Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Комментарии 21/7/2008

Казус Диомида

Игумен Вениамин (Новик)

Бывший управляющий Анадырской и Чукотской епархией епископ Диомид выступил 17 июля с обращением "К духовенству Русской Православной Церкви и ко всем Православным Христианам Земли Русской".

Диомид отрицает каноническую значимость решений недавнего Архиерейского Собора, снявшего его с должности. Более того, Диомид предложил новый анафематизм для Недели Торжества Православия - в первое воскресенье великого поста, когда оглашаются анафемы злостным еретикам и раскольникам церковным. Эта анафема адресована "еретикам-цареборцам" - патриарху Алексию II, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету и их "духовным предшественникам, участвовавшим в антимонархическом февральском бунте 1917 года, а также всем вместе с ними не признающим богоданность монархической власти".

Сколько клириков и мирян последует за Диомидом? Если учесть, что число подписантов нескольких более ранних обращений сторонников Диомида составляет не более 15 человек, то очень немного. Конечно, имеются сочувствующие Диомиду в других епархиях, но в России любой раскол всегда имеет одну динамику - на уменьшение. Если церковная реформация у нас просто невозможна, то "консервативная революция" в духе религиозного фундаментализма маловероятна.

Диомид упрекает руководство РПЦ в экуменизме как в беспринципном смешении ортодоксии с ересью; в совместных молитвах с еретиками, в проведении межрелигиозного cаммита перед встречей "мирового масонского правительства (на уровне G8), подготавливающего приход единого мирового лидера - антихриста". Самого же патриарха Алексия II он ранее упрекал в посещении парижского собора Нотр-Дам.

Далее Диомид обвиняет руководство РПЦ в "неосергианстве" как беспринципном соглашательстве с политическими властями, ведущими антинародную псевдодемократическую политику, приводящую к вырождению России. Упрекает в отступлении от канонов и в непроведении Поместных соборов. При этом епископ сам нарушил канон, обратившись ко всем православным (при канонической возможности обращаться только к пастве своей епархии).

В позиции Диомида много сходства с позицией покойного Санкт-Петербургского митрополита Иоанна, издававшего книги и статьи, но без официальных обращений "ко всем православным" и без критики Синода. Тогда Синод ограничился мягким замечанием митрополиту умерить свою публицистическую деятельность.

Следует сказать, что в обращении Диомида, имеющего два высших образования (светское техническое и духовное), некоторая внутренняя логика есть. Он обосновывает свои высказывания цитатами из Библии и ряда иерархов. Много сходства у него с позицией РПЦЗ до объединения с РПЦ. Тот же дух вневременной ортодоксии, то же обличение сергианства и экуменизма. Кто-то обличает РПЦ слева, упрекает ее в отрыве от современности, в нежелании сближаться с христианами других конфессий. Диомид же критикует ее справа, т.е. упрекает в совершенно противоположном - в подчинении "духу мира сего", глобализации, ведущей к "электронному концлагерю", и в чрезмерной дружбе с еретиками.

Церковь у нас находится в условиях светского государства и религиозного многообразия. Она несет ответственность за мирную атмосферу в обществе. Отсюда - неизбежность диалогов, конференций "за мир" и т.п. Отсюда же и мнимая аморфность церковной позиции в отношении некоторых острых вопросов.

Теоретически говоря, "казус Диомида" (чуть ли не затмивший Архиерейский собор), проходящий в той или иной форме через всю историю Церкви, сводится к очень непростому вопросу сочетаемости общечеловеческих, религиозных и межрелигиозных ценностей в современном мире. Важно понять, что если, со светской точки зрения, главный критерий всего происходящего - этика (давайте жить дружно), то с религиозной дело обстоит сложнее, поскольку там еще существуют понятия ортодоксии (истинной веры), от которой зависит спасение в вечности.

В "Основах социальной концепции РПЦ" говорится, что Церковь не отрицает монархию как наилучшую форму правления, в чем упрекает своих противников Диомид. Она лишь утверждает, что политическая форма должна соответствовать нравственному состоянию народа. Конечно, другое дело - практика. Но в любом случае церковь не может и не должна бороться за изменение политического строя общества.

В другом официальном документе РПЦ отмечается, что Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. Посещение православным священноначалием инославных храмов воспринимается народом как "дипломатия", и никакого "духа экуменизма" на уровне приходов просто нет.

Впрочем, много вопросов все еще остаются открытыми. Именно поэтому возможна ситуация, при которой, с одной стороны, в Москве проводится межрелигиозный саммит при членстве самой РПЦ в экуменическом Всемирном Совете Церквей, а с другой - широко распространен вялотекущий "низовой" антиэкуменизм на приходском уровне, где порой беспрепятственно распространяются брошюры против католичества и других христианских конфессий. Верхам этот антиэкуменизм особенно не мешает, никого за него не наказывают. В итоге "низы" как жили, так и живут своей жизнью без всяких саммитов. Можно предположить, что если бы Диомид продолжал действовать только в пределах своей епархии, то он вряд ли был бы наказан.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Медведев на фоне медведей
Уходящий год начинался как год президентских выборов.
Подробнее 

Будут танцы
Как удачно сложилось, дорогие читатели: мы с вами расстаемся под звуки фанфар.
Подробнее 

Вышвырнуть царя из головы
Удара кризиса россияне ожидают примерно так, как неизбежного столкновения кометы с Землей.
Подробнее 

О солидарности и делах наших скорбных
Накануне 151-й внеочередной встречи ОПЕКа в Оране уходящий руководитель картеля, алжирский министр энергетики и горной промышленности Шакиб Хелиль постоянно вспоминал о солидарности.
Подробнее 

Ради доброго царя
Очередной День Конституции России (12 декабря) мы отметили под разговоры о том, насколько приемлемой практикой является ее пересмотр в сторону шестилетнего президентского срока.
Подробнее 

Укрепление оказания публичных услуг
А все-таки цинизм бесшабашный выглядит как-то человечней цинизма взвешенного.
Подробнее 

Состояние проседания
В отличие от 1998 года, нынешний кризис напоминает не падение с приставной лестницы, а медленное, но верное погружение в трясину.
Подробнее 

Греция в огне
Вторую неделю в столице Греции продолжаются поджоги зданий и автомобилей, возведение баррикад и стычки между полицией и тысячами демонстрантов, которых средства массовой информации называют то "анархистами", то "студентами", то просто "молодыми экстремистами".
Подробнее 

Ресурсное проклятие коммунистов
Зюганов и теперь живее всех живых.
Подробнее 

В наше непростое
Еще два-три последних сказанья - и летопись моя, похоже, - того...
Подробнее 

Новое открытие Америки
Ноябрьский визит президента Российской Федерации в страны Латинской Америки в местных СМИ оценивают как "триумфальное турне"; говорят, что "русские возвращаются".
Подробнее 

Пересмотр взглядов на капитализм?
Когда начинался нынешний экономический кризис, со всех сторон доносились прогнозы о завершении эры неолиберализма и о грядущем усилении государственного регулирования во всех направлениях.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru