Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 17/3/2008

Раскол ЕдиноРока?..

Николай КУДИН

Нарастающая политизация всех без исключения сфер общественной жизни затронула, наконец, и область изящного. Политический дискурс стремительно возвращается туда, откуда, казалось, он навсегда был вытеснен "пиарами и гонорарами" - в святая святых рыночной арт-экономики - на большую эстраду.

Рубежные события случились совсем недавно. В ночь со 2 на 3 марта на Красной площади прошел послевыборный концерт, на котором, помимо артистов из "Фабрики звезд" и, разумеется, любимой группы "уходящего" президента - "Любэ", - засветились и такие "мощные рок-старики", как "Машина Времени" и "Чайф". А 3 марта на Марше несогласных в Петербурге появился Юрий Шевчук, активно поддержавший непримиримую антипутинскую оппозицию.

Всё это тут же породило шквал разговоров о расколе в российском рок-сообществе, одна часть которого-де пошла на открытое сближение с властью, а другая осталась на протестных позициях. С такой постановкой вопроса, однако, не соглашаются некоторые из не менее почтенных долгожителей русского рока. В интервью "Делу" фронтмен группы "АукцЫон" Олег Гаркуша заявил, что старается "вовсе не связываться с политикой", поскольку его дело - "писать песни", а потому он не видит смысла в том, чтобы "выходить на улицы и что-то демонстрировать, хотя, безусловно, каждый сам выбирает, идти ли ему на какие-то компромиссы с властью или, скажем, играть в подвалах".

На своей незаинтересованности в политике настаивали, правда, и Макаревич с Шевчуком. При этом, однако, Макаревич признался в эфире радио "Эхо Москвы", что "большей частью Путин все делает правильно" и что из всех кандидатов в президенты Медведев ему значительно ближе, чем остальные. Шевчук же, в свою очередь, заявил, что выборы не оставили ему другого выбора, кроме как быть на Марше несогласных, и посетовал на духовный конформизм многих своих коллег.

А вот что думают о текущем музыкально-политическом моменте и о своих взаимоотношениях с властью те коллеги Андрея Макаревича и Юрия Шевчука по рок-н-ролльному цеху, которые на протяжении долгих лет в своем творчестве воспевают не только образы, но и идеи. Правда, диаметрально противоположные.

Константин КИНЧЕВ, лидер рок-группы "Алиса", автор патриотической песни "Мы - православные!"

- У меня никогда не было особенных отношений с властью. Когда у руля стояли коммунисты, меня, в отличие от многих моих коллег, не вызывали даже на беседы в КГБ. Видимо, потому, что считали окончательно и бесповоротно "отрезанным ломтем".

Когда у руля стояли либералы - Ельцин и т.д., - были некие попытки выйти на контакт путем вручения медалей и пр., но медаль я вернул в знак несогласия с тогдашней политикой (война в Чечне, убийство Холодова), т.е. опять отношения не случились.

И с нынешней властью у меня никаких отношений нет. Ни в какие "комитеты по культуре" меня не приглашают, на беседы не вызывают: видимо, тоже понимают, что связываться со мной - себе дороже!

Другое дело, что как гражданин я имею точку зрения на то, каким курсом движется моя страна.

Коммунистический курс я считал и считаю неприемлемым, лживым, циничным, построенным на крови и костях миллионов и миллионов моих сограждан. Причем лучших сограждан. На подмене истинных ценностей лживым популистским суррогатом. Главная из подмен - разрушение фундамента нравственности, уничтожение Русской Православной Церкви и замена этого фундамента тоталитаризмом.

Кстати, только по этой причине я принял участие в памятном туре 1996 года "Голосуй или проиграешь" - чтобы опять не случилось реставрации коммунистического кошмара. А опасность была! И только это, а не загадочные баснословные гонорары, которыми любит упрекать отказавшийся от тура Шевчук, заставило не только меня, но и всех музыкантов, которые там были, принять участие в туре...

Либеральная власть 90-х гг. видится мне чудовищной вакханалией свобод. Страна была одним огромным насосом для выкачивания ресурсов. На клич Ельцина: "Берите суверенитета, сколько хотите!" - местные князьки сразу же ответили: "Конечно!" И начали брать! В результате мы имели практически суверенный Дальний Восток, практически независимую Республику Саха, свободный Урал, независимую Сибирь, а уж о суверенных Башкортостане и Татарстане и говорить нечего! В 90-х гг. мне казалось, что не сегодня-завтра моя страна исчезнет с географической карты мира окончательно и бесповоротно. Слава Богу, на краю пропасти страну подхватил Путин, который ценой неимоверных усилий, как он емко выразился, "впахивая, как раб на галерах", смог собрать страну в единый кулак, удержать ее от развала и заставил западные страны хотя бы считаться с нами.

Бесспорно, для подобных результатов были предприняты весьма авторитарные меры - просто не надо путать авторитарный строй с тоталитарным. Этим частенько грешат, а проще говоря, спекулируют либеральные СМИ, наводя тень на плетень и мороча голову народу.
При этом меня многое раздражает в нынешней власти. Это прежде всего лизоблюдное чиновничество, которое любую здравую идею превращает в мерзопакостный фарс.

Мне абсолютно непонятно высказывание Путина о "консолидирующей партии в лице "Единой России"". По мне, все партийные своры - это куча едоков, перебегающих от одной кормушки к другой. Меня раздражают "неокомсомольские" группировки, размахивающие флагами лжеорганизаций. Я это остро ощутил, когда вписался в концерт, посвященный Дню России, играя 12 июня на Красной площади, куда автобусами свозили псевдопублику, а настоящие алисоманы, которые все-таки попали на концерт, имели массу проблем с проходками. Поэтому впредь в подобных мероприятиях я решил не участвовать. И на предложение сыграть в ночь после выборов президента ответил отказом. Хотя, в общем и целом, вижу, что страна моя развивается в правильном направлении. И это как раз бесспорная заслуга Путина! Не видеть этого может либо подлец, либо дурак!
Что же касается тезиса об "идеологическом размежевании российской рок-культуры", то подобные сентенции озвучивают только либеральные СМИ, чтобы отчитаться перед своими работодателями. На деле никакого раскола не было и нет, потому что никакого единства нет и не было. Все закончилось с развалом Ленинградского рок-клуба. Каждый понял свободу по-своему и действует в силу своих взглядов на жизнь. Это ли не демократия?

Шевчук делает свой выбор - почему нет? Только вопрос: если сначала обзываешь музыкантов, игравших на Красной площади, "разносчиками культуры", то зачем через пару дней ехать получать премию "Чартова Дюжина", где сосредоточены эти "разносчики", и разгуливать по кулуарам, ведя задушевные беседы с Ильей Чертом, отколесившим тур в поддержку Медведева? Хоть бы драку устроил - была бы, в конце концов, какая-то последовательность позиции, а так... Ерунда какая-то. И знаете, я не очень понимаю, почему нельзя ступать на одну сцену с президентом России, а с Каспаровым и Лимоновым можно. Вообще, симптоматично, что на этом Марше объединились либералы и большевики, т.е. все те, кого я терпеть не могу. А Шевчук считает их "уважаемыми людьми" - что ж, это его выбор...

Михаил БОРЗЫКИН, лидер рок-группы "Телевизор", автор антифашистской композиции "Твой папа - фашист!"

- Когда в 1984 году мы вступили в Ленинградский рок-клуб, над страной нависала застойная эпоха, и власть в тот момент казалась нам глупой и нелепой, а все эти старческие эксперименты с Брежневым и Черненко вызывали у нас только хохот. Отсюда и та кухонная эстетика сопротивления, построенная на молчаливом неповиновении. Однако в 1985-1986 гг. нас прорвало уже на лобовой протест. Далее всё это трансформировалось в определенную гражданскую позицию. Я всегда полагал, что творческий человек не должен сливаться ни с толпой, ни с властью, - только тогда он независим от аудитории или приказов свыше. Эта традиция выстрадана многими нашими поэтами, композиторами и т.д. Братание с властью всегда мешало одаренным людям развиваться.
В 90-е гг. сложилось обманчивое впечатление, что власть не столь сильна и не столь любопытна, чтобы лезть в постель к своим гражданам и контролировать все их эмоции и передвижения. Произошло некое расслабление. И агрессия у многих, в том числе у меня, перекочевала во внутренние области. Это потепление в моих отношениях с властью выражалось в том, что мы старались друг друга не замечать, и достаточно продуктивно для обеих сторон.

Но в начале "нулевых годов" возникло твердое ощущение, что мы повернули вспять. Это касалось, не в последнюю очередь, личности самого президента - выходца из организации, в которой бывших, как известно, не бывает и которая до сих пор не покаялась за те злодеяния, которые она учинила по отношению к своему народу. Мне казалось, что заложено достаточно основ для движения нашей страны к построению цивилизованного государства, однако выяснилось, что мы довольно бестолково пытаемся построить новый "компьютеризированный" совок, т.е. советскую по своей сути систему управления, снабженную новыми мифами, с притянутым за уши христианством и новыми "героями" для осуществления старых технологий. Самодержавие (генсека или президента - не важно), оголтелый патриотизм - все это здорово осточертело еще в 10-м классе, а теперь я снова слышу эти тезисы в ходе многочисленных PR-кампаний.
Я пытался понять: почему некоторым моим товарищам происходящее ничего не напоминает. Взять хотя бы пресловутый визит рок-музыкантов к Владиславу Суркову... Пытался разъяснить это для себя, разговаривал на данную тему с Борисом Гребенщиковым. Задавал вопросы Константину Кинчеву, но их ответы меня не удовлетворили. Подозреваю, что дело в тщательной идеологической обработке, которой ежечасно подвергаются люди. Мы живем в постоянном информационном потоке, и промывка мозгов не останавливается ни на минуту. Ты не можешь уйти от нее. Включай телевизор, не включай - все равно твоя собственная мама выдаст тебе что-нибудь на тему "гадкого" эстонского народа.

В случае с нашими музыкантами, которые пошли на такое единение с властью, можно говорить как о внутренней слабости, так и о неосведомленности, а кроме того, о попытках самого человека отсечь от себя ту часть информации, которая мешает чувствовать себя успешным. И не имеет значения, что речь идет об абсолютно ложной иерархии успеха... Люди, не покладая рук, работали по 25 лет, вышли в звезды рок-н-ролла - что ж им теперь - снова протестовать? "И вдруг нам становится страшно что-то менять", - как пел Виктор Цой...
Я полагаю, что оттепель (если она вообще случится в связи с "президентской рокировкой", что далеко не факт) будет скоротечной и, в основном, декларативной. Судя по тому, что уже после выборов лидер петербургского "Яблока" Максим Резник попал в тюрьму, а 3 числа в Москве жесточайшим образом разогнали Марш несогласных, перемены не будут радостными. Не зря же люди из власти нагнетали в обществе такой невыразимо высокий уровень лжи и страха! Их трудно назвать созидателями, это другая порода, и они попытаются выжать из накопившейся лжи максимум политических и экономических выгод для себя.

Возвращаясь к вопросу из области культурного конформизма: нельзя не отметить тенденцию тяготения различных видов искусства к державности. Появилось большое количество групп, играющих музыку в лубочном стиле a la Сенчина - Толкунова - Кобзон. И всё это называется рок-музыкой! Здесь произошла грандиозная подмена понятий.
Задача настоящего художника в любой ситуации - находиться в постоянном контакте с миром, который весь пронизан несправедливостью и болью. Дело в честности перед самим собой, а не перед кем-то еще.

Как известно, Герман Гессе не принял фашистскую Германию, за что был обвинен массой своих коллег в непатриотизме и предательстве. Но Гессе в итоге остался в памяти людей, а те, кто его обвинял, ушли в небытие. Нет ничего сложного в том, чтобы открыть глаза пошире, для этого всего-то и требуется - минимальная смелость.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru