Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 14/7/2008

Гунькина архитектура

Михаил Золотоносов

У знаменитого Незнайки, героя повести Н. Носова, был друг, коротышка Гунька. Этому Гуньке принадлежит тонкое наблюдение в области музыки: музыка тем лучше, чем она громче. Проецируя этот афоризм на архитектуру, получим: чем здание выше, тем оно лучше.

Именно так должны рассуждать коротышки, и по этому руководящему принципу старый Петербург уничтожается новым. Это идеология и психология бесчисленных гунек, которые теперь дорвались до власти и денег и правят бал. Вместе с тем, переход к тому катастрофическому состоянию, к которому мы уже пришли, был постепенным, т.е. были некие исходные события, которые при историческом анализе можно принять за начальные. И была общая атмосфера, кодировавшая сознание и поведение и облегчавшая движение именно по этому пути. Я в данном случае имею в виду сигналы, которые шли с самого верха.

Торжество антиисторизма

Исходное состояние, если брать высотное измерение Петербурга, хорошо описано в путеводителе 1986 г.: "Город, где невиданных ранее вершин достигла человеческая деятельность во всех областях, выразил себя и в совершенной гармонии произведений зодчества. Небывалая соразмерность водных просторов, низменного равнинного пространства, строго уравновешенной и единой в своем разнообразии архитектуры, пронизанной незабываемым светом белых ночей, сделали Петербург, самую северную из столиц, одним из прекраснейших городов мира".

Панорамы акватории Невы - одна из главных ценностей и достопримечательностей - и была, в первую очередь, непоправимо испорчена гунькиной архитектурой: начиная от "Монблана" и новой биржи с "Финансистом" на пару и заканчивая проектом газоскреба. Тяга гунек погубить самое лучшее естественна: если уж ходить, то по-большому. И, конечно, в самом красивом.

Но была, как я уже сказал, и общая атмосфера. В 2002-2008 гг., в период правления В.В. Путина, "охранительный максимализм" и концепция охраны исторической среды Петербурга, до этого времени доминировавшая, сменилась иной концепцией - контролируемого разрушения, - основанной на стремлении получить прибыль как экономическом мотиве и антиисторизме как базовом концепте новой культуры XXI в.

Антиисторизм означает такую концепцию, согласно которой история предоставляет набор моделей, которыми можно играть, которые можно произвольным образом возвращать, подновлять, изменять и реактуализировать, после чего ставить себе на службу (как писал Оруэлл, "прошлое таково, каким его хочет видеть партия"). Чаще всего это приводит к пренебрежительному и агрессивному отношению к прошлому, в том числе и к историческим памятникам материальной культуры.

Антиисторизм оказался необходимым соединительным звеном между политической реальностью эпохи путинских контрреформ и поисками новой идеологии, эклектично создаваемой из исторического материала в виде винегрета. Сталинский гимн & двуглавые орлы в качестве герба, триколор как государственное & красное знамя как армейское - примеры такого винегрета. "Наша каша" - так в недавней статье в "Независимой газете" (17.06.2008) определил это состояние Д. Фурман. Активизировалось создание забавных симулякров, посвященных выдуманным "историческим" событиям и производимых в очень широком тематическом диапазоне: от вдруг обнаружившегося "1000-летия Казани" до "точной копии меча Ильи Муромца". Применительно к градостроению атмосфера антиисторизма толкает на "обогащение" исторических панорам невской акватории новыми изделиями. Градостроительный винегрет, полностью разрушающий ту старую, "единую в своем разнообразии архитектуру", уже кажется современным и красивым. Но особо ярким материальным выражением антиисторизма явилась "реставрация" в 2002-2003 гг. Стрельнинского (Константиновского) дворца и парка и последовавшее в 2006 г. к саммиту G8 насыщение этого пространства бутафорскими скульптурами-репликами, которые там никогда не стояли.

Закон фекальной мистики

Именно Стрельна дала третью составляющую разрушительных процессов в архитектуре, градостроении и охране/рестраврации памятников, интенсифицировавшихся в связи с 300-летием. Первая составляющая - внеконтекстная архитектура (проект второго здания Мариинского театра), вторая - канонизация уродства и безобразия (Сенная площадь). Третья составляющая - создание бутафорских новоделов, подделки под старину - была узаконена экстренной стройкой в Стрельне. В свое время я писал об этом очень подробно (Город. 2003. № 20; Московские новости. 2003. № 22; Город. 2006. № 25). Напомню только, что руководивший процессом В. Кожин (начальник управления делами президента) действовал по бессмертному принципу: "Нам не нужно, чтобы это было хорошо, нам нужно, чтобы это было в четверг" (слова, приписываемые английскому юмористу Деннису Нордену). Нам не нужно, чтобы была строго научная реставрация, нам надо, чтобы было пышно, богато, цветасто и точно к концу мая 2003 г. Непоколебимые принципы реставрации в Стрельне были нарушены и дали пример и импульс к дальнейшим действиям. Кто теперь знает, к слову сказать, что мы имеем внутри в Сенате, в Синоде или в Шереметьевском дворце на Шпалерной ул., 18, который А. Ебралидзе уже выставил на продажу?
Но последствия были более обширными. Был сразу и эффективно уничтожен пиетет перед стариной, подлинностью. Пейзаж, городская панорама без следов радикальных вмешательств (интерпретируемых как "развитие", как "амбициозные проекты") как-то вдруг утратили в глазах гунек всякую ценность. Наоборот, самым ценным оказался захват города-музея и его переделка в соотвествии с варварскими фантазиями - как это делали в Стрельнинском дворце. Поэтому создавать новую архитектуру на новом месте - допустим, на необозримых пространствах между Рыбацким и пос. Саперный или на территории станции Московская товарная - неинтересно. Гунек мистически притягивает исторический центр, ибо без разрушения старого, без кощунства, без сортира в алтаре - как обязательно делали большевики, захватывавшие церкви, - неинтересно, не прикольно.

Гуньки всегда действуют однотипно, на то они и гуньки. Оправляться надо в святом месте, таков закон фекальной мистики. Отсюда, например, активный интерес к территории в Зоологическом переулке - то, что после варварской зачистки здесь построят, будет видно и со Стрелки Васильевского острова, и с Дворцовой набережной. Можно не сомневаться, что это будет очередной образец уродства.

История высоты

Естественно, что высота зданий была атакована гуньками сразу. Тем более что до 2004 г. она охранялась всего лишь легендой о том, что строить жилые здания можно не выше карниза Зимнего дворца, а если выше - то только здания, посвященные Богу. Богу, не маммоне! За редкими исключениями даже коммунисты этот принцип не нарушали, чего-то стеснялись.
2002 год, 17 января, в Мариинском театре идет обсуждение проекта Э. Мосса. Реплика председателя КГИОПа Никиты Явейна: "У нас действует пока что неписаный закон: в центре, в охранной зоне, высота зданий по периметру кварталов не выше 30-32 м, в глубине - до 40-42 м. Sky-line Петербурга - горизонтальная линия, над ней возвышаются только культовые здания. Сегодня нам предложили крушить все это идеологически. Не вижу, во имя чего это стоит делать".

Все держалось на морали, закон был неписаным, в 2002 году он еще не нарушался, какие-то проекты возникали, их даже утверждало КГА, возглавляемое О. Харченко, но по ним не строят, их откладывают - "до лучших времен", когда будет все дозволено (а предчувствие этого тогда уже было). Думаю, дело не в деньгах, они тоже были, дело в недостатке решимости нарушить sky-line, переступить неписаный закон, что всегда сложнее, чем переступить закон писаный.
А в 2004 году уже принимают высотный регламент - так в просторечии именуют постановление правительства СПб от 28.04.2004 № 648 "Об утверждении временного регламента застройки земельных участков, устанавливающего параметры высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности". Потому что к 2003 г. рухнула старая градостроительная мораль, и "кто-то первый вскочил - выскочил, и все забегали" (М. Жванецкий) с криками: а то, что не запрещено, то разрешено! Причем крушению морали активно способствовал общий аморализм, усилившийся после прихода к власти Путина. И плюс еще усугубившийся антиисторизм. А крушение морали означает только одно: никакой закон уже не спасет, и именно так и случилось.

Говоря о крушении морали, я имею в виду четыре группы: 1) власть в узком смысле, гос. чиновников, включая инкорпорированную в нее инстанцию контроля в виде КГИОПа; 2) экспертов; 3) строительную корпорацию, которую я предпочитаю именовать мафией из-за сращивания (в том числе и через родственные связи) с чиновниками; 4) архитекторов.
Чиновники посчитали, что получили город в собственность и стали городом торговать, а предметом торговли стали не только земля, но и "предметы охраны". А все прочие указанные категории стали на этом наживать деньги. Обещая из окон очередной высотки панорамы города, виды на Смольный собор и т.д., строители торговали тем, что входило в список предметов охраны.

Понятно, что если бы без всякого постановления № 648 власть жестко сказала: "Нет! Не будем утверждать те проекты, которые нарушают sky-line", исторические панорамы в невской акватории были бы сохранены.
Но власть этого не сказала. Наоборот, самые непотребные, безобразные проекты были утверждены - например, проект гостиницы "Ренессанс" на Почтамтской ул., 4 (архитектор Е. Подгорнов), уже давно всеми признанной одной из самых уродливых построек Петербурга последнего десятилетия. Более того, власть лояльно отнеслась к демонстративным нарушениям утвержденных проектов - я имею в виду эту же гостиницу, на крыше которой появился дикий пузырь, еще более ужасный, чем был в проекте Е. Подгорнова (его, как утверждает архитектор, нарисовал уже лично гендиректор БСК, "Балтийской строительной компании", Сергей Витальевич Будулак), который виден отовсюду в районе Исаакиевской пл. и особенно сильно испортил вид дома Мятлевых (Исаакиевская пл., 9/2). Стройка велась в 2003 г., закончилась в 2004-м. А это был первый случай, когда отступление от проекта сильно изуродовало исторический центр.

На этот ужас обратила внимание только пресса, власть безмолвствовала. Хотя можно было принять меры и остановить эпидемию. Но этого сделано не было, и вскоре архитектор Е. Герасимов стал городить архитектурного монстра на другой стороне Исаакиевской площади - на месте дома Лобанова - Ростовского.

Продолжение следует

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru