Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 26/5/2008

Флоренция Брунеллески

Дмитрий ТРАВИН

Почему Брунеллески? Почему не Микеланджело? В конце концов, именно гением Буонарроти славится в мире Флоренция - родина великого скульптора. В конце концов, именно слово "Давид" намазано краской на стене возле Галереи Академии, чтобы каждый туповатый турист знал, где нужно посмотреть главную городскую достопримечательность.

"Правильный" город

Да, прутся, в основном, на Давида. Поэтому и нужен указатель. А для того, чтобы увидеть вознесшийся над Флоренцией купол Брунеллески, никаких стрелок на стенах рисовать не требуется. Он доминирует над долиной Арно, он открывается уже при подъезде к городу, он сразу притягивает глаз при взгляде с соседних холмов. Например, от храма Сан-Миниато-аль-Монте, который и сам-то по себе хорош, но вовсе прекрасен видом на Флоренцию, открывающимся с площадки перед церковными вратами.

Впрочем, нет, нет, нет... Флоренция - город Брунеллески отнюдь не потому, что он "покрыл" ее куполом. И даже не потому, что с этого архитектора начинался, по сути дела, знаменитый флорентийский ренессанс. Филиппо Брунеллески был очень "правильным" мастером. И город его оказался таким же "правильным". Гармоничным, размеренным, умиротворенным. Во всяком случае, при взгляде из дня нынешнего.

А Микеланджело не был "правильным". Он хоть и вышел из Флоренции, но дергался, рвался, метался и под конец своей жизни разрушил всякую гармонию, всякую умиротворенность.

Поэтому гений Буонарроти, в сущности своей, римский. И прочувствовать его можно по-настоящему именно в Риме - отце не ренессанса, но барокко.

Флорентийский Микеланджело, конечно, прекрасен. И Давид, и статуи гробницы Медичи, и даже ранние барельефы, представленные в Доме Буонарроти. Но, по большому счету, это именно тот ренессанс, который берет свое начало в творчестве Брунеллески. Иными словами, в Риме, в Сикстинской капелле Микеланджело равен самому себе, тогда как во Флоренции он равен культуре этого города. Здесь он один из равных в ряду, начатом Брунеллески и продолженном Донателло, Альберти, Микелоццо...

Единоборство с небом

Брунеллески, по сути, раскопал в италийской земле античность и вознес ее на уровень тосканских холмов. Купол, сооруженный им над Дуомо (кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре), восстанавливает традиции античных сводов. Брунеллески перекрыл пространство, равное пространству Пантеона, тщательно изученного им за долгие годы жизни в Риме. До этого мастера во Флоренции господствовала готическая строительная техника, пришедшая с севера.

"Древние в своих строениях никогда не достигали такой высоты, - пишет Джорджо Вазари, - и никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, - ведь поистине кажется, будто оно с ним (творением Брунеллески - Д.Т.) вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему".

Странное зрелище представляет собой Дуомо. В целом - никакой гармонии. Но это самое "в целом" мы ведь, по сути, и не видим. При взгляде на Собор с площади открывается готика, хоть и весьма специфическая, флорентийская, прекрасная до безумия. Купол же во внутреннем пространстве города вообще не присутствует. Но при взгляде с холмов Собор как нечто целое практически исчезает, и творение Брунеллески становится главной доминантой, наряду со стоящей рядом колокольней Джотто. Есть ли где-то еще в Европе столь яркий символ перехода от средневековья к ренессансу?

Брунеллески - это движение Европы из прошлого в настоящее. Естественно, в "настоящее" XV столетия. Причем проявляется это не только в Дуомо. Похожая картина и в церкви Сан-Лоренцо. С фасада старинный храм, уходящий корнями в романскую древность, страшен и темен, как "темные века". Однако внутри уже доминирует ренессанс руки Брунеллески. Более того, из левого нефа можно выйти в старую сакристию, которую мастер Филиппо целиком соорудил сам.
Простенько, но с очень большим вкусом. Постройка центрическая и абсолютно гармоничная. Гламура никакого нет. Если не знать, что это такое, можно мимо пробежать. Но ведь отсюда, по сути, вышел весь ренессанс, распространившийся затем в дальние уголки не только Италии, но и целой Европы.

Из прошлого в настоящее

Начать надо с Брунеллески. А дальше можно бродить по Флоренции, отыскивая зерна того ренессанса, который она породила. Увы, в отличие от Венеции, этот город оказался сильно перестроен. Хотя, к счастью, в отличие от Милана, сохранил все же гармонию единого целого.

Как выглядела Флоренция прошлого, можно увидеть на одной из картин, хранящихся в Палаццо Веккио. Либо поглядев на затерявшийся в переулочках маленький скромный "дом Данте". Не важно, действительно ли это была именно его обитель. Важно то, что из подобных строений, перемежаемых гигантскими оборонительными башнями (одна из них - прямо напротив "дома Данте"), состоял весь город. На таком средневековом фоне ренессансные дворцы и храмы с ренессансными фасадами явно доминировали.
Но в наши дни Флоренция иная. То, что когда-то выделялось среди лачуг, сегодня стало равноправным элементом уличной застройки. Но, поплутав по улочкам, мы вдруг выходим на площадь. И там нас встречает XV век.

Если Брунеллески накрыл ренессансное пространство сверху, то Леон Батиста Альберти дал ему лицо. В этом смысле фасад храма Санта Мария Новелла столь же значимое место Флоренции, как и купол Дуомо.
При взгляде сбоку храм выглядит нелепо. Видно, что ренессансный фасад буквально-таки повешен на старое средневековое здание. Впрочем, в подобной "нелепости" истинная культура Флоренции представлена столь же ярко, как в дисгармонии Дуомо. Мы видим не просто ренессанс, а приход ренессанса. Мы видим движение из прошлого в настоящее.

А зайдя с площади, мы видим уже это настоящее XV века во всей его красе. Какой контраст с фасадом Санта Мария дель Фьоре! Никакой готической усложненности. Альберти нарисовал свой мир просто и ясно. Четкие горизонтальные линии, колонны, квадратики, прямоугольнички. А сверху - фронтон. Все "правильно" в этом единственно "правильном" мире. Все, как античность прописала. И только завивающиеся по бокам волюты говорят о том, что есть в этом мире все же какое-то место для индивидуальности.
Ренессанс пробудил индивидуальность, но страшно ее боялся. Отсюда - стремление сгладить страсти, создать спокойную, уравновешенную, бесстрастную гармонию. Как, например, в "Благовещении" Донателло из храма Санта Кроче.

Этот мастер был вспыльчивым человеком. Однажды он, повздорив из-за платы с неким скупым купцом, заказавшим ему бронзовую голову, сбросил ее вниз с верхней террасы Палаццо Веккио. Донателло доказал всем, что он горд, а не скуп, но шедевр-то погиб. Кому на пользу такие страсти?
Возможно, создавая "Благовещение" - композицию, где и лица, и позы, и декор, и складки одежд говорят о полном отсутствии страстей, - Донателло творил тот прекрасный, вымышленный мир, который был мечтой ренессанса.

***

Итак, мы бегло прошлись по Флоренции Брунеллески, заглянув во Флоренцию Альберти и Флоренцию Донателло, но так и не вышли из города храмов. А что же дворцы - истинная новизна ренессанса? В этой сфере доминирует Микелоццо. Однако с созданного им палаццо Медичи-Риккарди начинается другая история.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru