Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 2/6/2008

Борис ЧИЧЕРИН // Между покорностью и оппозицией

Иосиф СКАКОВСКИЙ

7 июня (26 мая по старому стилю) исполняется 180 лет со дня рождения Бориса Николаевича Чичерина - выдающегося русского ученого и общественного деятеля.

Я держусь охранительных начал

"Я держусь охранительных начал не в том, конечно, смысле, в каком нередко принимается это выражение... а в том смысле, какой может придавать ему разумный человек, любящий свободу, но понимающий необходимость чего-нибудь прочного в жизни. Я приверженец охранительных начал в том смысле, что я глубоко и живо чувствую потребность власти и порядка. <...> я всегда буду готов идти рука об руку с властью. Но идти рука об руку с властью не значит поступаться своими правами, а еще менее отрекаться от независимости своих суждений. Человек с самостоятельным образом мыслей дает свое содействие не иначе, как сознательно и свободно. Я уверен, что в интересах самой власти встречать перед собой не страдательные только орудия, а живые, независимые силы, которые одни только могут дать ей надлежащую поддержку... <...> Мы должны стараться соблюсти счастливую середину между старыми привычками безусловной покорности и новыми стремлениями к безотчетной оппозиции... только согласным действием правительства и общества мы можем победить гнетущий нас недуг и приготовить для своего отечества более светлое будущее".

Столь необычные и актуальные в наше время слова принадлежат Борису Чичерину.

И взгляды, и судьба этого человека сохранили свое животрепещущее значение до наших дней. На протяжении всей своей жизни он пытался действовать в соответствии с выше приведенными словами: "сознательно и свободно" "идти рука об руку с властью" ради блага страны, надеясь на то, что власть готова действовать в согласии с обществом и опираться на "живые независимые силы".

Дворянин и сын помещика, Чичерин ценил в своем происхождении только одно - принадлежность к сословию, обладающему привилегией свободы. Неравенство в свободе он предпочитал равенству в рабстве. Именно поэтому Чичерин выступал против "уничтожения исторически укоренившейся свободы без замены ее другою, высшею".

Против забегания вперед

Большая часть его жизни была связана с Московским университетом. Для обучения в университете он в 16 лет покинул родительский дом и приехал в Москву. Здесь, в стенах университета, он нашел и людей, которые стали для юноши образцами для подражания, и атмосферу духовных, умственных интересов и благородных стремлений, которой Чичерин оставался предан всю свою жизнь. Университет и околоуниверситетские круги позволили ему еще в юности оказаться в центре умственной жизни России, познакомиться и сойтись с кругом необыкновенно ярких людей старшего поколения - таких, как Константин Аксаков, Александр Герцен, Константин Кавелин, Иван Тургенев, Юрий Самарин и другие.

Чичерин был учеником Тимофея Грановского, выдающегося историка и одной из самых светлых личностей эпохи 40-х годов XIX века. От Грановского он воспринял то, что можно назвать тотальным историзмом, - убеждение в том, что историческое развитие не допускает неподвижных принципов и готовых истин. По его словам, "для Грановского свобода была целью человеческого развития, а не непреложною меркою, с которой всё должно сообразовываться".

Отсюда у Чичерина неприязнь ко всякому забеганию вперед, к действиям, не подготовленным предыдущим историческим развитием. В своем учителе он особенно ценил "трезвый и правильный взгляд, проникнутый глубоким сочувствием к свободе, но понимающий необходимые условия для осуществления ее в человеческих обществах".

Собственно вопрос о необходимых условиях для осуществления общественной свободы и был тем вопросом, который разделял Чичерина с его более радикально настроенными современниками. Он, называя себя либералом, при этом открыто признавался, что предпочитает "честное самодержавие несостоятельному представительству", т.е. парламенту.

Забегание вперед, прежде чем появятся необходимые условия, пугало его, кроме прочего, и тем, что оно могло скомпрометировать институты свободы, привести к "несостоятельному представительству". Ведь в его глазах "парламент нужен еще более для политического воспитания народа, нежели для государственного управления". А несвоевременные политические институты могут нанести этому воспитанию непоправимый ущерб.
Этот же тотальный историзм не позволял ему принимать за конечный результат общественного развития никакую, даже самую передовую, форму общественного устройства. Он, симпатизируя демократическим институтам современной ему Европы (в первую очередь, парламентаризму), в то же время был убежден, что "будущее, представляемое демократиею, может быть только переходною ступенью в развитии человечества".

Революция в его глазах была несомненным злом, ибо в период революционных потрясений действует сила, а не право. При этом он как историк понимал историческую неизбежность революций, видя в них "крайнее прибежище нужды" и понимая, что "в революциях выражаются иногда исторические повороты жизни".
Неприязнь к революциям Чичерин вынес из опыта французских событий 1848 года. Он, как и все российские либералы, приветствовал первый акт этой революции - падение монархии Луи Филиппа. Но последовавшее за этим июльское восстание парижских предместий заставило его глубоко разочароваться и в результативности революционных действий, и в разумности демократической массы.

В отличие от таких своих современников, как Герцен и даже куда более умеренный Тургенев, Чичерин в эти дни отнюдь не сочувствовал восставшим. Позже он будет вспоминать: "Для меня громовым ударом были июльские дни, когда демократическая масса, в которую я верил, вдруг выступила без всякого повода и без всякого смысла, как разнузданная толпа... Я... пришел к убеждению, что европейская демократия должна пройти через многие испытания прежде, нежели достичь прочных учреждений".

Прочность государственных учреждений

Прочность государственных учреждений - вот к чему стремился Борис Николаевич Чичерин. И эта прочность, по его мнению, могла быть основана только на праве, которое является одинаково нерушимым как для власти, так и для общества. Нарушение права со стороны власти дает обществу безусловное основание для протеста: "Где есть беззаконие, там должен быть и протест. Он может быть практически бесполезен, но он всегда нравственно необходим".
Позиция принципиального "приверженца охранительных начал", готового "идти рука об руку с властью", предъявляет человеку строгие нравственные требования. Ни у кого даже и мысли не должно появиться, что эта позиция не бескорыстна, что за ней скрывается личная выгода. С Чичериным страстно спорили, но нравственная безупречность его общественного поведения никем не ставилась под сомнение. Он был убежден, что благомыслящие граждане в отношениях с властью должны "не только быть орудиями, но и служить задержкою, если правительство пойдет по ложному пути".

И он сам неукоснительно следовал этому принципу. Когда министерство вмешается в конфликт между членами коллегии московских профессоров и тем самым, по мнению Чичерина, нарушило установленный законом порядок, Борис Николаевич немедленно подал в отставку из Московского Университета. В мае 1883 года, во время коронации Александра III, он в качестве московского городского головы выступил с речью, в которой призвал власть к сотрудничеству с российским обществом. И теперь уже отправила его в отставку та самая власть.
Что поделаешь... Как говорил Чичерин, "есть нравственные обязанности перед отечеством, которые люди, выходящие из ряду вон, не в праве забывать - обязанность показывать пример стойкости убеждений и независимости характера в обществе, слишком склонном пренебрегать и тем, и другим".

Вообще, у Чичерина начисто отсутствовала черта, присущая, к сожалению, многим нашим либералам, - убеждение, что без них всё немедленно рухнет и поэтому надо держаться во власти из последних сил. Ему не раз приходилось разоблачать "несчастную, распространенную в России, хотя постоянно обличаемую практикою мысль, что можно принести пользу, делаясь органом вредного направления".
Написав после смерти Николая I один из первых проектов отмены крепостного права, Чичерин в решающие для этой реформы дни покинул Россию, отправившись за границу, справедливо, по-видимому, полагая, что воля истории сильнее усилий отдельного человека.

Подготовленный Чичериным проект отмены крепостного права в России вызвал возражения даже его близких друзей и единомышленников. Активный деятель крестьянской реформы князь В.А. Черкасский так объяснял свое несогласие: "Ваш проект, - говорил он Чичерину, - предполагает разумное, вполне сознающее свою цель и твердо к ней идущее правительство, чего мы ожидать не можем".
Прошло полтора столетия, но надежда на российскую власть - разумную, сознающую свою цель и готовую на пути к этой цели сотрудничать с обществом, - остается самой недостижимой из утопий.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru