталось недолго - всего год!), мы так и не найдем ответа на наболевший вопрос: хороша или плоха финская система среднего образования...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru