Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 31/3/2008

Фига в кармане - оружие интеллигента

Хервиг ХЁЛЛЕР* // г. Грац (Австрия)

90 лет со дня основания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), ставшей в 1946 г. Советской Армией, - вполне достойный повод для выставки "армейского" искусства, которая к концу февраля открылась в частной московской организации "Фонд культуры Екатерина".

На открытие пришли и вполне уважаемые в этой сфере люди: Герои Советского Союза в парадных мундирах, ветераны с приличным количеством орденов и даже Михаил Горбачев - последний главнокомандующий Советской Армии, который в этот вечер с явным интересом изучал художественные произведения на данную тематику.

Вообще, что касается восприятия подобных культурных проектов, которые отсылают к некому неоднозначному прошлому, существует прежде всего одна проблема - пресловутый "контекст".

Например, как раз незадолго до этого армейский телеканал "Звезда" накрыл чуть ли не всю Москву плакатами-портретами Сталина, анонсировавшими документальный фильм о его смерти - "Как умер Сталин". Основной смысл ленты заключался в том, что великий политик накануне смерти, оказывается, был окружен злобными гэбистами. Скандально известен и актуальный учебник Александра Филиппова по новейшей истории России, которому, несмотря на явное тяготение к неосталинизму, минобразования в конце прошлого года дало официальные рекомендации. Также появлялись в российских СМИ и статьи, в которых высказывались сомнения в том, что НКВД отвечает за "катыньский расстрел" польских офицеров в 1940 г. Показательны в этой связи разговоры о том, что у фильма польского режиссера Анджея Вайды "Катынь" вроде бы не будет ни проката, ни скорого эфира на центральных телеканалах.

Правда, про саму Красную Армию общественного дискурса маловато, если не считать традиционную героизацию в СМИ Великой Отечественной войны.

Но что однозначно отсутствует сегодня, так это гуманистическо-критические голоса очевидцев - вроде тех, которые еще недавно были слышны. Как, например, голос советско-белорусского писателя Василя Быкова (1924-2003), в своих балладах и повестях четко подчеркивавшего относительность фронтового героизма.

Зато 9 мая текущего года будет снова что-то шикарное на Красной площади - с танками, истребителями, ядерными ракетами и всеми прочими "штуками" - первое с 1990 г. столь масштабное дефиле высокой военной моды пред очами руководства.

На этом мощном фоне и состоялась упомянутая выставка картин, изображающих, в частности, советскую военную технику в тематическом зале "Арсенал/оружие". А в зале "Маневры/учение" были размещены сразу три картины с ликом Иосифа Виссарионовича: "И.В. Сталин и члены Политбюро на маневрах" (1933) Дмитрия Кардовского, "Встреча героического экипажа" (1936) Петра Мальцева и "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на крейсере "Червона Украина"" (1933). Советский вождь, безусловно, в центре внимания, он явный лидер на этой выставке: я видел его там четыре раза, трижды лицезрел Климента Ворошилова.

А вот Льва Троцкого (все-таки, как ни крути, организатор РККА) на выставке нет. Нет и картин, в которых присутствует критическое отношение к Гражданской войне, хотя по сегодняшним политическим и этическим меркам Красная Армия (как, впрочем, и ее противники), несомненно, совершила кучу военных преступлений.

Зато есть интересные в эстетическом плане картины, написанные в авангардном духе: "После боя" (1923) символиста Кузьмы Петрова-Водкина; "прикольная" картина "К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке" (1937) сверхофициозного художника Исаака Бродского; известная послевоенная суровая работа Гелия Коржева "Солдат. Из серии "Опаленные огнем войны"" (1957-1960), показывающая одноглазого солдата-инвалида. Есть даже и немногие работы современных мастеров: стильная черно-белая фотография петербуржца Владимира Кустова, показывающая окопы времен ВОВ в Ленинградской области. Присутствуют современные, раздражающие, скорее всего, большинство "военных патриотов", работы - вроде фотографического триптиха Landing Party, на котором украинский художник Сергей Братков запечатлел толпу пьяных десантников в день их профессионального праздника.

И хотя все в частных руках, общее впечатление от выставки такое, как будто это официоз с какими-то "элементами эпатажа" - вроде Браткова, чтобы "сохранить лицо".

Кураторы выставки - Зельфира Трегулова и Иосиф Бакштейн - в московском искусстве очень уважаемые люди, классические представители бывшей либеральной советской интеллигенции.

Продалась ли либеральная интеллигенция частному патриотическому капиталу? Думаю, дело обстоит сложнее. У выставки, которая в большой степени зависела от разрешений со стороны Федерального комитета по культуре и кинематографии, были большие проблемы. В качестве примера: без причин было отказано в разрешении на показ "Аэрофотографии" (2003) Александра и Ольги Флоренских. Явная цензура, если учесть, что эти фотографии питерских художников, хранящиеся в одном из государственных фондов, показывают безобидные съемки военных самолетов-игрушек. У военно-юбилейной выставки изначально рабочее название было: "Непобедимая. Легендарная", но потом кураторы специально взяли другое название - "Красноармейская студия" - по одноименной картине Серафимы Рянгиной (1928), чтоб сделать фокус на политическом заказе, по которому работало "армейское" искусство, да и советское искусство вообще. Тема госзаказа для искусства как нельзя актуальна и сегодня. В каталоге выставки искусствовед Фаина Балаховская подробно и интересно об этом пишет.

На самой выставке, правда, этот актуальный момент, к сожалению, абсолютно не читается, особенно "среднестатистическим" посетителем, который вряд ли купит и изучит каталог. Короче, в этой выставке есть нечто "глубоко критическое", но столь глубоко, что это надо специально отыскивать. Такая ситуация в чем-то похожа на интеллигентское советское прошлое: и в эпоху застоя критическое отношение к власти временами проявлялось посредством разного рода "эзоповых" ухищрений - даже в серьезных изданиях. Однако эти моменты тщательно прятались от глаз цензоров и зачастую "высвечивались" лишь в сносках...

-----

* - ХЁЛЛЕР Хервиг - обозреватель еженедельника Falter (Австрия), специально для "Дела".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru