Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 28/1/2008

Ликвидаторы Петербурга

Наталия БАЛУЕВА

Смольнинский арт-обстрел Петербурга продолжается. Бомбы чиновничьих "художественных" замыслов по-прежнему метят в архитектурное сердце "культурной столицы". Именно эта часть города, как и в период блокады, становится наиболее опасной для горожан...

Очередная затея девелоперов-вандалов - строительство подземного комплекса под площадью Восстания. И не беда, что подземное строительство может разрушить окружающие исторические здания, в том числе Московский вокзал. Этим Смольный явно не испугать: из-за ведущегося рядом с площадью строительства универмага Stokmann уже рушится дом №112 по Невскому проспекту - и ничего! Кресла в Смольном от этого не колеблются...

Что нам стоит всё обрушить?

Идея построить торговые катакомбы под площадью Восстания у городских властей возникла давно. Несколько лет разработкой проекта занималась компания "Открытые инвестиции", принадлежащая олигарху Владимиру Потанину, - тогда планировали построить двухуровневый торговый комплекс с паркингом. Однако после проведения проектно-изыскательских работ "Открытые инвестиции" отказались от проекта, посчитав дело слишком рискованным: исследования показали, что грунты под площадью сложные, реализация проекта может вызвать их движение и, как следствие, подвижки зданий, находящихся в радиусе 100 м.

По мнению геологов, деревянные сваи, на которых стоят здания, расположенные вокруг площади Восстания (в том числе Московский вокзал), могут сохраняться только при нахождении в водной среде. А при строительстве подземного комплекса уровень грунтовых вод может измениться, что неминуемо приведет к разрушению оснований исторических зданий.

Однако Смольный это не смутило. Над проектом подземного комплекса стала работать компания "Адитум". И на прошлой неделе Валентина Матвиенко заявила, что она уверена: торговый комплекс под площадью Восстания будет построен! Специалистов данное заявление крайне удивило - даже в комитете по градостроительству и архитектуре ни проекта, ни других документов, связанных с площадью Восстания, пока не видели. По словам Матвиенко, уверенность в том, что подземный комплекс будет построен, появилась у нее после переговоров с компанией "Адитум". Руководители "Адитума", в свою очередь, заявили, что работы по созданию проекта трехэтажного подземелья начнутся уже в нынешнем году.

"Под этой площадью что-либо устраивать очень опасно, поскольку там проходит подземное русло реки Лиговки, - говорит депутат ЗакСа СПб Алексей Ковалев. - Она имеет естественные берега и там есть подводное течение. В частности, когда в конце 60-х - начале 70-х гг. делали переход с "Пл. Восстания" на "Маяковскую", развалились порядка 8 домов по Пушкинской ул. и ул. Марата. Многие дворовые корпуса были расселены и снесены, а затем отстроены заново. Любое строительство там очень опасно. В свое время "Метрострой" проводил специальные исследования грунтов, и можно заключить: там нет возможности строить обширное подземное сооружение".

"Построить можно любое здание, любое сооружение на любых грунтах, - говорит руководитель петербургского Центра геотехнологии, заведующий кафедры геотехники СПб государственного архитектурно-строительного университета профессор Рашид Мангушев. - Вопрос лишь в том, какую плату готово заплатить за это общество. В наших условиях любое подземное строительство в центральной части города чревато серьезными нарушениями зданий окружающей застройки. Если мы готовы к тому, что многие здания придут в аварийное состояние и нам придется, может быть, часть их разобрать, то можно рискнуть. Я уж не говорю о том, что необходимо предварительное усиление фундаментов данных зданий, а это огромные затраты..."

Компания "Адитум" (создана неким Александром Дымовым совместно с группой западных инвесторов для работы над масштабными проектами в СПб - такова официальная информация) планирует вложить в проект не меньше $ 200 млн. Предполагается, что комплекс сооружений окажется на глубине около 40 м площадью до 80 тыс. кв. м с системой пешеходных переходов и парковками на 300 мест.

"Строить на площади Восстания торговый комплекс, т.е. сооружение, которое привлечет еще большие потоки транспорта, совершенно нецелесообразно еще и с чисто транспортной точки зрения, - полагает Алексей Ковалев. - И так на этом участке постоянная пробка".

"Первым прецедентом, послужившим началом в череде последующих нарушений, была ситуация с гостиницей "Невский Паллас", - продолжает Алексей Ковалев. - Причем никто никакой финансовой ответственности не понес, хотя о последствиях этого строительства всех предупреждали. Фирма застройщика ушла безнаказанной, а можно было ее разорить! Но городские власти посмотрели сквозь пальцы, хотя могли бы защитить наше городское имущество... Что касается "Стокманна" и уже рушащегося соседнего дома по Невскому проспекту, то, думаю, город опять будет пассивно наблюдать. Поэтому сегодня очень важно, чтобы частные собственники, если они там есть, обратились бы с исковым заявлением в суд. В противном случае, городские власти скажут, что дом находится в аварийном состоянии, соберут комиссию, оформят акт об аварийном состоянии здания и на основании акта предложат собственникам отремонтировать этот дом, переложив ответственность на плечи собственников дома, который рушится. Поскольку жильцы за свой счет сделать ремонт не смогут, городские власти получат право расселить дом, как это случилось с домом по ул. Эсперова. Поэтому собственники должны срочно обязать застройщика провести укрепительные работы".

Очень жадные диггеры

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что в СПб до сих пор не разработаны нормативы для проектирования и строительства под землей. Эксперты считают, что необходимо разработать схему инженерно-геологического зонирования подземного пространства СПб и определить регламенты строительства в этих зонах.

Впрочем, ни у кого нет уверенности, что, если такие регламенты даже появятся, они будут соблюдаться. По крайней мере, в случае с наземной застройкой Смольный при желании спокойно закрывает глаза на любые нарушения, особенно когда речь идет о т.н. стратегических инвесторах (самый яркий пример - проект "Охта-центра").

Известно, что практически любое новое строительство в историческом центре приводит к ухудшению состояния соседних зданий. И, как говорят эксперты, давая разрешение на строительство в центре, городские власти каждый раз подтверждают, что для них первостепенны деньги, а не забота о сохранности исторического наследия.

"К сожалению, противостоять смольнинскому натиску очень трудно, - говорит координатор движения "Живой город" Юлия Минутина. - В первую очередь, мне кажется, должны выступать эксперты, которые могут убедительно объяснить, к чему может привести то или иное строительство и какие меры необходимо принять. Уверена, что необходимо и активное внимание общественности. Но пока горожане пассивно наблюдают за происходящим, инвестор старается сделать максимум работ, чтобы представить свершенное необратимым... Вообще, лучше бы технологии подземного строительства испытывали сначала на каких-то менее знаковых для СПб местах, чем пл. Восстания. Меня пугает, что пилотные проекты собираются реализовывать в самом сердце Петербурга".

"Проблема в полном отсутствии гражданско-правовой ответственности, - считает Алексей Ковалев. - Город как собственник земли должен составлять договор, учитывающий требования всех заинтересованных сторон, в том числе собственников недвижимости, находящейся рядом, т.е. владельцев квартир и владельцев домов. Если бы каждый раз всё учитывалось, то в случае повреждения зданий можно было бы взыскать с застройщика в гражданско-правовом порядке определенные суммы. Но у нас не было еще ни одного серьезного судебного процесса по поводу необходимости заставить застройщика компенсировать ущерб, нанесенный соседним объектам недвижимости. Город, если это его объект недвижимости, как правило, прощает застройщику все грехи. Более того, отдает ему объект недвижимости, который разрушается в ходе строительства, чтобы он его расселил и как бы отремонтировал. Дальше застройщик сносит эти дома и возводит на освободившемся месте совершенно новый объект. Таким способом, например, было построено огромное здание на Мичуринской улице. Но если бы собственники квартир или нежилых объектов подавали в суд с требованием возместить ущерб, у застройщика не хватило бы никаких денег, чтобы всем заплатить. Было бы 1-2 таких примера в нашем городе - и никто бы из застройщиков не пошел бы на необдуманные действия. Каждый стал бы привлекать как можно больше специалистов. Но, к сожалению, прецедента еще пока не было..."

"Подземное пространство СПб, - говорит профессор Рашид Мангушев, - конечно, надо осваивать, но в периферийной части города, где и грунты получше и где нет исторической застройки. Яркий пример того, что может произойти в историческом центре, - угол Невского и ул. Восстания. Там делался лишь 7-8-метровый котлован, но не удалось сохранить здание ни по Невскому проспекту, ни по ул. Восстания, хотя это были здания, охраняемые КГИОПом. Такова плата за освоение подземного пространства в историческом центре Петербурга..."

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru