Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 2/6/2008

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ ? // Марат ГЕЛЬМАН // Мне труднее предать друга, чем родину!

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ

Окончание. Начало в номере от 26 мая 2007 г.

О нюансах служения музам и чиновникам рассуждает известный московский галерист и кремлевский политтехнолог Марат ГЕЛЬМАН.

- Не секрет, как именно в нынешних "вертикальных" реалиях складывается судьба тех, у кого есть возможность влиять на умы, вкусы и настроения. Вы принадлежите к числу тех, у кого такой ресурс есть. Этот ресурс, как правило, передается по некоему весьма конкретному договору с "вертикалью". Есть ли такие договоренности у Вас?

- Я не нахожусь в числе тех людей, с которыми пытаются "договориться". Потому что, с одной стороны, у меня на личностном уровне очень хорошие отношения со всей сегодняшней системой власти. А с другой стороны, они все знают, что я сохраняю за собой право быть инакомыслящим, условно говоря, диссидентом, не состоящим, правда, ни в какой оппозиции. Я считаю, что сегодня такая моя позиция - единственно верная. Бороться с системой неэффективно, да и не нужно, но сохранять за собой право мыслить по-другому, по-другому высказываться - это как раз наиболее эффективная вещь.

- А Вы могли бы сейчас, воспользовавшись случаем, поинакомыслить немного? Например, ответить на вопрос: как бы Вы хотели модифицировать нынешнюю политическую систему, если бы у Вас такая возможность была?

- Я ответил на этот вопрос в моем проекте "Россия-2". Это было еще 2 года назад. Там сформулированы основные принципы автономии искусства, автономии личности. Там сказано, что мне, например, предать друга труднее, чем родину. У меня иная система ценностей, и в ней навязываемые мне государство, власть, религия гораздо менее важны, чем личные вещи: семья, друзья, профессия.
В рамках этого я формулирую для себя некоторые стратегии России-2 по отношению к России-1. Прежде всего это, конечно, расширение пространства личности, то есть, условно говоря, уменьшение государства. Я считаю, что мы должны построить как некую альтернативу общество, в котором приоритеты личностного характера стоят над государством. При этом я понимаю, что большинство населения, возможно, не поддержит мою идею. Поэтому пусть будет Россия-1, которая живет под патронатом и согласна поменять свободу на благополучие. И пусть большинство в этом живет, но мы хотим автономии - России-2...

Автономия искусства от власти необходима, поскольку отношение власти к искусству сегодня наносят ему ощутимый вред. Сейчас существует несколько принципов взаимоотношения власти и культуры.
Первый - "комплекс Медичи", или "лужковский" принцип (Лужков считает, что задача власти - приближать к себе каких-то художников, обеспечивать их всеми ресурсами). И это, считаю, самый тяжкий грех власти. Потому что власть сегодня невежественна в области искусства, и, приближая к себе кого-то, она уменьшает влияние институтов, призванных развивать искусство.

Второй принцип - "бюджет лояльности", т.е. не важно, каким искусством ты занимаешься, но будь лоялен власти, не выступай на антивластных экшнах, и тогда ты будешь принят. Этот принцип также не годится, потому что одна из функций искусства - формировать критический взгляд на все, что происходит вокруг, в том числе на то, что делает власть. К слову, первый из упомянутых мной принципов можно условно назвать московским, а второй, безусловно, петербургский.
Два года назад мы устраивали выставку петербургских художников, и моим партнером была директор Государственного центра современного искусства. Когда я уже сделал экспозицию, она вдруг говорит: "Надо эти работы снять!" В частности, картину Владика Монро, где он предстал в образе Валентины Матвиенко. Я говорю: "Да нет, не будем мы, конечно, ничего снимать!" Но директор ГЦСИ начала говорить про то, что ей должны дать какое-то помещение, а иначе возникнут проблемы. Ну, я, конечно, ничего не снял, но сотрудничество с ней с тех пор закончил.

А третий, может быть, самый тяжкий, с точки зрения последствий, принцип - условно назовем его "провинциальным" - это когда искусство делят на "настоящее" и "ненастоящее". "Настоящее" искусство - это то, которое наша власть видела, учась в школе, в учебнике "Родная речь", который иллюстрировался картинками. И если художник пишет картины, похожие на Левитана, Айвазовского, Шишкина, Репина и т.д. - вот это "настоящее" искусство, а все остальное - "ненастоящее", которое не надо поддерживать...
Таковы три способа работы власти с искусством сегодня. Мы же хотим другого. Мы убеждены, что в искусстве никогда нельзя поставить никакую вертикаль, - художник всегда главнее министра культуры! Министры сменяются, а художник, если он действительно художник, свою репутацию и свое место в истории искусства потерять не может. Поэтому мы считаем, что они должны взять на себя две вещи: организацию качественного художественного образования и финансирование негосударственных центров современного искусства. Кроме того, власть обязана помогать художникам в налаживании международных коммуникаций.

Что же касается вкусов власти, то мы не должны о них знать, пока не попадем к ним домой, - представители власти не должны проявлять и навязывать свои вкусы нигде за пределами своей спальни.

- Но сегодня есть примеры ареста картин на таможнях, разгрома выставок, сожжения и спускания книг в унитазы... И все это, прямо либо косвенно, санкционируется властью.

- Что касается арестов. После последнего ареста наших картин, которые отправлялись в Дрезденскую галерею, и поднятого мной скандала ко мне приезжали представители министерства культуры и таможни и предложили придумать что-то, чтобы их исполнители на местах не могли так поступать. То есть какой-то человек на таможне любит Путина и вдруг видит картину, где художник явно без почтения относится к этому вождю, а для таможенника это просто катастрофа. И он начинает совершать какие-то действия, за которые потом большие начальники имеют большие проблемы. Это та же проблема, что с Лужковым и Путиным, - и политики не должны нигде проявлять свои вкусы, кроме своей спальни, и этот гражданин должен проявлять свою любовь к Путину на кухне или во время голосования, а не у себя на работе.

- С Вашей точки зрения как организатора художественного процесса: нынешняя политическая система и жизнь, которую она порождает в России, скорее, обаятельна и вдохновляюща или же, скорее, отвратительна и карикатурна?

- Недавно у себя в журнале - после представления Путина на пост премьера - я написал, что наша политика окончательно стала похожа на наш балет. Тот же самый репертуар, те же самые артисты, и вся система борется с тем, чтобы, не дай Бог, не появились какие-то изменения. То есть наша политическая ситуация сегодня не только застыла, но еще и выработала механизмы, чтобы не появилось никого, кто бы мог подвергнуть сомнению вот это застывшее состояние.
Я считаю, что сегодня искусство - единственное пространство, в котором свобода является фундаментальной ценностью...

- И тем не менее, я осмотрел Вашу выставку и не нашел следов рефлексий по поводу того, о чем мы с Вами говорим на протяжении всей беседы... Почему до сих пор не оформился художественный протест против политической скуки?

- Это все-таки не выставка, а ярмарка. Эти работы - на продажу: раз в год мы занимаемся чистой коммерцией. Ярмарка не является художественным концептом - обычно она всегда продает знакомое, то, что люди уже знают. Это покупается в первую очередь.

- Но если бы, допустим, на картине целовались не двое безвестных милиционеров (как на одном из экспонатов "Арт-Москвы"), а, скажем, Путин с Медведевым, уверен, такое полотно продалось бы куда успешнее...

- Острое политизированное искусство есть. Совсем недавно была выставка "Запретное искусство", и разразился скандал, когда наша группа "ПГ" (художники Фальковский и Каталкин) сделала очень острую работу, посвященную проблеме китайской угрозы. Там на одной картине китайцы едят лабрадора Кони, а на другой - надругаются над Ксюшей Собчак, на третьей - по ТВ показывают, как по Москве марширует китайская армия. То есть искусство реагирует на политику. Другое дело, что политическая действительность сегодня интересует малое количество художников. Но я думаю: чем скучнее будет политика, тем большее количество новых художников станет политизироваться. Иными словами, раз политика съежилась, ее пространство должно занять искусство.

- Учитывая, что у Вас есть очевидные претензии к той политической системе, в становлении которой Вы сами принимали активное участие, нет ли у Вас эпатажной мечты организовать выставку под условным названием "Антигельман"? Отрефлексировать по поводу того, что, вот, "мы строили-строили" и что же в итоге построили?..

- Ну, во-первых, я все же не художник. Во-вторых, такой рефлексией можно считать организованную мной выставку "Россия-2". И там были работы, в которых содержался призыв не заниматься политикой, поскольку всё это - сплошная политтехнология и т.д. Я эти работы оставил, не стал ничего менять - пусть будет и эта часть России-2. Это свобода в том числе... Но Вы, по сути, предлагаете мне самому составить себе конкуренцию. Это же невозможно!

- Но вот Путин, например, изображает "конкуренцию самому себе" и, по мнению многих, вполне успешно...

- Да, но дело в том, что у нас разные системы ответственности. Политик должен быть ответственен за все, а я не должен. В искусстве ответственность, наоборот, опасна...

- Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что следующая "Арт-Москва" будет более политизирована, чем нынешняя, на которой представлено всего по одному, притом весьма лояльному, изображению действующих премьер-министра и президента РФ?

- Безусловно! Искусство будет вытеснять "мертвую" политику и в итоге само становиться ею...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru