Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 19/5/2008

Атака на Росси под протесты Солженицына

Наталия БАЛУЕВА

Александр Солженицын и представители петербургской общественности выразили обеспокоенность судьбой исторических интерьеров здания Российской национальной библиотеки (до 1992 года - Публичная библиотека).

В трех залах библиотеки идет ремонт, в результате которого антикварные стеллажи, лестницы и панели XIX века будут уничтожены. Так, по крайней мере, считают авторы письма, адресованного министру культуры Александру Соколову и руководителю управления Росохранкультуры по СЗФО Виталию Калинину.

"А музы не молчали..."

Это открытое письмо уже наделало много шума прежде всего потому, что под ним стоит подпись Александра Солженицына - писателя, которого даже власть признает живым российским классиком.

Помимо Солженицына, письмо подписали режиссер Александр Сокуров, директор Пушкинского дома Всеволод Багно, писатель Яков Гордин, члены Федерального совета по сохранению культурного наследия Олег Иоаннесян и Михаил Мильчик и многие другие - всего более ста деятелей культуры.

В письме говорится, что в процессе ремонта трех залов здания РНБ произведен демонтаж деревянного оборудования и элементов декора. "Это стеллажи, галереи с балюстрадами под верхним ярусом окон, винтовые лестницы в углах и т.п. центрального аванзала (он же зал Корфа), Зала литературы и искусства (он же Ларинский зал) и Зала социально-экономических наук. Это убранство восходило к архитектурной и культурной традиции первой половины ХIХ в... Несмотря на потери, переделки и усовершенствования, оно почти два столетия сохранялось стилистически и композиционно неизменным, причем к моменту закрытия залов вовсе не было в аварийном, тем более - в не подлежавшем реставрации состоянии".

"В течение более 20 лет я постоянно работаю в РНБ, - заявил в одном из интервью режиссер Александр Сокуров. - Атмосфера читальных залов, оборудование, особая архитектура залов - это все национальное достояние. Я шокирован и возмущен, как по-варварски осуществляются сегодня работы по реконструкции. Реконструкция сама по себе в этих залах - нарушение закона, преступление. Необходимо остановить все работы и провести расследование случившегося".
Авторы письма говорят, что до демонтажа интерьеров не производилось их подробной фотофиксации, а это значит, что о восстановлении интерьеров после ремонта никто не думал. Разборка оборудования проводилась не реставраторами, а простыми строителями. Подписавшиеся также говорят, что разобранные детали, по их сведениям, не маркировались, а многие вообще были выброшены.

Авторы обращения к министру культуры требуют приостановить работы в залах библиотеки, организовать экспертизу решений по реконструкции, воссоздать уничтоженное архитектурное убранство исторических залов и не допустить разрушения других ценных интерьеров и исторического оборудования библиотеки.

Строители-ломатели

Понятно, что руководство библиотеки факты вандализма отрицает.
"Что-то в интерьере библиотеки, конечно, изменится, - оптимистически заявляет главный инженер РНБ Александр Креузов. - Немного изменится назначение залов, поэтому какая-то мебель там останется, а какая-то будет добавлена. Демонтированные детали после ремонта будут установлены. Они будут немного отреставрированы, потому что среди них много новоделов середины 1950-х годов. Сейчас демонтированные части хранятся у подрядчика, и переданы они ему по акту, все промаркировано, отцифровано, пересчитано. Данная работа осуществлялась под руководством КГИОПа, библиотека также дала гарантийное письмо, что будет все восстанавливать. Я не понимаю, откуда пошла волна..."

"Конечно, после ремонта все, что касается исторического интерьера, останется прежним, - заверяет ген. директор реставрационной фирмы "Капитель" Михаил Добродумов. - Правда, неизвестно, будем ли именно мы заниматься реставрацией. В данный момент демонтированные детали находятся у нас на хранении".
Обеспокоенная общественность, однако, к заверениям относится скептически. И ссылается на то, что часть библиотеки уже подверглась схожему ремонту, - в итоге ничего исторического там не осталось.

В частности, реконструирован вестибюль читательского входа, созданный в конце XIX века архитектором Евграфом Воротиловым. В результате, по словам экспертов, интерьер утратил всякую связь со стилистикой библиотеки и стал похож на заурядный бизнес-центр. А после реконструкции читального зала Воротиловского корпуса исчезла подлинная библиотечная стойка конца XIX в. Все это является нарушением закона "Об объектах культурного наследия". И вызывает серьезные опасения за остальные залы, особенно те, которые создавались Карлом Росси.
"В силу своей работы в Публичной библиотеке, - рассказывает специалист по русским столярным работам конца ХIХ-ХХ вв. Янина Парунова, - я одна из первых узнала (от главного инженера РНБ Александра Креузова) о планах реконструкции ее залов. Г-н Креузов заявил, что в залах будет проводиться перепрофилирование и поэтому всё вывезут. Я как специалист имею доказательства, что это вещи антикварные начала ХХ в. А ведь даже значительно более поздние вещи стоят дорого. Однако мои аргументы не возымели действия. Меня это настолько потрясло, что тогда же написала докладную в КГИОП".

Отправила свое послание Янина Парунова и директору РНБ Виктору Зайцеву. "Среди работников библиотеки, - рассказывает она, - бытует миф, что Зайцев - человек хороший, но ничего не знает о том, что происходит. Мне и посоветовали ему написать: мол, директор узнает и все исправит. Я написала, но и это ни к чему не привело... А ремонтные работы пошли очень активно. В одночасье все в зале было изломано, вывезена вся мебель и лежала разобранная библиотечная стойка. Ее не выбросили (она сейчас где-то хранится), а стеллажи, хотя они находились в отличном состоянии, выкинули. Реставраторы от увиденного тоже пришли в ужас. Все действительно поражены, что демонтажом занимались не реставраторы, а строители".

Росси - всего лишь гений, а не директор

Строительные работы трех залов библиотеки в корпусе Росси идут вовсю. Но вот что еще удивительно: архитектурного проекта по реконструкции интерьеров никто из представителей общественности не видел. Общественности, вообще сомневающейся в существовании проекта, известно лишь, что есть проект инженерной реконструкции (коммуникации, электричество, восстановление пола и потолков) и что на Совет по охране культурного наследия при правительстве СПб решение о реконструкции интерьеров РНБ не выносилось. Выходит, что руководство РНБ переделывает историческое здание по своему вкусу?
"Меня очень беспокоит, - говорит член Федерального совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик, - что без тщательного анализа проекта началась серьезная переделка интерьеров. Обеспокоенность вызывает и закрытость проводимых работ".

"В европейских библиотеках подобные интерьеры хранят как зеницу ока. В РНБ же залы, которые были читальными в течение 150 лет, решили перепрофилировать, - отмечает исполнительный директор Фонда им. Д.С. Лихачева Александр Кобак. - Это перепрофилирование вызывает большие опасения. Как, впрочем, и то, что уникальное библиотечное оборудование может не вернуться на свои места".
"Безусловно, библиотечные залы необходимо сохранять в их первоначальном виде, - считает председатель Совета по охране культурного наследия Союза архитекторов СПб Дмитрий Бутырин, - а все, что связано с Карлом Росси, нужно не только сохранять, но и, если возможно, воссоздавать. Происходящее же сейчас в РНБ - это преступление".

Что такое честь мундира?

Представители общественности попытались создать свою, независимую, комиссию и провести проверку происходящего в РНБ. Однако тщетно. "Нам заявили, что вместо возмущения и открытых писем необходимо было прежде прийти в РНБ, где нам бы всё рассказали и показали, - отмечает искусствовед Елена Гусарова. - Мы последовали совету и организовали независимую комиссию, которой поручили изучить, где и в каком состоянии хранятся размонтированные элементы убранства, все ли они промаркированы и сфотографированы... Реставрационная фирма сначала согласилась пустить нас на свой склад, а потом неожиданно отказала, заявив, что без представителя РНБ нам ничего не покажут. РНБ же своего представителя так и не делегировала. Также мы просили руководство РНБ показать документы о демонтаже и проектную документацию, но опять последовал отказ. Похоже, им просто нечего показывать".

Пока единственной официальной реакцией на обращения граждан стала проверка ремонтно-реставрационных работ. Она осуществлялась по распоряжению главы федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, но почему-то велась в закрытом режиме. Проводила ее Северо-Западная дирекция по строительству и реконструкции. Никто из специалистов-реставраторов, подписавших письмо в минкульт, не был включен в комиссию.
"В нее входят, по слухам, исключительно чиновники, которые проверяют лишь делопроизводство, - рассказывала в момент проверки Елена Гусарова. - ВООПИК пытался ввести специалистов - хотя бы одного реставратора и одного архитектора, - но чиновники расценили их как "соглядатаев" и не включили в состав. Чиновникам, полагаю, нужно доказать, что все "шоколадно", а мастера культуры и великие писатели введены в заблуждение крикунами, которые "толком не разобрались"".

Проверка же, организованная Роскультурой, не выявила каких-либо фактов нарушений при ремонте РНБ, изложенных в письме Солженицына, Сокурова и др.
Сразу после этого, хотя и по другим причинам, своих постов лишились как глава Роскультуры М. Швыдкой, так и министр культуры А. Соколов. Теперь общественность может писать письма новому министру...

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru