Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 30/6/2008

Пятая колонка // Страсти по футболу

Михаил БЕРГ

Разгоревшиеся за последние недели футбольные страсти позволяют нам внимательнее взглянуть на нынешнее состояние российской культуры.

Понятно, что в современном постиндустриальном обществе спорт как часть массовой культуры позволяет решать две глобальные задачи: канализировать агрессию и дистанцироваться от реальности с ее подчас неутешительными социальными итогами и грядущей смертью. Последнее, то есть развлечение (или отвлечение), - общая задача для массовой культуры, в том числе религии: вместо реальной жизни предложить ее улучшенный символический образец и хотя бы на время избавить человека от груза созерцания собственных неудач. Массовая культура - промежуток, передышка, столь необходимая для тех, кому непрерывность собственной судьбы давно в тягость.

Однако именно спорт, особенно командный, позволяет зрителю дополнительно израсходовать запас скопившейся агрессии. Скопившейся из-за пропущенной в постиндустриальную эру большой войны, вечного канализатора агрессии, мирным субститутом которого и является спорт.

В этом смысле неудивительно, что игра между соперниками предстает в виде войны, что победа в том или ином командном виде спорта интерпретируется как победа в битве, а мастерство - как сила и геройство. Благодаря символическим компонентам спортивное состязание помогает зрителю присваивать часть победы своей команды. Символическая война просто необходима, если война настоящая пропущена или отложена. Но, конечно, символическая, спортивная, война не отменяет войны реальной, а, напротив, очень часто предшествует ей, так как не в состоянии удовлетворить все агрессивные стремления, свойственные человеку. В этом смысле фанатские столкновения, откровенный национализм и яростный патриотизм футбольных болельщиков разных стран есть показатель того, кто и почему прежде всего становится зрителем символического сражения, кто интерпретирует его с наибольшей буквальностью, кому это необходимо.

То, что именно футбол во многих странах наиболее полно аккумулирует символику войны, сражения между нациями, культурами, конфессиями, есть следствие его популярности как командной игры с наибольшим числом игроков. Это увеличенное число сражающихся с каждой стороны (по сравнению, скажем, с баскетболом или волейболом) весьма существенно.

Символические роли (защитники, нападающие), сложные структуры построения разных опорных линий, тренер как полководец и статус сакрального объекта, который должен быть сохранен от противника максимально полно (ворота с сеткой), - все это помогает символизации спортивного состязания как битвы. Не менее важны и правила, напоминающие о воинской доблести честного поединка, и судьи с их божественным правом безошибочного и неотменяемого решения.

Идея символической интерпретации матча как сражения часто эксплуатируется болельщиком, но то, насколько полно он использует именно военную инструментализацию зрелища, зависит от степени его агрессивности. Или, что почти одно и то же, от степени его неудовлетворенности.

Кроме того, в большинстве стран и культур существует отчетливая корреляция между социальным статусом человека и уровнем символизации им зрелища. Чем ниже статус болельщика, тем выше уровень символизации зрелища как войны. И наоборот.

Наименьшей популярностью игровые виды спорта (да и вообще спорт) пользуются в академической среде, в сфере бизнеса и современного искусства. Ведь они обладают своими символическими играми, никак не менее увлекательными, но зато более сложными.

В этом смысле страсти по футболу в России выявляют особенности русской культуры и современной российской ситуации. Они были очевидны и ранее, но сейчас получили отчетливое подтверждение в отечественных откликах на победы российского футбола.

Происходит стремительная и тотальная символизация футбола как формы принадлежности к мировой культуре и определения позиции в ней. То особенное положение (удаленное, периферийное, маргинальное), которое обеспечило русской культуре православие с его непопулярностью, нераспространенностью в мире, требует дополнительных механизмов подтверждения собственной состоятельности. Среди них наиболее востребованный - интерпретация физической силы как духовного преимущества.

Не менее характерно, что военная символизация футбольных побед оказывается востребованной (в том числе в форме уличных братаний) не только социальными аутсайдерами, но бизнес-элитой и даже православными иерархами. Что подтверждает ряд очевидных предположений о растущей агрессивности российского общества, о малом наборе механизмов канализации агрессии, о чувстве ущербности и неуверенности, характерном в том числе для представителей политической и экономической элит.

Здесь проявляются многие наши нерешенные проблемы - отсутствие согласия в обществе относительно прошедшей приватизации, маргинальная дистанцированность от мира и Европы, блокирование таких распространенных форм канализации общественной энергии, как партийная борьба и вообще политика. И как следствие, комплекс национальной неполноценности. Все это обнаруживает проекция такой игры, как футбол, на российские реалии.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru