Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 19/11/2007

Герои рабочего класса

Наталия БАЛУЕВА

"A working class hero is something to be..."* //John Lennon

Петербург захлестнула волна забастовок, начало которой положили трудящиеся "Почты России". Требования у всех схожи - повышение заработной платы и улучшение условий труда.

Кто бастует?

Бессрочную забастовку объявили 13 ноября 500 работников первой, второй и четвертой стивидорных компаний Морского порта СПб. Во время забастовки докеры работают лишь два часа в день - один в начале смены и один в конце. Профсоюз докеров предъявил администрации порта требования повысить зарплату, в общей сложности, на 30% и выработать механизм ее индексации.

Администрация порта на заявление отреагировала вполне "по-путиловски" (напомню, что именно с отказа удовлетворить требования рабочих Путиловского завода и ответных угроз со стороны его администрации началась революция 1905 года): отключила профсоюзу телефонные линии и интернет, а лидер забастовочного комитета был задержан по подозрению в нарушении общественного порядка. В администрации порта также заявили, что повышение зарплаты сотрудников планировалось с начала 2008 г., но теперь начавшаяся забастовка "может отодвинуть плановое повышение на более поздний срок".

Только за первые забастовочные сутки грузооборот Морского порта снизился на 70%. Правда, основной экономический ущерб несут не хозяева порта, а судовладельцы.

На 20 ноября назначено продолжение забастовки рабочих автомобильного завода "Форд" во Всеволожске. Требования - повысить базовый оклад и улучшить условия труда. Бастовать рабочие начали 7 ноября, предупредив руководство об этом заранее. Работодатели обратились в Ленинградский областной суд, требуя признать забастовку незаконной. По решению суда, забастовка была приостановлена. Аргументация оказалась такой: потенциально опасные производственные объекты должны находиться под контролем квалифицированного персонала. Но суд не запретил забастовку совсем, а лишь отсрочил ее.

Самая грозная по масштабу социальных и экономических последствий забастовка намечена на 28 ноября, провести ее собирается профсоюз локомотивных бригад РЖД. Сейчас железнодорожники тщательно готовятся и хотят пройти все бюрократические согласования, чтобы в суде их забастовку не признали незаконной. Основные требования - повышение зарплаты, улучшение условий труда и обеспечение безопасности профессиональной деятельности. Бастующие намерены останавливать грузовые составы на длительных перегонах, где нет железнодорожных узлов и развязок: объехать такой состав, остановленный забастовщиками, будет невозможно.

Не все союзы одинаково профессиональны...

Власти СПб, судя по всему, вообще не видят в происходящем ничего экстраординарного. Губернатор Валентина Матвиенко прокомментировала ситуацию так: "Во Франции сейчас бастуют все транспортники, и от этого Париж не стал менее привлекательным. Это нормально, так всегда бывает в рамках трудовых споров, и не надо драматизировать ситуацию. Она не станет затяжной, и, уверена, в ближайшее время найдется решение. Возникшие проблемы не снизят привлекательность порта".

Правда, в администрации порта полагают, что профсоюз докеров выдвигает столь категоричные требования в свете предстоящих выборов в Госдуму, а лидеры профсоюза стремятся заработать себе популярность.

Сами бастующие, однако, утверждают, что их забастовка никак не связана с политикой: "Эта забастовка не ради забастовки, а ради соблюдения прав работников". Сходной точки зрения придерживаются и независимые наблюдатели: "Абсолютно никак это не связано с выборами, - уверен, в частности, политолог Борис Вишневский. - Единственное, что могу предположить: перед выборами власть обычно старается не раздражать лишний раз людей. Ведь в "обычные периоды" администрация при любой попытке забастовки немедленно обращается в суд и очень часто его выигрывает... А то, что люди борются за свои права, - совершенно нормальный процесс. Просто до России он дошел несколько позднее, чем до всего остального мира, ибо у нас не было традиций настоящих профсоюзов, защищающих работников, а не работодателей. Но сейчас, когда начали создаваться новые профсоюзы и появились новые энергичные люди, все постепенно становится, как на Западе".

Руководство "старых", верных власти, профсоюзов (входящих в Федерацию независимых профсоюзов России - ФНПР), как и работодатели, видит за происходящим политику. Именно так Федерация профсоюзов СПб прокомментировала забастовку сотрудников "Почты Росси", начавшуюся 26 октября, когда около 50 водителей почты перекрыли Почтамтскую ул. и ул. Якубовича. Они требовали у начальства повысить зарплату и, возмутившись тем, что вынуждены совмещать свои прямые обязанности с дополнительной и неоплачиваемой работой грузчика и экспедитора, потребовали, чтобы им либо доплачивали за совмещение, либо наняли штат грузчиков.

После забастовки несколько членов профсоюза "Почты России" были уволены. Сослуживцы уверены, что водителей уволили незаконно, поскольку их буквально заставляли подписывать приказы об освобождении от занимаемой должности по причине "простоя рабочей техники". Сейчас почтовики хотят провести еще одну акцию протеста, а к старым требованиям добавилось еще одно - восстановить уволенных работников. Ориентировочно акция назначена на 25 ноября.

Председатель профсоюза завода "Форд" Алексей Этманов говорит, что все по-настоящему независимые профсоюзные организации возмущены этими действиями руководства "Почты России", и добавляет, что рассматривается возможность поддержки работников "Почты России" другими профсоюзами.
В Федерации профсоюзов СПб, однако, считают, что для проведения забастовки водителей "Почты России" не было экономического обоснования. А председатель Федерации Владимир Дербин многозначительно добавил: "Такие акции, не подкрепленные ничем, кроме эмоций, сегодня без денег никто проводить не будет". Вероятно, имелись в виду не иначе как "деньги Березовского"...

Инфляция - двигатель масс

Профсоюзные лидеры бастующих организаций категорически настаивают на том, что акции носят исключительно экономический характер и связаны с тем, что за последнее время очень сильно выросли цены, а зарплаты остаются прежними.

"Ни одна политическая партия не подходила к нам и не подстрекала устроить в этот период какую-нибудь забастовку, - говорит председатель профсоюза завода "Форд" во Всеволожске Алексей Этманов. - А большинство партий, думаю, вообще против каких-либо потрясений. Мы отстаиваем интересы наших членов профсоюза. Ни к каким выборам мы не привязаны и, как только подпишем соглашение с администрацией, сразу прекратим забастовки".
"Думаю, причина забастовок очень простая, - резюмирует Борис Вишневский, - это инфляция. Люди видят, что цены растут и правительство не может остановить этот процесс. Поэтому возникает естественное стремление получить прибавку к зарплате, чтобы скомпенсировать хотя бы инфляционные потери от вздорожания продуктов. Кстати, для не самых обеспеченных людей, по оценкам ряда экспертов, инфляция на самом деле составляет сейчас чуть ли не 25-30%. Думаю, пока не спадет волна инфляции, забастовочная волна тоже не схлынет".

-----

*- "Герой рабочего класса - он есть, и нельзя сделать вид, что его нет..." (Джон Леннон)

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru