Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 19/11/2007

Что делать // Местное самоуправление в России // А воз и ныне там

Евгений КУЗНЕЦОВ

К слабым местам нынешней России можно отнести многострадальную судьбу местного самоуправления. А ее, как и всякую "проклятую" проблему, сопровождает нагромождение мифов.

Рассматривая этот важнейший вопрос, не стоит разбираться, приверженцы каких именно мифов правы. Сторонники ли той точки зрения, что россияне буквально генетически не могут управлять собственной жизнью на низовом уровне. Ревнители ли старины глубокой, рекомендующие вернуться к стихийному подобию всевозможных "общин" и "казачьих кругов". Подобный бессмысленный список можно продолжать еще долго - все равно любая точка зрения, основанная на мифе, далека от истины.

Что нужно, так это осознать: большинство бед в России - и непропорциональное распределение властных полномочий, и коррупция, и бюрократизм, и неэффективность правоохранительной системы, и даже вечная проблема сельского хозяйства - связаны с тем, что местное самоуправление так и не встало на ноги. И до тех пор, пока оно на них не встанет, ожидать ошеломляющих успехов в других областях не стоит.

Последние восемь лет - движение назад

Печальная правда состоит в том, что Россия далека от достижения целей, поставленных в начале 90-х гг. Хуже того, она все более от них удаляется. А ведь всего восемь лет назад ситуация была иной. Конституция в статье 12 гарантировала местное самоуправление. Более того, с 1998 г. на территории РФ в полной мере действовала Европейская хартия местного самоуправления, утверждавшая, что публичные полномочия должны принадлежать органам, наиболее близким к гражданам.

Можно сказать, конечно, что это лишь буква закона, тогда как в России главное - дух. Но и дух в тогдашней ситуации вполне мог восторжествовать. В ряде регионов, несмотря на практически всеобщий разлад, местные органы власти - каждый по-своему - научились работать довольно эффективно.

Конечно, такой прогресс был достигнут не везде. Органы самоуправления пробирались "на ощупь", находясь к тому же в зависимости от отношений с региональным начальством и от своего экономико-географического положения. Так что положительные случаи составляли не более 5-10% от общего числа муниципальных образований. Но в начале 2000-х, в связи с улучшением конъюнктуры, эти отдельные исключения могли превратиться в типичные примеры, а потом - в правило. К сожалению, светлый день так и не наступил. И причина, кажется, находится не в политике с экономикой, а в чистой воды психологии.

Центр, вступив в противоборство с регионалами, невзлюбил активность на местах. И теперь размышляет бинарно: централизация - хорошо, децентрализация - плохо. Нелюбовь распространяется почему-то и на несчастных муниципалов. Действительно, если централизованная вертикаль подразумевает возведение субординации в императив, а "замкнуть" муниципалитеты на Кремль технически невозможно, остается лишь "замкнуть" их на власти субъектов Федерации, которые, на первый взгляд, поставлены под контроль. Даже несмотря на то, что такая политика выгодна лишь вчерашнему противнику - тем же регионалам.

Логика подобного подхода спорна. Пугать призраком криминального разгула 90-х или угрозой "олигархического реванша" не имеет смысла в принципе. Муниципальная служба государственной не является, обширных привилегий и полномочий не дает. Пресловутому криминалу, кроме отдельных случаев, нет смысла проникать в муниципалитеты - это не даст даже неприкосновенности. А финансовые потоки, в том числе и у самых успешных муниципалитетов, настолько скудны, что ни один крупный игрок не заинтересуется контролем над ними.

Муниципалитет - школа гражданского общества

Если действительно думать об интересах страны, то муниципалитеты нужно было бы наделять все большими полномочиями и финансовыми ресурсами, все больше освобождать их от диктата региональных властей, так как именно Россия муниципалитетов могла бы стать одной большой школой гражданственности для зарождающегося гражданского общества. Право, испытываешь неловкость, повторяя эту азбучную истину. Кажется, после Солженицына ничего нового по этой теме сказать уже нельзя.

Причем подобное усиление не противоречило бы централизаторскому вектору власти. Ни один муниципалитет никогда не станет очагом сепаратизма - нет ни ресурсов, ни базы, ни полномочий. Подобным очагом может стать лишь субъект федерации. И если центр так боится сепаратизма, то, наоборот, отобранную у регионов политическую роль вполне можно было бы отдать муниципалитетам. Это ослабило бы амбиции "региональных баронов" и одновременно дало бы выход энергии самых активных граждан на низовом уровне. В итоге из укрепления вертикали власти мог бы получиться вполне демократичный и прогрессивный процесс. К тому же без какой-либо дестабилизации.

Но власть смотрит сквозь пальцы на попытки регионалов получить, наконец, то, что многие из них не смогли получить в "проклятые 90-е" - контроль над муниципалитетами. Здесь-то как раз стоит задуматься: если какой-нибудь губернатор окончательно установит тотальный контроль над всем в своей вотчине - над финансовыми потоками, производствами, инфраструктурой и социальной сферой, - а потом договорится еще с рядом "ударников управленческого труда", то опасность сепаратизма как раз и встанет во весь рост. Особенно в свете укрупнения регионов. И это уже не будет просто неудачной попыткой шантажа, как в 90-е. Так что объяснить с позиции здравого смысла, почему происходит фактическое подчинение муниципалитетов регионалам, довольно сложно.

Новая редакция федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", по сути, является квинтэссенцией вышеуказанного подхода. С одной стороны, она вводит в оборот действительно необходимый элемент стандартизации и унификации - размер округов, численность муниципальных органов власти и т.д. Но с другой - лишает муниципальные образования всех тех остатков политической роли, что у них были.

По сути, даже в сфере менеджмента, являющейся первичной и прямой обязанностью муниципальных властей, центр дает регионам подавляющий приоритет перед муниципалитетами. Дошло до того, что в Госдуме едва не ввели в законную норму положение о назначении мэров. В итоге в конце прошлого года Дмитрию Медведеву пришлось оправдываться перед делегацией Совета Европы и говорить, что демократию на местах никто не сворачивает. Реакция Совета Европы на эти слова, как и следовало ожидать, была уже практически индифферентной.

Может, власть еще одумается?

Реформа, действительно необходимая, должна была бы развиваться в направлении превращения муниципалитета в полноправный субъект политики. Для страны со зрелым гражданским обществом в этом нет ничего необычного.
Вспомним, что во Франции - одном из самых ярких унитарных государств Европы - Николя Саркози начал свое восхождение к президентской вершине именно с поста мэра одного из пригородов Парижа. В Швейцарии же, где муниципалитеты - основа, в принципе, всей государственности, система настолько стабильна и эффективна, что к выборам в муниципальные органы - в святая святых - подпустили даже неграждан.

Чем ближе непосредственная власть к гражданам, тем проще установить над ней контроль. Это верно уже сейчас, а с ростом благосостояния и, главное, потребностей россиян скупить голоса или выстроить свою маленькую вотчину и вовсе окажется невозможно.
Нынешнюю же реформу самоуправления назвать реформой вообще нельзя. Тут нет даже намека на Александра II с его земствами. Скорее, всплывают образы времен правления его августейшего сына. Впрочем, есть еще некоторая надежда на позитивные изменения.

Реформа откровенно буксует. Процесс, который хотели закончить еще чуть ли не в 2003 г., пришлось откладывать на 2009 г. Так что все еще может вернуться на круги своя. То есть власть может одуматься. Хотя бы из чувства самосохранения.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru