Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 21/1/2008

"Конечная остановка" петербургских маршруток

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

В конце ушедшего года Смольный, не спросив, как обычно, мнения горожан, начал осуществлять транспортную реформу, самолично решив за пассажиров, какой транспорт им нужен. По воле чиновников, с улиц города должны исчезнуть все маршрутки. Их призваны заменить известные своей "комфортабельностью" крупногабаритные автобусы.

Приговорил маршрутки "к высшей мере" вице-губернатор Александр Полукеев, заявив 6 ноября прошлого года в Смольном, что в том виде, в каком они предстают перед горожанами сегодня, они не отвечают стилю города: "Мы планируем в самое ближайшее время убрать маршрутки из центра города. Они ездят, где хотят, останавливаются, где хотят, и для них законы не писаны". В том же месяце были убраны все маршрутки на открывшемся после ремонта Лиговском проспекте, а уже 14 декабря Полукеев объявил, что в обозримом будущем с улиц исчезнут все без исключения маршрутные такси.

"По многочисленным просьбам пассажиров"?

Заменить маршрутки, по замыслу пассажиров иномарок с мигалками, должны автобусы непременно отечественного производства, ходящие по расписанию и имеющие единую стоимость проезда. Смольный уже не устраивают средние по размеру автобусы, которые уже частично и по директиве самих же чиновников пришли на смену "Газелям".

Чтобы компенсировать число посадочных мест при ликвидации маршруток, необходимо выпустить на улицы города дополнительно, по оценкам перевозчиков, 1500 автобусов. Как это усугубит проблему дорожных пробок, нетрудно представить. Но чиновники заверяют, что данную угрозу полностью снимут перехватывающие парковки и выделенные полосы для общественного транспорта, - подобные той, что сделана на Лиговском проспекте.

""Выделенки" могут помочь, если маршрут автобуса полностью и целиком проходит по ним, что практически нереально. Так, автобус №10 замечательно едет по такой "выделенке" на Вознесенском проспекте, а в районе Исаакиевской площади неминуемо попадает в пробку. Да и ездят по "выделенкам" отнюдь не только автобусы, а все кому не лень. По той же "выделенке" на Вознесенском постоянно мчатся автомобили Госавтоинспекции и администрации города, а за ними и прочие желающие. Вообще, по малогабаритным улицам, по центру города могут пройти только автобусы малой, максимум средней вместимости. А чтобы перехватывающие парковки могли серьезно участвовать в решении проблемы заторов, это вообще дело далекого будущего", - говорит председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев, добавляя, что коммерческий транспорт из-за своего удобства перевозит гораздо больше людей, чем социальный.

Да и о серьезном строительстве таких транспортных "горе-спасателей" пока говорить вообще не приходится. Известно пока лишь о планируемом строительстве "выделенок" на Невском проспекте (после того, как завершатся все фасадные работы) и на отрезках пути пр. Наставников - пр. Косыгина - Ладожский вокзал и пр. Испытателей - Светлановская пл. (в нынешнем году). А к единственной в городе перехватывающей парковке у станции метро "Ладожская" добавят пока только две - у станций метро "Парнас" и "Купчино".

Председатель профильной комиссии ЗакСа по транспортному комплексу Игорь Риммер просит отнестись к инициативе властей с пониманием и терпением: "Транспортная ситуация в городе с каждым днем приближается к коллапсу. Откладывать решение транспортных проблем просто непростительно по отношению к горожанам, которые затрачивают на проезд в общественном транспорте в среднем на 40% больше времени, чем должно быть по норме. Поэтому с конца ноября наша комиссия проводит подробное и тщательное исследование транспортной системы и ее проблем. И разрабатывает меры, направленные на их решение, где замена маршруток на автобусы - лишь одна из них".

По словам Риммера, пока никаких даже приблизительных сроков ликвидации маршруток, а также адресов строительства "выделенок" еще нет. Комиссия планирует не раньше мая завершить первоначальный анализ, после чего уже можно разрабатывать стратегию транспортной реновации в целом и говорить о ее сроках и этапах.

"Главное, чтобы город не пошел и здесь революционным путем, а то, увы, у нас много желающих сделать все одним росчерком пера, как случилось при ликвидации торговых павильонов. Раз - и решили все убрать. А то, что речь шла о людях, которые решали определенные проблемы в торговле, не учли", - осторожно пытается урезонить чиновников депутат Риммер.

Вертикальный метастаз...

"Зачем усугублять и без того тяжелую ситуацию на дорогах и с транспортом, совершенно непонятно. Эта инициатива настолько абсурдна, что единственный смысл, как я могу подозревать, кроется в "творческом" использовании бюджетных средств. Ходят слухи, что по причине быстрого выхода из строя "творчески" закупленных китайских автобусов возникла необходимость что-то придумать, чтобы аргументировать закупку новой техники", - рассуждает один из сопредседателей Ассоциации независимых перевозчиков, пожелавший остаться неназванным из-за тех гонений, которым они подвергаются последние два года.

Напомним, Смольный объявил их "нелегалами" и начал успешно вытеснять с рынка, несмотря на то, что полная правомочность и легитимность их деятельности явно свидетельствует из федерального законодательства, что даже было подтверждено решением Верховного суда. Как рассказывает сопредседатель, "освобожденные" различными (вплоть до криминальных) способами маршруты занимали крупные игроки, "дружественные" к городской администрации. По его словам, новая инициатива чиновников также может быть продолжением рейдерства и передела рынка: "Ведь только крупные компании смогут полностью перепрофилировать свой парк на большие автобусы, чтобы работать на социальных маршрутах. Впрочем, поскольку они тоже понесут крупные убытки, можно предположить, что город вслед за нами принялся и за большой бизнес".

"Наши компании вложили и продолжают вкладывать безумные, по сравнению с самим городом, средства на развитие автопарков, а значит, на развитие всей транспортной системы города, который, между прочим, еще и выдает нам субсидии в меньшем объеме, чем обещает. Поэтому такие инициативы ставят экономику компаний под серьезную угрозу, вплоть до банкротства", - говорит Василий Киселев, добавляя, что тем самым город еще и нарушает положения конкурса 2005 г. на обслуживание пассажирских перевозок, которые не предполагали таких действий: "Это то же самое, как если кто-то выиграет тендер на ремонт всей дороги, а ему потом возьмут и скажут, что он будет ремонтировать только бордюр".

По словам Киселева, до января 2011 г., когда истечет срок договоров, заключенных с перевозчиками, город юридически не имеет права принуждать их менять транспорт. Устранение маршруток на Лиговском проспекте, говорит Киселев, было просто следствием компромисса, на который пошли перевозчики, - правда, так и не получив субсидий, обещанных им городом за эту "рокировку".

Однако упомянутый Киселевым конкурс, который стал началом конца для малых предпринимателей-перевозчиков и вознес на олимп крупных, сейчас может обернуться для последних боком. Как писало в прошлом году "Дело", подготовка и проведение конкурса, как и его положения, были признаны прокуратурой СПб нарушающими федеральное законодательство, а Федеральной антимонопольной службой по СПб и ЛО конкурс был признан нарушающим антимонопольное законодательство. Но так как в суде малым предпринимателям не удалось отстоять свои права (по их мнению, позиция судов была продиктована директивами "сверху"), Смольный ничего менять не стал. Если же крупный бизнес попытается оспорить действия властей на основании этого документа, то, вполне вероятно, Смольный "прозреет" и признает проведенный конкурс незаконным. Только уже ни малые, ни крупные перевозчики от этого ничего не приобретут...

Апеллируя к моральным инстинктам чиновников, Киселев предлагает им, прежде чем выгонять коммерческий транспорт из города, вспомнить, что появился он не стараниями властей, а как следствие потребности горожан быстро и удобно добраться до нужного места.

Игорь Риммер соглашается, что городу нужно с пониманием относиться к перевозчикам и вести себя как прогнозируемый партнер, с которым можно выстраивать долгосрочные отношения, а значит, Смольный всегда должен заранее четко прописывать правила и не менять их во время игры.

"На самом деле эта инициатива с ликвидацией маршруток - всего лишь одно из многих следствий усиливающегося в нашей стране авторитаризма, - заключает сопредседатель Ассоциации независимых перевозчиков. - Власти стремятся всё без исключения держать в своих руках и под своим контролем".

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru