Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 28/4/2008

Страстная неделя в Севилье

Архимандрит Августин (Никитин)

Окончание. Начало в "Деле" от 21 апреля

Послушаем, что говорит о начале процессии И. Яковлев: "Впереди, на расстоянии нескольких шагов друг от друга, шло два ряда кающихся: по одной стороне - одетые в черные саваны с острыми капюшонами и с масками на лицах, по другой - так же одетые, но в белом. Те и другие несли в руках зажженные огромные, как палки, восковые свечи".

Модная Мадонна

Вслед за "кающимися" появляется, наконец, и первое "пасо", которое несут согнувшиеся под его тяжестью носильщики. Оно представляет Гефсиманский сад. Перед паломниками, собравшимися на улицах Севильи, как бы разворачивались евангельские события, связанные с крестной жертвой Иисуса Христа.
Вот как изображается, например, один евангельский эпизод: "Вздымаясь над толпою, к нам медленно подвигалась, слегка подрагивая, целая комната, наполненная фигурами в натуральный человеческий рост. На троне под балдахином из малинового бархата (им же была обита вся задняя стена) восседал Ирод в царском одеянии, в настоящей короне, сверкавшей золотом и драгоценными камнями. Протянувши вперед руки с презрительным жестом, царь Иудеи как бы говорил двум римским солдатам, указывая на Христа: "Уведите его!" Один солдат уже схватил Христа, скручивая Ему руки, другой грубо толкал его локтем в спину. Два других солдата стояли в глубине у стены. Все фигуры изображены с поражающим реализмом и вполне художественно".

Несмотря на всю трагичность представляемых событий, севильские мастера и художники придавали театральную пышность евангельским персонажам. Это отмечает в своих записках Яковлев; он пишет, что вслед за очередным "пасо" следовала Мадонна в драгоценном платье из белого шелка, усыпанном крупными бриллиантами, в короне, по бокам которой падали складки фаты, усеянной золотыми звездами. Платье Мадонны было модное, и зачесана Она также была по последней моде. Несколько позже, когда стал накрапывать дождик, шествие остановилось на одной из улиц, и на Мадонну надели непромокаемый плащ.

Во славу Богородицы

В Севилье во время торжеств бытовали особые песнопения - саэтас. Саэты поются хором, каждая кофрадия имеет свой текст, но все они, разумеется, посвящены теме дня. Об этой традиции упоминает все тот же Яковлев, который ночью присутствовал при возвращении скульптуры Мадонны в собор. "Толпа была большая, и шествие, освещенное смоляными факелами, было очень красиво. Один уличный мальчишка начал, при приближении Мадонны, петь ей хвалебный гимн (саэта). На наш вопрос, кто научил его саэта, мальчик вынул из кармана брошюрку, сказав, что в ней их сколько угодно".
И снова на улицах Севильи слышатся саэты: "По мере того как подвигается "пасо", из толпы раздаются женские голоса, поющие песни во славу Богородицы. Сотни женских рук протягиваются с ближайших балконов, чтобы на пути успеть поймать одну из кистей высокого балдахина и, перекрестившись, набожно поцеловать, - пишет очевидец севильских процессий В. Верещагин. - Ночью эти процессии производят потрясающее впечатление: назаренос в их белых одеждах и остроконечных шляпах кажутся какими-то привидениями; богато изукрашенные фигуры почти ослепляют блеском каменьев и золота и, освещая всё по пути, долго не теряются из вида, сопутствуемые набожными молитвам, да гимнами..."

Как "крякает" Иуда

Кроме красочных процессий, в Севилье устраивались и театральные представления "Страстей Христовых". Действующими лицами в них являлись Христос, Богоматерь, апостолы, фарисеи и т.д. Иисуса Христа обыкновенно изображал красивый юноша, а Иуду - рыжеволосый и кривой актер. После Тайной Вечери на сцене представляли Моление о Чаше, предательство Иуды, суд над Христом и затем распятие Христа вместе с двумя разбойниками. Неутомимый Верещагин посетил такое представление в перерыве между дневными и ночными процессиями; ему и предоставим слово:

"Попал я на 4-х или 5-ти актную пьесу, изображающую последние дни Спасителя. Тут была и Богоматерь, и Мария Магдалина, апостолы и фарисеи, дети и воины, одним словом, все действующие в Новом Завете лица, со всей обстановкой и традиционными костюмами. Иисуса Христа представлял благообразный юноша, с лицом, похожим на те изображения Спасителя, которые мы привыкли видеть на картинах и образах, Марию Магдалину - какая-то красивая блондинка, точь-в-точь тициановская Магдалина в галерее Питти (во Флоренции - авт.), а Иуду взял бы за модель сам Леонардо да Винчи".
Верещагин был одним из немногих русских богомольцев, посетивших Севилью на Страстной Неделе и оставивших нам свои записи. Но, пожалуй, он был едва ли не единственным, кто повествует о театрализованном изображении страстей Господних в Севилье. Поэтому приведем его заметки, посвященные этому необычному для нас зрелищу.

"Вот открывается занавес, Христос благословляет детей, разговаривает с фарисеями. Вот Тайная Вечеря, произносятся знаменитые слова, положившие основание таинству Причащения, Иуда спрашивает, не он ли предаст Спасителя получает известный ответ; вот Спаситель в Гефсиманском саду. Наконец, Он же перед судом Пилата. Затем Иуда, снедаемый угрызениями совести, тут же на сцене вешается и для пущей реальности высовывает язык и выразительно крякает", - так завершает автор свое повествование, отмечая при этом, что "зрители принимают в представлении самое живое участие; с негодованием отзываются об Иуде и Пилате; некоторые женщины утирают слезы, а когда Христос, согнувшись под тяжестью креста, в терновом венке, облитый кровью, сопутствуемый бьющими Его воинами, переходит сцену - раздается истерический плач".
А теперь посмотрим, что пишет о севильских мистериях протоиерей К. Кустодиев. "Особенные процессии совершаются в дни октавы внутри громадного севильского собора: это пляски так называемых seises (шестерок). Ежедневно в дни октавы в 5 1/2 часов вечера бывает полное собрание всех духовных и светских севильских чинов в собор; здесь присутствует полный оркестр духовной музыки. На площадке около престола (эта площадка нечто вроде нашей солеи) 12 мальчиков в платье балетных танцоров, шесть с одной и шесть с другой стороны, под звуки музыки, начинают танцевать с кастаньетами народные испанские танцы. На самой площадке по сторонам в линию стоят и любуются светские и духовные чины, начиная от кардинала-архиепископа Севильи".

В наше время от театрализованных действ такого рода осталось участие в мессе мальчиков-певчих и танцоров, т.н. "сеисес". Вначале число детей, вероятно, равнялось шести, откуда и пошло их название.

...Переполненные впечатлениями, паломники идут на берег Гвадалквивира, чтобы последний раз взглянуть со стороны на старую часть города. И вполне возможно, что чувства, которые они испытают в эти минуты, будут созвучны стихотворению, написанному в начале XX в. известным испанским поэтом Хуаном Рамоном Хименесом:

Пять вечера. Солнце остыло.

Прохлада с реки натекла.

Процессия, - свечи, кадила.

Далекие колокола.

Прозрачность серебряных звонов,

Закатные блещут лучи,

Святые реликвии тронув...

А после того, как затихает вечерняя жизнь на средневековых улочках, вспоминаются пушкинские строки:

Объята Севилья

И мраком и сном...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru