Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
События 21/1/2008

Новая коса по-новому метет

Юлия ГОРЯВИНА

Недаром оранжевая оппозиция на Украине выбрала своим символом столь яркий, активный цвет. Первые шаги команды оранжевого большинства поистине не могут остаться незамеченными.

На вопросы "Дела" отвечает директор центра социальных исследований "София" Андрей ЕРМОЛАЕВ (Киев).

- На прошлой неделе украинский президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер Верховной Рады Арсений Яценюк попросили руководство НАТО в лице генсека Яапа де Хооп Схеффера начать процедуру, итогом которой может стать вступление Украины в Североатлантический альянс. Не приведет ли это к нарастанию политического противостояния внутри страны и к резкому охлаждению отношений с Россией, и без того далеко не жарких?

- Сразу подчеркну, что налицо некая путаница, вызванная заявлением руководителей о том, что они подтверждают готовность Украины участвовать в т.н. программе по обретению членства (ПДЧ). По идее, здесь нет никакой сенсации. Во-первых, подготовка к этой программе ведется давно, во-вторых, сам по себе этот шаг не является определяющим. Более того, все первые лица страны признавали, что вопрос о членстве в НАТО должен решаться на референдуме. Негативный резонанс, по моему мнению, связан прежде всего с тем, что это заявление, по сути, обозначило единую позицию, которую президент "директивно" навязал главе правительства и спикеру.

Виктор Ющенко явно монополизирует право на определение внешней политики и ограничивает свободу в комментариях и суждениях двух других руководителей страны. А ведь надо учесть, что Юлия Тимошенко, например, весьма осторожна в вопросе о НАТО и в большей степени ориентирована на европоцентричные идеи, включая идею создания единой Европейской системы безопасности. Так что этим заявлением Тимошенко существенно ограничила свои собственные внешнеполитические инициативы на будущее. Неудивительно, что это заявление стало причиной серьезных политических разногласий в Раде. Таким образом, оно в реальности может стать тормозом в реализации ПДЧ. Одно дело - без крика и шума готовить мероприятия, которые и так шли своим ходом, другое - акцентировать внимание общества. Сейчас об этом уже заговорили и эксперты, и социологи, и политики-оппоненты. Даже еще не став участником ПДЧ, Виктор Ющенко и два других первых руководителя создали очень серьезную преграду, новые риски на данном поле.

- "Пространство" Юлии Тимошенко в этой связи, похоже, выглядит более благополучным. По крайней мере, Рада утвердила пакет программ работы кабмина на этот год, что дает премьеру фактически гарантию "служебного иммунитета"...

- Да, факт принятия этого проекта в парламенте на год гарантирует правительство от рассмотрения вопроса о недоверии. Но, с одной стороны, это совсем не гарантирует правительство, например, от инициатив президента, связанных с отставкой или критикой премьера. А с другой - даже если бы программа не была принята, сейчас расстановка сил такова, что вопрос о недоверии правительству вряд ли стоит считать актуальным. У коалиции есть большинство, пусть оно маленькое, но на него можно рассчитывать. Оппозиция не консолидирована: фракция Литвина ведет свою линию, коммунисты - свою, Партия регионов (ПР) создала теневое правительство. Сложно представить себе успешный вариант их объединения для рассмотрения вопроса о недоверии правительству, тем более для эффективного голосования. Судьба правительства Тимошенко будет зависеть не столько от действий оппозиции, сколько от стабильности самого парламента и жизнеспособности коалиции.

- Сможет ли правительство Тимошенко реализовать все сложнейшие обязательства, взятые в период предвыборной кампании: возвратить утерянные вклады, отменить призыв, снизить налоговые ставки, начать эффективную борьбу с коррупцией?

- Программные установки правительства внутренне противоречивы. С одной стороны, они содержат большой и экономически необоснованный пакет социальных обещаний: выплаты по долгам советского "Сбербанка" (утерянные вклады) из бюджета, повышение минимальных пенсий, зарплат и т.д. - всё это будет давить денежной массой на внутренний рынок. С другой стороны, в программе есть довольно либеральный экономический блок, предусматривающий сворачивание деятельности государства в сфере инвестиций, делается ставка на предпринимательский класс, на развитие рыночных механизмов инвестирования. На мой взгляд, ставка на такую либерализацию может привести к резкому падению конкурентоспособности тех отраслей, которые были обузой для бюджета. Отныне они лишаются льгот, дополнительной инвестиционной поддержки государства. В итоге весь набор социальных пожеланий может оказаться экономически необоснованным. Не исключаю, что к концу года обнаружится существенная разница между задекларированным бюджетным дефицитом и реальным.

Пока, стремясь выполнить свои социальные обещания, правительство не столько делает шаги по стимулированию экономического роста, сколько пытается решить проблему чисто административным путем: ищет дополнительные налоги, пытается вернуть ту часть налогов, которая уводится через офшоры, планирует реприватизационные инициативы, видя в них источник пополнения бюджета. Проводится политика простого "проедания" новых доходов - без понимания той роли, какую может и должно выполнять государство. А ведь в стране не

проведена структурная реформа, многие отрасли требуют активной государственной поддержки...

- Из каких средств правительство планирует вернуть долги бывшего СССР по утраченным вкладам?

- Сейчас в Украине непопулярно говорить откровенно о том, что реально происходит со вкладами. На самом деле ситуация с выплатами выглядит полулегитимно. Расчет идет на основании принятого еще в 90-е годы решения о том, что долги по утраченным вкладам являются социальным долгом государства. Но не государственным долгом. Если бы долг был признан государственным, Украина сразу стала бы банкротом. Поэтому механизмы носят конъюнктурный и полутеневой характер. Например, вкладчикам предлагается начислять деньги как в национальной, так и в иностранной валюте. Вопрос легитимности и процедурной чистоплотности при этом остается открытым.

Если же говорить об источниках поступления, то речь идет пока о бюджетном финансировании. Правительство рассчитывает на новые ресурсы, связанные, в частности, с приватизацией. Сам подход к приватизационным деньгам как к источнику выполнения социальных обязательств выглядит сомнительным - и экономически, и политически. Это можно рассматривать как волюнтаризм правительства, связанный с реализацией предвыборных обещаний.

А самое главное - украинцам после ажиотажа с выплатами придется понять: обанкротился советский банк, а выплачивать долги приходится за счет сегодняшних налогоплательщиков, которым предложено в течение трех лет выложить из кармана в пользу вкладчиков советского банка несколько десятков миллиардов гривен! Об этом стараются не говорить, потому что такая политика раскрывает всю червоточину подобной социальной справедливости. Куда справедливее было бы закладывать в новые программы правительства, которое называется реформаторским, то, что называется социальными инвестициями. Получаемые доходы государства направлять на развитие и восстановление инфраструктуры, социальных объектов, образование, концентрировать капитал, превращать в новый ресурс для общества, а не размазывать по тарелке, прикрываясь моральными лозунгами... Но это был шикарный электоральный ресурс! Люди, которые получили и получают одну тысячу гривен, будут ожидать следующего бюджетного года и поддерживать ту политическую силу, которая им гарантирует следующий транш.

- Как выглядит перспектива армейской реформы? Скоро ли в Украине отменят призыв?

- В программе заложена весьма обтекаемая формула - переход армии на профессиональную основу по мере возможности. Кроме того, и военные специалисты, и экономисты признают, что реформа не может сводиться лишь к проблеме комплектования личного состава. Речь должна идти о реформировании структуры армии, ее технологического уклада и т.д. Армия должна развиваться в контексте развития оборонного комплекса. В этой связи правительственную программу стоит упрекнуть за то, что она провозглашает необходимость введения стандартов, ориентированных на армию НАТО. Это противоречит специфическому укладу, сложившемуся в оборонном комплексе Украины. Реформируя таким образом нашу армию, мы можем растерять тот потенциал оборонных технологий, который сохраняется сейчас.

Как бы то ни было, но при любом развитии событий нынешний год в Украине вряд ли будет политически стабильным. В 2008 г. ожидается изменение Конституции, что может стать формальным поводом для новой даты досрочных парламентских выборов. И правительство в своей деятельности эту перспективу, бесспорно, будет иметь в виду.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Промышленный спад в РФ-2008 бьет рекорды 1940-х // Российский политический режим и российский экономический кризис уникальны
В последнем номере "Дела"-2008 публикуем интервью президента Института экономического анализа, старшего научного сотрудника Института Катона и давнего друга "Дела" Андрея Илларионова.
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Украина // Постсоветская элита не способна к компромиссам
Стремление лидеров фракций Верховной Рады Украины создать "хоть какую-нибудь" коалицию и тем самым избежать досрочных выборов все более напоминает гоголевскую "Женитьбу".
Подробнее 

Сбудется ли пророчество болгарской Кассандры?
Недавний теракт в Мумбаи и резкий рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном вновь привлек внимание мировой прессы к пророчеству болгарской Кассандры Евангелии Димитровой (1911-1996), известной всем под именем Ванги, которая предсказала, что в 2008 г.
Подробнее 

Кто милее: Аршавин или Путин?
С какими настроениями мы, россияне, вваливаемся в 2009 год? Можно добавить: "вползаем", "падаем", "грузимся" и т.д.
Подробнее 

Кризисный энтузиазм
"Молодая гвардия" "Единой России" (МГЕР) на прошлой неделе сообщила о своей антикризисной политике - активисты решили трудоустраивать потерявших работу, создавая "биржи труда".
Подробнее 

Анонс!
С 16 января 2009 г.
Подробнее 

Вендетта по-ингушски
Новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров у власти чуть больше месяца.
Подробнее 

Безвластные авторитеты
Президент РФ Медведев на прошлой неделе внес в Госдуму давно обещанный законопроект о вступлении в силу с 1 января 2011 г.
Подробнее 

Случайный выстрел поджег Грецию
В Греции вспыхнула настоящая уличная война.
Подробнее 

Тенгиз Аблотия // Дружба с Россией будет лет через сорок…
Несмотря на то, что официальные итоги Пятидневной войны с Грузией еще не подведены, их де-факто подводит жизнь.
Подробнее 

Пятая колонка // Будешь еще честнее, чиновник?
Партия власти — "Единая Россия" — представила на минувшей неделе общественности революционный документ — "Модельный этический кодекс государственного служащего РФ".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru