Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 12/5/2008

Вторая жизнь "Михайловки" // Новый проект Высшей школы менеджмента СПбГУ

Евгений Антаресов

7 мая Дмитрий Медведев официально вступил в должность президента России. Если дорога Владимира Путина в Кремль "пролегала через Дагестан", то его преемник шел через стадионы, медцентры, школьные классы и фермы.

Национальные проекты, за которые до недавнего времени он отвечал, создали возможности развития нескольких объектов общегосударственного значения. Один из них - Высшая школа менеджмента СПбГУ. О сути, истории и перспективах этого проекта мы поговорили с деканом Валерием КАТЬКАЛО.

- Чем Высшая школа менеджмента отличается от "обычных" факультетов менеджмента, которых довольно много в стране?

- С момента нашего возникновения в 1993 г. мы тоже назывались факультетом менеджмента. Трансформация в Высшую школу менеджмента (ВШМ) была связана с планом создания российской школы бизнеса мирового класса, но под этим понимается не игра слов, а новое содержательное наполнение. С самого начала мы ориентировались на то, чтобы создать новый тип факультета для российских университетов - внутриуниверситетскую школу бизнеса.

Классическое бизнес-образование предполагает обучение, в основном, по программам MBA (подготовка топ-менеджеров) и Executive MBA (программы для руководителей). Но для современной концепции университетской бизнес-школы важное значение имеют также программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В то же время наш приоритет - развитие постбакалаврских программ. В настоящее время бакалаврская программа является численно преобладающей, но в дальнейшем ситуация изменится, и двумя основными точками роста станут магистерские программы и программы EMBA.

Для реализации этого проекта необходимы три условия, которые и отличают нас от других факультетов менеджмента. Во-первых, высококвалифицированные преподаватели, способные не только преподавать, но и проводить исследования, иначе говоря - создавать новые знания. Во-вторых, школа имеет сильных международных партнеров, внедряет международные стандарты в образование, способна достичь внешнего признания через международные аккредитации своих программ. Мы являемся единственным в России членом Сообщества европейских школ менеджмента, и это результат развития наших магистерских программ. До сих пор ВШМ - единственное место в стране, где магистерские программы преподаются на английском языке по европейским стандартам.

Наконец, в-третьих, - создание альянсов с сильнейшими национальными и международными компаниями. У нас есть попечительский совет, силами членов которого было отреставрировано здание ВШМ. Мы имеем сильный центр карьер с масштабной программой деятельности.

- Многие руководители вузов жалуются на сложности при внедрении западных стандартов образования. Более того, не все из них, в принципе, готовы признать необходимость принятия таких стандартов.

- Нет западного подхода к высшему образованию, есть современное образование. Россия не живет по принципу анклавной экономики, давно не существует "железного занавеса". Следовательно, международная аккредитация образовательных программ - это благо. Более того, критерии, по которым осуществляется международная аккредитация, являются входным билетом в международные рейтинги. А то, что российские вузы должны быть представлены в международных рейтингах, сегодня стало одним из лейтмотивов государственной политики модернизации отечественной высшей школы.

- Есть мнение, что ведение бизнеса в западных странах и в России радикально отличается, что на российский рынок необходимо заходить не со знаниями менеджмента, а со знанием конкретной ситуации в том или ином регионе и доступом к властным ресурсам. Может быть, школа даст хорошие знания, затем человек положит корочку в карман и вернется в ситуацию, где надо пользоваться совершенно другими знаниями...

- Законы, по которым развивается бизнес, едины для всех стран. Например, в вопросе финансирования бизнеса не изобретено ничего, кроме всем известной триады: семейные финансы, заемное финансирование и акционирование. Концепция жизненных циклов организации работает в любой стране мира. Разумеется, всегда имеют значение особенности национальной и институциональной среды, в которой развивается бизнес. Важно, однако, подчеркнуть, что менеджмент - это сложившаяся и бурно развивающаяся область профессиональной деятельности. Можно интуитивно достигнуть нужного мастерства, но можно дойти до этого быстрее и быть при этом эффективнее благодаря обучению в школах бизнеса.

- Сейчас одним из наиболее обсуждаемых вопросов являются новые возможности финансирования образования. Какие источники финансирования помогают Вам в реализации всех тех планов, о которых Вы рассказали?

- Не может быть бизнес-школы, которая полностью финансируется государством. Большую часть истории факультета менеджмента государственное финансирование не превышало 15% годового бюджета. Остальные 85% - доходы от платных форм обучения и результаты фандрейзинга (аккумулирования частных пожертвований - ред.). Ситуация изменилась только в 2006 г., когда появилось финансирование в рамках национального проекта "Образование". В это время государство поставило амбициозную задачу - создать школу бизнеса мирового класса - и осуществило стартовые инвестиции для ее реализации. В свою очередь, это должно было сыграть роль сигнала для крупного бизнеса, который стратегически заинтересован в сильных отечественных школах менеджмента.
В этом году объем государственных инвестиций сокращен. Предполагается, что будет резко наращиваться объем доходов от платных форм обучения. В то же время мы развиваем сотрудничество с компаниями, что позволяет нам обеспечить привлечение лучших преподавателей, лучших студентов и гарантированно иметь лучшую инфраструктуру, включая библиотеку, IT-ресурсы, аудитории. Мы одними из первых в стране зарегистрировали фонд целевого капитала. Попечительский совет поставил цель собрать в него 150 млн. долларов, и мы активно работаем в этом направлении. Недавно были подписаны соглашения с компанией PricewaterhоuseCoopers и Инвестиционным банком "КИТФинанс". Но для всего этого нужно было сделать первый шаг. И данный шаг сделало государство.

- На что непосредственно идут средства, выделенные в рамках национального проекта?

- Можно отметить два направления - содержательное и инфраструктурное. Прежде всего эти средства вкладываются в разработку новых образовательных программ и учебных материалов к ним, грандиозную программу повышения квалификации преподавателей, приглашение ведущих иностранных преподавателей, создание уникальной библиотеки, построенной на электронных ресурсах, создание новых IT-возможностей. Но для того чтобы создать школу мирового уровня, необходима и соответствующая инфраструктура. Поэтому более 8 млрд. рублей направлено на строительство кампуса.

- Что такое кампус? Многие думают, что это простой студенческий городок.

- Это больше чем студгородок. Кампус - особая образовательная среда, в которой люди учатся и живут. Здесь должны располагаться учебные и жилые помещения, библиотека, исследовательский институт и спортивный комплекс. Мировая практика показывает, что наличие таких кампусов является важным резервом эффективности обучения. Мы создаем кампус на базе дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача": будут построены два учебных корпуса - для очных программ и программ обучения топ-менеджеров, здесь же будут находиться жилые помещения, мини-гостиница для приглашенных преподавателей, во дворце будет размещен наш исследовательский институт.

- У многих людей в городе возникает ощущение, что этот проект вторгается в исторический, природно-культурный ландшафт.

- Посмотрите на "Михайловскую дачу" сейчас. А для большей убедительности загляните в соседнюю "Знаменку", где конюшенный корпус стоит в руинах со времен войны. Нынешнее состояние "Михайловки" не позволяет говорить о бережном сохранении культурных ценностей в прошлый период нашей истории. А наш проект дает ей вторую жизнь. Историческое наследие будет восстановлено. Новое строительство ведется именно в той части "Михайловки", где оно не помешает восприятию исторических строений. Именно из этого исходили, проектируя кампус. Значительная часть верхней террасы, где расположены исторические здания, а также парк, не рассматриваются для каких-либо вторжений строительного характера. А размещение во дворце исследовательского института - это наиболее щадящий режим для использования подобных зданий.

- Но возникает проблема со свободным доступом к памятникам.

- Действительно, это будет тот объект, который по своему функциональному значению не предполагает абсолютно открытого доступа на территорию. Но возможности посещения для жителей Петербурга останутся. Мы же можем посещать Константиновский дворец или памятники архитектуры, расположенные в Петербурге. В качестве примера могу привести здание в Волховском переулке, где находится Высшая школа менеджмента. Когда в 1996 г. это здание было передано СПбГУ, оно было в крайне запущенном состоянии. Большинство исторических интерьеров оказались почти уничтожены. Мы полностью восстановили здание, включая парадные залы, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения. Все последние годы КГИОП проводит для горожан и гостей Петербурга экскурсии по этому и многим другим зданиям-памятникам. Та же схема может быть использована и в "Михайловке".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru