Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 12/5/2008

Смольноград вместо Петербурга?

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

В центре города полным ходом идет снос уникального памятника индустриальной архитектуры начала XX века - трамвайного парка в Дегтярном переулке. На его месте будет построен очередной монстр из стекла и бетона - новый чиновничий улей "Невская ратуша", он же - Смольный-2.

Целый квартал в историческом центре Петербурга между улицами Новгородской, Моисеенко, Кирочной и Дегтярным переулком приглянулся губернатору Валентине Матвиенко для строительства комплекса площадью 400 тыс. кв. м, в который должны переехать сотрудники городской администрации Смольного из прежних зданий, где они, дескать, задыхаются от перенаселенности. Победил в конкурсе (что уже давно не удивляет) единственный из проектов (на 13 метров нарушающий высотный регламент) тандема "Евгений Герасимов и партнеры" и немецкого проектного бюро NPS Tchoban Voss, за которым стоит российский архитектор Сергей Чобан.

Символ комплекса - линзообразный купол, внутри которого расположится панорамное кафе с видом на Смольный собор, - призван, по мнению авторов, олицетворять прозрачность и открытость власти. Очередная чиновничья "герма" взметнется на 55 м над уровнем простых смертных. По мнению Валентины Матвиенко, проект "отвечает лучшим архитектурным традициям Петербурга и станет еще одной современной архитектурной достопримечательностью Северной столицы"...

"Проект "ратуши" можно было бы выдержать в стилистике, сходной с трамвайным депо или в контрасте с ним (например, из кирпича и стекла, как это делается в Хельсинки и Манчестере). Главное, чтобы архитектура гармонично вписывалась, а не была бы такой подавляющей, как в выигравшем проекте", - считает сопредседатель президиума СПб отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Маргарита Штиглиц. По мнению Владимира Лисовского, члена президиума СПб отделения ВООПИК, вопрос даже не столько в том, что архитектура Смольного-2 не вписывается в контекст, а в том, что она неинтересна и не является равноценной заменой: "Модернистская концепция уже навязла в зубах. Архитектура на клеточном уровне, совершенно элементарные конструктивные приемы, основанные на применении каркасной клетки и облицовки стеклом. "Блюдце" на крыше мне вообще видится нелепым. Увы, зодчие, которые проектируют такие объекты, лишь портят наш город".

"Высотные отметки, как и само архитектурное решение комплекса, совершенно неприемлемы. Они будут диссонировать со всей окружающей панорамой, если, конечно, не разрушат всё в округе", - печально замечает член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа Алексей Ковалев.

Впрочем, нарушение высотного регламента и архитектурной панорамы - далеко не единственная беда этого проекта.

Смольный зачеркивает историю города

"Невскую ратушу" собираются построить на месте, где расположен закрытый в 2003 г. трамвайный парк №4, являющийся памятником индустриальной архитектуры начала XX в. С 1876 г. до 1922 г. здесь располагался Рождественский коночный парк. 3 сентября 1880 года отсюда тронулся первый в мире электрический трамвай. В начале XX в. здесь возведен комплекс зданий Городской конной железной дороги (городского трамвая), который приказом КГИОП от 20 февраля 2001 г. (№15) был даже рекомендован для включения в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Но, как признался 15 мая прошлого года на круглом столе "Перспективы современного освоения памятников промышленной архитектуры" зампредседателя КГИОП Борис Кириков, "под определенным нажимом комитет согласился снять комплекс депо с охраны при сохранении здания подстанции административного корпуса по Дегтярному переулку". Впрочем, подстанцию тоже снесут. К слову, был исключен из Списка и трампарк №6 на Барочной ул., 12, территория которого в 2005 г. была отдана под строительство жилого дома, а уникальные ангары парка полностью разрушены.

Увы, и 4-й парк спасти уже, видимо, нельзя. "Ассоциация по сносу зданий" приступила к его разрушению еще в конце апреля и обещает полностью расчистить территорию за полтора месяца. А общественные слушания по проекту-победителю назначили, что показательно, аккурат на 22 мая.

"Все трампарки города - великолепнейшие образцы архитектуры, и их безумно жалко. Их снос - неразумное и поспешное решение. Их можно было бы использовать под культурные центры - выставочные залы, музеи, художественные мастерские и т.п., что не требует к тому же больших затрат на реконструкцию", - говорит директор бюро межевания городских территорий СПб научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования (ЗАО "Петербургский НИПИград") Павел Никонов.

По словам Маргариты Штиглиц, разрушаемое трамвайное депо, представляющее образец промышленного модерна, нужно было сохранить, как и делают с подобными зданиями во всех других странах мира (есть даже специальное направление - "индустриальная археология", - призванное сохранить мировое архитектурное наследие): "Трампарки сохранены в Кракове, в Лондоне и в других европейских городах. В городе Тампере, где архитектура очень схожа с петербургской, сохранены все фабричные здания вдоль реки в центральной части города. Некоторые из них действуют, а в других открыты музеи, выставочные залы и т.п. Городские власти Манчестера, после того как промышленность ушла из города, не стали сносить старые здания (хотя рассматривали такой вариант), а приспособили их под новые функции. И теперь нисколько не жалеют: город сохранил своеобразие, оригинальность и привлекательность. Также поступают во многих городах Германии. Например, в Берлине целый промышленный комплекс был санирован, отреставрирован, а затем частями распродан частным лицам под различные нужды. Чаще всего такие помещения облюбовывает творческая публика. Подобных случаев тысячи, их можно найти в любой европейской стране..."

Даже в других городах России начали осуществлять такие пилотные проекты - например, арт-центр "Винзавод" в Москве, центры современного искусства в здании завода "Арсенал" в Нижнем Новгороде и в башне Кронпринц крепости Фридриха Великого в Калининграде. В Петербурге же, по словам Маргариты Штиглиц, такие проекты никак не удавалось пробить. Уникальные пустующие территории разрушаются и, в конце концов, могут быть полностью утеряны.

Освободившиеся от чиновников здания снесут?

После того как в Смольный-2 переведут все структуры администрации, свыше 30 зданий (а многие из них - памятники архитектуры), которые они занимали, окажутся пустыми. "Есть опасение, что все эти объекты предназначены на продажу, причем совсем не под культурные или административные цели, а чисто под коммерческие, - предостерегает Алексей Ковалев. - Вопрос цены - сотни миллионов долларов. Например, комитет по здравоохранению сидит в великолепном дворянском особняке, который, кстати, уже давно облюбован под гостиницу. А при реконструкции под коммерческие цели, как показывает практика, от памятника ничего не остается. То есть мы можем лишиться всех этих зданий. И хотя, когда я спрашивал губернатора об их судьбе, она сказала, что продавать их не будут, мне верится в это с трудом".

Кроме того, такой переезд, по словам Павла Никонова, знаменует потерю исторической памяти: "Целый ряд административных зданий были изначально построены для соответствующих надобностей. Так, КГА и КГИОП пока располагаются в здании, построенном Росси для министерских функций, из которого у нас изначально управляли градостроительным процессом. То есть резко упадет ценность этого места, а горожане останутся еще без одного "исторического корня". Коль наш город является памятником истории России и мировой архитектуры, для него крайне важно сохранение традиционных функций. Приехав в любой старый город Европы, можно встретить, например, аптеку, открытую еще в 1828 году и с тем же интерьером работающую до сих пор. Всё это протягивает единые нити через массив времени".
Далее, как объясняет Павел Никонов, место для "ратуши" в транспортном отношении выбрано крайне неудачно, еще хуже, чем местоположение Смольного-1: "Если представить, как туда будет добираться какая-нибудь старушка, то ей можно только соболезновать. Кроме того, вероятно, возникнут серьезные проблемы с проездом и парковкой личных автомобилей... А подытоживая, могу сказать, что вообще не вижу насущной надобности в переезде чиновников в единый комплекс".

"Такого рода строительство нужно развивать не на месте трампарка, представляющего архитектурную и историческую ценность, а на месте заброшенных сейчас промышленных предприятий, - развивает мысль Алексей Ковалев. - Таких территорий у нас не счесть (в районе Обводного канала, Синопской набережной и т.д.). Промышленности там делать совершенно нечего, тем более что сам город постоянно твердит о выводе оттуда предприятий".

Под угрозой трампарк на Васильевском острове

Теперь стоит обеспокоиться и за судьбу трамвайного парка №2 на Среднем проспекте Васильевского острова, закрытого в январе прошлого года, - наиболее ценного из оставшихся в городе. В декабре прошлого года было объявлено о планах построить на его территории многофункциональной киностудии для производства телепрограмм, фильмов и сериалов, а также гостиницы и предприятия торговли. Значит, судьба трех ангаров - памятников архитектуры - и уникальных экспонатов Музея электрического транспорта СПб остается под большим вопросом.
"Еще когда я работала в КГИОП начальником отдела промышленной архитектуры, - рассказывает Маргарита Штиглиц, - мы разработали концепцию организации в трампарке №2 - в сочетании с музеем трамваев - нового центра-лаборатории современного искусства, который бы стал новым очагом культурной жизни. Но, увы, власти не заинтересовались проектом..."

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru