Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 4/2/2008

Откат от паркинга

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

Смольный, начавший несколько лет назад кампанию по ликвидации в городе всех гаражей, решил в очередной раз подумать на "смежную" тему катастрофической нехватки мест для хранения автомобилей. Панацею от этой беды городские чиновники вновь видят в строительстве паркингов.

В Смольном с участием губернатора 21 января прошло совещание по вопросам проектирования и строительства современных паркингов и более эффективного использования территорий, занятых одноэтажными гаражами. Валентина Матвиенко дала поручение выявить и зарезервировать как можно больше мест, пригодных для размещения многоуровневых паркингов. Новая схема размещения должна быть разработана к 1 июля 2008 г.

Предыдущая программа ликвидации гаражей и замены их паркингами была принята еще в 1994 г., обновлена в 2001 г. и стала активно реализовываться при нынешнем губернаторе - правда, пока лишь в своей "ликвидационной" части. Неуклонная ликвидаторская линия, впрочем, заложена в городском генплане, согласно которому до 2025 г. из СПб должна исчезнуть, как минимум, четверть старых машиномест (всего их около 500 тыс.). Ликвидируются практически все КАС (кооперативные автостоянки, их около 400), а также гаражные кооперативы и открытые охраняемые автостоянки. Кто именно простоит еще какое-то время, а кого снесут уже в нынешнем году, зависит от предложений инвесторов и воли властей.

Взамен снесенного гаража районные администрации предлагают владельцу мизерные денежные компенсации, ссылаясь на то, что в договоре аренды предусмотрено право на его одностороннее расторжение со стороны городских властей. Правда, на совещании 21 января было сказано, что кооперативам, подлежащим сносу, на льготных условиях предложат принять участие в строительстве многоуровневых паркингов, разработку проекта которых и его утверждение город оставляет за собой. При выдаче же разрешений на строительство паркингов 20% мест город намерен сохранить за собой - для предоставления мест льготникам и малообеспеченным петербуржцам. Смольный заверяет, что строительство таких паркингов полностью компенсирует снос гаражей.

Потемкинские деревни для машин

"Средняя стоимость автомобиля для наших граждан равна $ 10 тыс., а место в паркинге стоит $ 15-20 тыс. плюс ежемесячные платежи в размере 1500-2000 рублей. Поэтому, сколько бы ни настроить паркингов, основная масса людей туда не пойдет - эти стоянки будут пустовать, как и сейчас, - вливает ведро дегтя с нацеженную чиновниками кастрюльку словесного меда председатель приморского районного отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) СПб и Ленобласти Юрий Шамшонков. - Кроме того, в паркингах не предусмотрено то, к чему наши граждане привыкли, - помещения для хранения запчастей, шин и другого имущества. Строят паркинги в самих отдаленных от домов местах. Кроме того, темпы строительства, о которых говорят, явно завышены..."

Зампредседателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа Зоя Заушникова добавляет, что даже те люди, которые могут позволить себе купить место в паркинге, этого зачастую не делают и ставят дорогие машины под окнами своих домов, несмотря на дождь, снег и опасность угона, т.к. им это намного удобнее: "Но зато люди, которые опасаются за сохранность своего простенького автомобиля и хотят поставить его в защищенное место, не имеют на эти цели средств".

По словам Шамшонкова, город, снося гаражные площадки, не освобождает земли, а просто перемещает машины в другое место: "Они же никуда не испаряются! В сносимом гараже машина занимала 18 кв. м, а на улице будет занимать 15 кв. м. Политика города приводит к тому, что автомобили заполоняют улицы, дворы, проезды, создают транспортные проблемы и пробки". По мнению Шамшонкова, когда количество автомобилей в городе увеличится хотя бы в 1,5 раза, наступит настоящий транспортный коллапс: дворы уже забиты, а в ближайшие годы будут забиты все проезжие части, так что даже зимняя уборка станет невозможной: "И эвакуаторы тут не помогут: эвакуируемые машины тоже нужно куда-то ставить, тоже нужны места под их стоянки".

Председатель профильной комиссии ЗакСа по транспортному комплексу Игорь Риммер также считает, что политика Смольного в ее нынешнем виде не снимет проблему загруженности СПб автомобилями: "Самый главный вопрос, который должен решить город, помимо грамотного размещения паркингов (чтобы они находились не в километрах от дома), - ценовая политика по продаже в них мест. Нужно создать возможность льгот для тех людей, чей гараж снесли, компенсировать владельцу его стоимость или дать кредит под разумные проценты на покупку места в паркинге. Кроме того, город должен пересмотреть всю политику, связанную со строительством жилья, чтобы, где возможно, обязательно требовать от инвесторов строить паркинги под домами. Мы, увы, упустили данный момент и разрешили построить огромное количество жилья, строители которого "оставили" машины на улицах; думать об этом нужно было еще 10-15 лет назад, когда начался строительный бум. Также мы создали огромное количество развлекательных и торговых заведений и тоже без учета создания рядом с ними машиномест. Нам нужно искать меры и средства по вытеснению машин из центра города. Нужно, как это делается в других странах, подталкивать и стимулировать людей меньше пользоваться личным транспортом, надо остановить покупку ветхих машин, которые стоят дешево, но создают много проблем. При реконструкции дворов мы должны были бы проводить обязательное их расширение, перепланировку. Вместо этого в течение 10-12 лет закатывали асфальт и меняли поребрики. И вот теперь все дворы, газоны уставлены автомобилями".

Но, по словам Риммера, обстоятельных расчетов, позволяющих приступить к полноценному решению этой проблемы, в Смольном, увы, нет: "Город должен четко сформулировать свою программу, доступно и с учетом интересов горожан объяснить им ее экономику и назвать разумные сроки выполнения".

По официальным данным правительства города, чтобы достичь "европейского уровня, Петербургу сейчас не хватает более 300 тыс. мест для хранения автотранспорта. А если учесть темпы автомобилизации населения, то речь идет о необходимости создания в ближайшие годы, как минимум, миллиона парковочных мест". При этом, как отмечает Риммер, город ведет речь о строительстве лишь около 200 паркингов. Видимо, коллапс, о котором говорил Шамшонков, неизбежен...

Проблема еще и в том, резюмирует Игорь Риммер, что цена на строительство и недвижимость - это пузырь, который все надувается, надувается, и когда он лопнет, то забрызгает всех: "Государство давно уже должно заняться регулированием этого вопроса: ведь списывать всё на рынок неприлично. Город и страна в целом должны понять, почему цена 1 кв. м жилья - $ 4-5 тыс. и $ 7-8 тыс. в СПб и Москве, соответственно. Это просто неприличная цена для государства, которое должно заботиться о своих гражданах!"

Автомобили БОМЖ

По данным ВОА СПб и ЛО, в СПб из 180 тыс. машиномест, числящихся в обществе, уничтожены 10 тыс. Только в Приморском районе в нынешнем году предполагается уничтожить 7 тыс. машиномест. "В связи с выборами снос гаражей пока приостановили, но после марта, уверяю, начнется новая волна. Компенсации так никому и не выдаются. Льготники тоже ничего нигде не получают - пусть город мне покажет хоть одну стоянку, где предоставляются льготы ветеранам, инвалидам и подобным категориям граждан! Ни один частный владелец не пойдет на предоставление скидок - их ему не с чего и незачем давать. Мы понимаем, что гаражи в нынешнем виде нужно в перспективе сносить, но нельзя же делать это так - "убивая" людей!" - волнуется Юрий Шамшонков.

По мнению Зои Заушниковой, непредоставление компенсаций владельцам гаражей несправедливо: "Уже ясно, что губернатор не изменит свою политику. Значит, нужно предоставлять компенсацию выселенцам, чтобы они могли купить себе места в паркинге, либо делать бюджетно-дотируемую программу, чтобы они могли построить паркинг на месте гаражного кооператива - по аналогии с долевым строительством. И предоставлять такие льготы не только инвалидам, ветеранам, блокадникам, а всем, т.к. сейчас, как ни странно, гораздо более нищими оказываются люди не очень пожилого возраста - только вышедшие на пенсию".
Впрочем, по словам депутата, есть и более простой способ решить гаражный вопрос - с помощью долгосрочного кредитования под низкие проценты (или вообще без них, только с корреляцией на инфляцию): "Если бы человеку дали возможность в течение 10-20 лет выплачивать стоимость места в паркинге плюс давали бы компенсацию за его гаражное место (пусть даже не по рыночной стоимости), то проблема была бы решена. Это же так просто - здесь ничего и изобретать не нужно!"

"Если бы паркинги строили во дворах и платить нужно было бы не за место, а за его аренду, то это имело бы смысл, - предлагает еще один вариант Юрий Шамшонков, - но город на это не идет. В итоге все эти паркинги - мертвый груз, абсолютно нерентабельное строительство, просто рекламная продукция, роскошь. Многие инвесторы сами их не достраивают".
Петербургские парламентарии даже разработали проект закона "О гарантиях прав граждан - владельцев гаражей на коллективных автостоянках в СПб", обсуждение которого состоялось 29 января на заседании совета по законодательству при заксовской фракции "Справедливая Россия". Согласно законопроекту, при отказе города от заключения арендного договора на новый срок владельцам гаражей предоставляется компенсация - на выбор - в денежной или натуральной формах. При этом размер компенсации должен соответствовать рыночной стоимости гаража. Оценщика выбирает арендатор, а работы по оценке оплачиваются за счет бюджета СПб. Натуральная компенсация осуществляется в виде предоставления бессрочной аренды равноценного земельного участка или места в многоэтажном паркинге, расположенном на территории того же района.

Вот только, учитывая грозную и непоколебимую политику Смольного, трудно надеяться на принятие этого закона парламентом.

Откатная столица?

В столице, в отличие от СПб, гаражный вопрос, к слову, решают куда мягче. "В Москве не сносят гаражи, а достраивают вторые-третьи этажи у существующих гаражных комплексов, делая такие же легкие гаражи и облагораживая фасад. То есть делаются те же паркинги, но без разрушения гаражных кооперативов. И стоимость мест там в два раза ниже. Т.о., решаются проблемы тех, у кого нет гаража, и не возникает проблем у тех, у которых он есть. Мы разработали такие же проекты для СПб, предлагали их правительству. Но... город считает: нужно все снести, а на этом месте построить "красиво". Не нужно красиво! Сейчас нужно построить то, что можно построить быстро и дешево. Но, увы, с мнением граждан у нас не считаются, и город нас не слушает", - сокрушается Юрий Шамшонков.
Причину, почему город ведет такую близорукую политику, он видит в том, что строительство паркингов (как и любое другое) вызывает у чиновников неподдельный личный энтузиазм: "Ведь инвестор, чтобы получить право на строительство на любом клочке земли, обязательно должен найти для чиновника "убедительные аргументы", без которых ни один документ не будет подписан. А чтобы выполнить наши проекты по надстройке гаражей, от города, по сути, ничего не требуется - только разрешить строить. Такие "слишком простые" схемы чиновникам, как можно понять, неинтересны..."

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru