Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 28/1/2008

Янтарный мир Литвы // Вильнюс и Тракай

Дмитрий ТРАВИН

Для начала надо забраться к башне Гедиминаса и оттуда взглянуть на лежащий внизу Вильнюс. Скромная высота холма не разрывает связи с городом. Он здесь, рядом. Он не ушел еще вниз. Он раскрывается отдельными домами и улицами. Когда впоследствии вы подниметесь к Трем крестам, впечатление будет иным.

От этого монумента францисканским монахам, принявшим мученическую смерть по вине язычников, Вильнюс уже представляется единым целым - теплым, желто-белым пространством города, окаймленного холодноватой зеленой цепью лесов и холмов. Город - большой и просторный, несмотря на то, что изнутри он - обычное для средневековья сплетение узких извилистых улочек. И в этом, пожалуй, главное отличие Вильнюса от Таллинна, с которым по идущей с советских времен традиции его в первую очередь тянет сравнить.

От Urbi к Orbi

Если хочется ощутить дух средневековья, то ехать все же надо в Таллинн. Редкий европейский город может с ним в этом сравниться. Вильнюс, во всяком случае, не конкурент. Или, точнее, Вильнюс обладает одним уникальным готическим шедевром - редким по красоте миниатюрным костелом св. Анны, который, по легенде, Наполеон хотел положить на ладонь и унести с собой в Париж. Там он составил бы достойную пару красавице Сен-Шапель. Но, к счастью для Вильнюса, св. Анна по-прежнему стоит на брегах Нериса.

Готическая устремленность к небу в этом скромном костеле ощущается гораздо лучше, чем в гигантских тяжеловесных храмах Западной Европы. Исключение, возможно, составляют Кельнский и Миланский соборы, но они достраивались уже в иные эпохи. А св. Анна - истинная готика: как по времени создания, так и по духу. Перед ее сплетенным из тонких кирпичных линий фасадом можно часами размышлять о неисповедимости путей господних. Но стоит отойти в сторону - и чары развеиваются. Не спасают даже узкие улочки - схема средневековья есть, самой же старины нет. Поэтому гнаться за прошлым лучше в Таллинне, а в Вильнюсе надо, скорее, вдыхать простор.

В Таллинне есть три видовые площадки, с которых город предстает картинкой из рождественской сказки - серый камень, красные крыши. Весь Таллинн никогда не видишь. Чувствуешь себя внутри. Внутри города, а значит, внутри сказки.

В Вильнюсе чувствуешь себя снаружи. Такое чувство возникает и у Трех крестов, и еще с одной панорамной точки, находящейся в стороне от центра, сверху над долиной речки Вильны. Грань между Urbi и Orbi здесь расплывается, уступая место гармоничному единству города и мира. Связь между божьей природой и человеческой культурой ощущается в Вильнюсе даже лучше, чем в близких ему, в общем-то, по духу польских городах - Варшаве, Кракове, Львове.

В Вильнюсе мало что нужно всерьез детально рассматривать. Этот город создан, скорее, для неспешных прогулок и размышлений. Даже уютные университетские дворики, которыми автор сих строк откровенно восхищался в конце 70-х (в дни первой своей поездки в Вильнюс), померкли с тех пор на фоне университетских двориков Оксфорда и не привлекают столь пристального внимания, как раньше. Но есть, впрочем, одно исключение...

Модель вселенной

Даже если вы не любитель неспешных прогулок и размышлений, даже если вы не в силах забраться к башне Гедиминаса или к Трем крестам, все равно стоит приехать в Вильнюс ради того, чтобы увидеть сверкающий белизной интерьер барочного костела Петра и Павла.

Снаружи он ничего собой не представляет, но внутри - совсем особый мир. То, что сделали там итальянские скульпторы Г.П. Петри и Г.М. Галли, можно сравнить, пожалуй, лишь с базиликой Санта-Мария-Маджоре в Бергамо (см. мою статью "Альпийская поэма", "Дело", 16 июля 2007). Там, как и в вильнюсском костеле Петра и Павла, по сути, создана католическая модель Вселенной. Стены и своды населены большим числом скульптурных фигур, и прихожанин, явившийся в храм, видит над собой прекрасный мир небожителей. Он видит то, к чему в большей или меньшей степени устремлена вся его земная жизнь.

Интерьеры храмов формируют чувство осмысленности этой бренной земной жизни. Перед верующим открывается его дальнейшая, посмертная, судьба, и выглядит эта судьба, надо признать, весьма неплохо.

В Бергамо небеса обетованные четче, конкретнее, насыщеннее. Там над нами парят десятки и даже сотни плотных телесных фигур. В Вильнюсе же ощущение иное. Небеса населены не столь густо. У скульпторов, создававших украшение сводов, больше вкуса и, похоже, больше веры. Страсть, с которой их герои стремятся ввысь, поражает и заражает. В стенах этого чистого светлого храма можно по-настоящему уверовать.
В Вильнюсе много хорошего барокко. Стоит взглянуть, например, на алтарную часть костела св. Иоанна, куда попадаешь через один из университетских двориков. Прекрасны хорошо сохранившиеся ворота Базильянского монастыря. Но интерьер Петра и Павла занимает все же особое место. Это наряду со св. Анной - шедевр мирового значения.

И еще один шедевр мирового значения находится в 28 км от Вильнюса - это Тракайский островной замок...

Остров утраченного времени

За последние годы идея монументальной пропаганды охватила Вильнюс. Возле кафедрального собора восстанавливается существовавший когда-то старинный замок. С боку от него стоит конная статуя Гедиминаса с мечом в руке. А по другую сторону собора восседает каменный князь Миндаугас.
Есть в разных уголках города и другие скульптуры далеких предков. Все они - творения в духе хорошо знакомого нам Ильи Глазунова. Красиво и очень благородно. Дух возвышает. Но к реальным героям это вряд ли имеет какое-либо отношение. Скульпторы разрушают историю, конструируя приглаженный миф. Но, в отличие от монументов легендарных предков, Тракай - это сама история.

В Европе сохранилось множество старинных замков. По большей части, горных, доминирующих над окружающей местностью. Таких, как, например, Карлштейн в Чехии, Градара в Италии, Гейдельберг в Германии. Есть замки, стоящие в центре больших городов и, к счастью, почти не перестроенные - Тауэр в Лондоне, Кастелло Сфорцеско в Милане, графский замок в Генте. Имеются, наконец, чисто равнинные твердыни: Мальборк в Польше, Фужер во Франции, а также совсем близкие к нам крепости, смотрящие друг на друга с русского и эстонского берегов реки Нарвы.
Тракай - особый мир, стоящий на острове посреди озера. Таких замков в Европе немного. Есть, например, Шильонский, расположенный в швейцарском городке Монтре. Он овеян легендами, связан с именем Байрона. Но нет в этом облагороженном цивилизацией месте той дикой красоты, что сохранилась в Тракае.

Литовский замок, стоящий на фоне леса и озера, как будто выплывает прямо из XV века. И чудится там, что по ночам в Тракае блуждает еще дух князя Витаутаса. И верится в то, что замок его соединен гигантским подземным ходом с самим вильнюсским замком.
В вильнюсском замке - новоделе, который обещают достроить к 2009 г., - вряд ли явится вдруг мысль о привидениях или таинственных подземельях. А в Тракае чудеса сами приходят на ум. Ведь это один из немногих в Европе островов утраченного нами далекого времени. Той эпохи, которую так сложно понять и тем более реконструировать.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru