Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 21/7/2008

С кем вы, мастера культуры? // Владимир СВЕТОЗАРОВ // На награждении я сказал Путину: "Родина или смерть!"

Николай КУДИН

В послужном списке художника-постановщика Владимира СВЕТОЗАРОВА такие известные кинокартины, как "Собачье сердце" режиссера Владимира Бортко, "Хрусталев, машину!" Алексея Германа, "Кукушка" Александра Рогожкина и др., а также съемки в 1983 г. документального фильма "На берегах пленительных Невы" из серии "Культурные столицы Европы". Но беседа у нас пошла не только о кино.

- Владимир Иосифович, в публичном пространстве сейчас ведется активная дискуссия об архитектурном будущем Санкт-Петербурга. Каково Ваше отношение к данной теме?

- Очень многие мудрые и действительно болеющие за свой родной город люди уже высказались по этому поводу. Конечно, было бы странно одобрять появление злосчастного здания Биржи, возвышающееся с недавних пор черным гробом над панорамой Стрелки Васильевского острова. Я присоединюсь к словам одного пенсионера, который, говоря об этом возмутительном строительстве, заявил, что он и люди его поколения отдали свою кровь в борьбе с фашистами за свой город, а теперь появилась новая орда захватчиков - в дорогих костюмах и с барсетками, - и на этот раз отстоять Санкт-Петербург не удалось...

- В начале 2000-х гг. многие рассчитывали, что приход в Кремль петербургской команды во главе с Путиным благотворно скажется на развитии нашего города, однако именно с этого момента темпы бесконтрольной застройки СПб резко возросли. Чем бы Вы объяснили такой парадокс?

- Я с большой симпатией отношусь к Владимиру Путину, и мне очень приятно вспоминать, как он вручал мне Государственную премию. По правде сказать, я здорово переволновался в тот день, и в момент рукопожатия не нашел ничего лучшего, чем сказать: "Родина или смерть!" Путин слегка вздрогнул, удивленно посмотрел на меня и задумчиво ответил: "Пока что - Родина..."

С этой церемонии у меня сохранилось две фотографии - на одной мы с Владимиром Владимировичем очень серьезны, на другой оба улыбаемся. Полагаю, с помощью Путина наша многострадальная Родина начала подниматься с колен. И тем более поразительным и необъяснимым кажется мне тот факт, что и он, и Медведев - оба питерские ребята - так терпимо относятся к тому, что происходит сейчас с их родным городом!..

- Может, они действительно считают это оптимальным способом развития СПб как туристической столицы?

- Не думаю, что туристам будет интересно смотреть на новое здание Биржи и подобные ему "дворцы" из стекла и бетона.

- Притчей во языцех стало сравнение проекта "Охта-центр" с Эйфелевой башней в Париже - в том смысле, что, чуждое привычному ландшафту, это сооружение может в итоге стать новым символом города...

- Мне кажется, сравнение некорректно. Эйфелева башня построена талантливым архитектором, она и в момент своего создания являла собой уникальное сооружение, и сейчас остается такой же. А небоскреб "Охта-центра", если судить по нынешнему проекту, - бездарное и похожее на тысячи других здание. И при всей своей бездарности оно еще и претендует на статус архитектурной доминанты города, на протяжении столетий застраивавшегося первоклассными зодчими. Построили бы лучше эту башню в Шушарах - и им выгодно, и нам смешно.
Возникает вопрос: если все более или менее думающие горожане выступают против этого проекта, почему он все еще жизнеспособен? Я с грустью смотрю, как быстро наш великий, талантливый, умный народ научился руководствоваться исключительно меркантильными соображениями и алчностью. И когда я слышу высказывания различных публичных персон в пользу "Охта-центра", то понимаю: многие из них элементарно продались.

Сейчас городские власти заговорили о необходимости более бережного сохранения архитектурной целостности СПб: гражданский протест принял серьезные масштабы, и чиновники струхнули. Вот уже заговорили об уменьшении на несколько этажей Биржи. Раньше давление денег на власть превышало давление на нее со стороны общественности. Надеюсь, теперь это соотношение сил изменится.

- Снижение архитектурных стандартов полностью вписывается в картину снижения массового вкуса вообще. У Вас нет ощущения того, что массовое строительство в СПб стеклобетонных уродов и абсолютное засилье на экранах ТВ одинаково бездарных фильмов - проявление одних и тех же вкусовых трендов?

- В связи с этим вспоминаю годы советской власти. Я слаб в политике, но могу сказать, что мне эта власть не принесла ничего плохого, кроме хорошего! Это касается и пионерской организации, которая учила меня только правильным вещам - любить свою Родину, свою семью, не пить, не курить, не воровать. Это же касается и более позднего времени - в частности, моей работы на "Ленфильме". У нас там существовал худсовет, в котором заседали 15-16 человек, из которых, быть может, 2-3 действительно не отличались ни высоким интеллектом, ни хорошим вкусом. Остальные же были замечательными людьми, оправданно и аргументированно отметавшими различную кинематографическую халтуру. Сейчас худсоветы и другие виды редактуры отменены, и любой человек, вне зависимости от таланта, собрав достаточную сумму денег, может прийти на ТВ и снять, что ему заблагорассудится. Кроме того, нужно учитывать, что ТВ должно работать 24 часа в сутки, и у него элементарно не хватает материала. Поэтому телеканалы цепляются за любую поделку, чтобы заполнить экранное время. Кто-то неглупый очень верно заметил, что руководители телеканалов отправляют своих детей учиться в Кембридж, Сорбонну, а свою аудиторию кормят всякой дрянью.

- Означает ли это, что, выбирая между неограниченной свободой самовыражения в искусстве и созданием неких цензурных органов, Вы склоняетесь в пользу цензуры (ведь государственные худсоветы порой клали на полку фильмы именно по политическим, а не эстетическим соображениям)?

- Так и есть. В свое время было принято рассуждать о том, как много вокруг непризнанных талантов, которым не дают возможности проявить себя то редакторы, то коммунистическая система вообще, то "еврейская мафия". Сейчас нет ни того, ни другого, ни третьего, а талантливых произведений в кино больше не стало. Я не вспомню ни одной картины последних лет, которая заставила бы меня плакать или смеяться, сопереживать.

- Но не кажется ли Вам, что цензура по определению враждебна творческому процессу?

- Все зависит от того, кто окажется в роли цензоров.

- Однако введение цензуры в искусстве станет очередным шагом на пути возвращения к прежним, советским, моделям госуправления. Вас это не пугает?

- Как я уже сказал, я далек от политики, но даже если такие тенденции и имеют место, я не вижу в этом ничего ужасного. И для меня, и для большинства моих коллег самым жутким временем были 90-е годы, когда на улицах царила разруха, а в головах - апатия и полное неверие в будущее. Наверное, сама идея перестройки была неглупой, но реализована она была достаточно топорно, и плюсов в итоге у нее оказалось меньше, чем минусов. Да, теперь мы свободно выезжаем за границу, но зато имеем фактически платную систему образования, платное медицинское обслуживание. Раньше я знал, что мне в клинике бесплатно запломбируют зуб - может быть, не очень хорошо, но тем не менее. А теперь, когда я сталкиваюсь с необходимостью обратиться к врачу, то понимаю, что мне повезло с работой и заработком. Раньше ты числился в очереди на квартиру и мог надеяться, что рано или поздно получишь ее. Теперь все это совершенно недоступно для большей части населения. Поэтому меня и не пугает возвращение к советским моделям управления, но если, конечно, оно будет осуществлено разумно и при этом удастся избавиться от тех недостатков, которыми обладала социалистическая система. Один из них - недостаток продовольствия.

- В последние годы появляется много фильмов, посвященных Иосифу Сталину, Вы сами работали над некоторыми из них. С чем связан "сталинский бум" в кино? С реальным художественным очарованием тирана?

- Скорее, с переосмыслением роли этой личности. История - темная вещь. Недавно я прочел книгу, в которой достаточно убедительно выдвигался такой тезис: предполагается, что потери Красной Армии в Великой Отечественной войне составили 36 млн. человек, однако на самом деле армия потеряла 9 млн. человек, остальные - мирное население. Немецкая сторона потеряла 7,5 млн., и только потому, что наши солдаты, в отличие от немцев, не загоняли детей и женщин в кирхи и не сжигали их там, не бомбили беспощадно 80% городов и сел. Таким образом, когда говорят о просчетах Сталина в войне, апеллируя к человеческим потерям, это не совсем справедливо. Более того, сложно представить, чтобы какая-нибудь другая власть оказалась способна в кратчайшие сроки перевести всю тяжелую промышленность за Урал, чтобы через 2 года мы производили десятки тысяч танков Т-34. Антисемитизм лично Сталина - тоже сомнительный постулат, если учесть, сколько евреев находилось в его окружении. Мне, как и многим, фигура Сталина не кажется симпатичной, но преподносить его в качестве некоего демона я бы не стал.

- А насколько реальным Вам кажется создание культа, наподобие сталинского, но применительно к нынешним руководителям РФ?

- Мне кажется, что и Путин, и Медведев - ребята неглупые, они с достаточной степенью иронии смотрят на перспективу их возвеличивания и не допустят установления карикатурного культа личности.

- Тем не менее, попытки объясниться в любви к бывшему президенту (а ныне - премьеру) предпринимались как со стороны ткачих на съезде "Единой России", так и со стороны именитых режиссеров...

- То, что Никиту Михалкова многие сейчас не любят и ставят ему в вину публичные выступления в поддержку Путина, кажется мне проявлением зависти. Он талантливейший режиссер и актер, он богат и здоров. Если переходить на футбольные аналогии, то мне совершенно не хочется играть за команду, которая находится на последнем месте в турнирной таблице. Точно так же я хотел бы, чтобы моя страна поднималась в этой таблице, вошла в пятерку, затем в тройку и т.д. Мне кажется, Путин, а теперь и Медведев искренне стремятся к тому же. Почему же их за это не любить и не хвалить? Дело в том, чтобы не воспринимать свою поддержку или, напротив, оппозицию нынешней власти как обязанность художника.

- Отечественный кинематограф все чаще обращается к наиболее триумфальным страницам российской истории, изображая их необычайно пафосно и зачастую безвкусно. Патриотизм превратился в китч?

- Я сейчас работал на съемках "Тараса Бульбы" - тоже фильма, можно сказать, патриотического. И на студию постоянно звонят зрители, спрашивают, когда же выйдет лента. Я говорил некоторым людям, что фильм, возможно, покажется им излишне пафосным, но их это не смущает. Как мне кажется, такое отношение свидетельствует о поднятии патриотических настроений. К сожалению, в последнее время слово "патриотизм" приобрело какой-то негативный оттенок.

- Может быть, дело в том, что грань между патриотизмом и ксенофобией в нынешнем российском обществе все больше стирается?

- Ксенофобия - кошмарное явление, но, думаю, эти понятия следует разделять, пусть кто-то и хотел бы их объединить.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru