Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 28/7/2008

Флоренция Симонетты

Дмитрий ТРАВИН

Звали ее Симонетта. Родом она была из Лигурии из Портовенеры и многие флорентийские знатоки античности любили уподоблять юную Симонетту Венере, родившейся из пены морской. Брат ее мужа был (и остался) самым знаменитым человеком за всю историю человечества. Поскольку только его именем назвали целый континент. Но речь здесь не об Америго Веспуччи, а именно о Симонетте. Поскольку, как справедливо заметил Павел Муратов, картина, на которой ее изобразил Сандро Боттичелли, - "лучшая из всех картин на свете".

Ничего себе парочка. Он - человек и континент, она - первая модель человечества. Можно представить себе, как бедный Сандро был в нее влюблен. Симонетта стала для него не только "Рождением Венеры", но и "Весной" (см. картины в галерее Уффици).

Учитель Боттичелли фра Филиппо Липпи - буйный монах-кармелит, не умевший смирить свою плоть даже в пятьдесят лет и уведший из монастыря юную монахиню, служившую моделью Девы Марии (потом она родила ему Филиппино Липпи), - знал толк в женской красоте. Его мадонны преодолели грань, отделяющую божественность небесную от эротичной привлекательности земной, и, пожалуй, немалое число флорентийцев влюбилось в мадонн фра Филиппо также, как сам он влюбился в девушку, ставшую их прообразом. Мадоннам, написанным в XIV веке, можно лишь поклоняться. Мадонн XV столетия можно обожать.

Фра Филиппо "размножал" женскую красоту и наполнял ею Флоренцию. Боттичелли пошел дальше своего учителя. Он не просто тиражировал любовь. Он творил ее из подручных ему средств. И Симонетту, умершую совсем еще юной, он превратил в образ, живущий по сей день своей собственной жизнью...

Сага о моцарелле

... Ужинал я в одной домашней траттории неподалеку от отеля. Называлась она San Zanobi. Не знаю уж, кто такой был этот Зиновий и за какие заслуги он сделался "Сан", но кормили там неплохо.

Хозяйка - дама лет шестидесяти пяти - подавала счет и принимала деньги. А также с бесконечным радушием говорила клиентам "Buona sera". Обслуживала гостей дочь. Или, по крайней мере, мне она казалась дочерью. Светловолосая итальянка с лицом не то, чтобы грустным, но каким-то отсутствующим. Мне она виделась Симонеттой. Только дожившей до сорока лет, родившей человек десять детей, из которых девять умерло, а один сел в тюрьму. То ли за компьютерное мошенничество, то ли за то, что раздел странствующего монаха где-то на проселочной дороге между Ареццо и Кортоной. И теперь Симонетта должна была носить ему передачи.

Кроме этого ее, по-видимому, ничего не интересовало. В том числе я. Она приносила мне моцареллу с помидорами и произносила по-итальянски некую фразу так, что трудно было понять, обращается ли она к помидорам или все-таки ко мне.

Мать Симонетты в этом смысле была разборчивее. Она точно знала, что клиент - это тот, который платит, а помидор - тот, за кого платят. В этой семейной траттории существовал, наверное, еще и отец. Но его я никогда не встречал. По-видимому именно он соединял на кухне моцареллу с помидорами и никогда не выглядывал наружу.

Моцарелла была хороша. Раньше мне казалось, что она вкусом напоминает кусок белой резинки. Но в San Zanobi я узнал, что это лишь плохая моцарелла напоминает резинку. А хорошая моцарелла напоминает моцареллу. Впрочем, вряд ли все это что-нибудь скажет тому, кто никогда не заглядывал в San Zanobi.

Я туда, кстати, заглядывал не из-за моцареллы и даже не из-за Симонетты. Я заглядывал из-за молодого красного вина, которого там наливали пол литра за четыре двадцать. По соотношению "цена - качество" это было лучшее из того, что мне доводилось когда-либо пить.

Пол литра к ужину, конечно, чересчур много. Однако я ничего не мог с собой поделать. Каждый невыпитый стакан воспринимался в качестве страшного убытка.

Вино выпивалось, ужин съедался, пожилая хозяйка переходила от "Buona sera" к "Arrivederci" и я шел бродить по вечернему городу. Дорога моя всегда вела в одно и то же место - к ступеням лоджии "Ланци". Каждый вечер там, у стен Палаццо Веккио играла музыка. А я сидел и глядел на соседей.

Козимо "под прикрытием"

Самым дальним был Козимо Медичи. Герцог. Железный. Верхом на лошади. Мне этот тип совершенно не нравился. Все признаки успешно выстроенной вертикали власти отражались на его лице. Но в отличии от железного герцога я, живший на пол тысячелетия позже, знал, что именно с Козимо первого начался упадок Флопенции, которую до построения вертикали называли Афинами на Арно.
Чуть поближе стоял Нептун. Он был центром фонтана. Что, впрочем, не спасло ни его, ни фонтан. Поговаривали, будто Нептун - это тот же самый Козимо, но "под прикрытием". Судя по физиономиям, у них действительно было нечто общее. Впрочем, я не приглядывался.

Еще ближе располагалась некто с головой Олоферна. Мне никогда не нравилась эта история, столь вдохновляющая на борьбу за независимость. Я не мог представить себе, например, Симонетту с частями тела г-на Олоферна. Кстати, прямо над моей головой непосредственно в лоджии какой-то античный тип тряс еще головой медузы Горгоны. И это уже был явный перебор.
Зато совсем близко стоял Давид. Безупречный во всех отношениях. Хоть и был лишь копией того микеланджеловского Давида, что находится в галерее Академии. Впрочем, не будем о нем. Пол литра за четыре двадцать лишили меня права рассуждать о поистине великом.

А кроме того, если честно, больше всего мне нравился Мардзокко. Этот парень был львом и стоял между Нептуном и той, что с головой Олоферна. Ростом он не вышел и на фоне белизны нептуновой мраморной плоти казался каким-то темненьким. Но, присмотревшись к морде его лица, нетрудно было определить за невзрачной внешностью, как минимум, двенадцать поколений интеллигенции. Куда там Козимо первому!
Мардзокко был геральдическим символом Флоренции и в связи с этим ему приходилось время от времени участвовать в одной не слишком приятной символической процедуре. Захваченных в плен врагов флорентийцы по традиции заставляли целовать льва в зад. Однако эта символическая власть его не испортила. Наверное, интеллигентность прививает иммунитет даже против властной вертикали. Мардзокко с некоторой тоской смотрел на то, как в лоджии Ланци кто-то древнеримский похищал сабинянок, и это была единственная нескромность, которую лев себе позволял.

Соседей у меня возле Палаццо Веккио было много. Если перечислять все бронзово-каменное население лоджии и все статуи, выставленные в нишах галереи Уффици, то придется еще раза два принять по пол литра за четыре двадцать. На пару с Мардзокко, пожалуй, можно было бы рискнуть, но кто я такой, чтобы он принял от меня угощение?
Хмель выветривался и приходилось медленно брести к отелю мимо Орсанмикеле, мимо Санта Мария дель Фьоре и баптистерия Сан Джованни, мимо ресторанов квартала Медичи, где богатая публика вкушала ужин на столиках, вынесенных к мусорным бачкам, поскольку бачков этих в центре Флоренции больше, чем даже исторических памятников. А затем я проходил мимо Сан Лоренцо, мимо капеллы Медичи и мимо того отеля, где жил четыре года назад.

И в последний свой флорентийский вечер я опять загляделся на знакомые окна. А когда опустил глаза, увидел, как мимо меня медленно прошла Симонетта. Прошла, даже не взглянув на клиента, которого лишь пару часов назад кормила моцареллой. Впрочем, что значит моцарелла и что значат пару часов перед ее пятисотлетней жизнью?

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru