Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 15/10/2007

Античная линия // Арль, Ним, Оранж

Галина Соловьева

Античная линия из Арля ведет на сорок километров к северу - в Ним. Это уже Лангедок.

Селившиеся в этих местах племена, каждое по-своему, обожествляли источник у подножия горы Кавалье. В III в до н.э. здесь поклонялись богу Немаусу (откуда и пошло название римской колонии, затем превратившееся в Ним). Рядом с источником находятся развалины храма Дианы, который был частью древнеримского святилища. Теперь развалины со всех сторон обступили разбитые в ХVII веке сады.
Через Немаус проходила виа Домициана - главная дорога, соединявшая Рим с Испанией (как сказали бы сейчас, трасса федерального значения). Город окружала мощная стена девятиметровой высоты с дюжиной ворот (до наших дней дошли лишь портик Августа и портик Франции) и восемью десятками башен. До сих пор над Нимом высится башня Tour Magne - правильной восьмиугольной формы. Она сложена из местного камня без какого бы то ни было скрепляющего раствора. Даже при том, что верхний ярус давно разрушен, ныне ее высота составляет около 32 метров!

Победа римлян над флотом Антония и Клеопатры подарила Ниму наиболее примечательный элемент его герба: изображение крокодила, обвившего пальму, - символ побежденного Египта. Они взяты с отчеканенной здесь монеты (нимский асс) после битвы.

Бегом вслед за Стендалем

В путевых записках Стендаля я наткнулась на такую фразу: "Приехав в Ним в пять часов утра... я бегу к Квадратному дому". Автору "Пармской обители" было тогда 54 года, всю ночь он трясся в дилижансе. И вот вместо того, чтобы блаженно вытянуться на тощем гостиничном тюфяке, он - видавший и описавший едва ли не все италийские архитектурные жемчужины, а также московский кремль (правда, в дыму!) - бежит к какому-то мэзон карре!
Крайне заинтригованная, я, сойдя с поезда, резко ускорила шаг. Тоненькая ясноглазая сербка Радана едва поспевала за мной.

- Может, кофе? - робко спросила она.
- Потом, летом, - отрезала я, забыв, что Радана не знакома с Хармсом.

- Но сейчас лето, - попробовала она вернуть меня к реальности.
Тщетно. Впереди маячило чудо. Представьте себе абсолютное совершенство пропорций, торжество золотого сечения. Палладио, бродивший в этих краях, должно быть, рыдал от зависти. На туго натянутом лазурном полотнище неба легчайший взлет коринфских колонн: шесть колонн по фасаду, одиннадцать по бокам ("он вовсе не квадратный, а имеет форму игральной карты, как всякий порядочный античный храм!" - восклицает Стендаль, сравнивший античную прелесть здания с улыбкой обычно серьезного человека).

И это чудо чудное дошло до нас в целости и сохранности. Здесь ничего не надо "довоображать", делать скидку на протекшие тысячелетия.
Мне вспомнилось, как давным-давно на подходе к Парфенону я услышала страстный монолог, достойный Федры: "Да есть ли в твоей сраной Греции хоть что-нибудь целое? Горшки и те битые!" - вопила леди энского уезда с необхватной четвероугольной талией, обращаясь к робкому страдальцу-мужу, пытавшемуся лепетать, что, мол, он неповинен в скверной сохранности шедевров. Так вот при виде Квадратного дома, возведенного в честь внуков императора Августа, мадам, возненавидевшая антики, уж точно не смогла бы ни к чему придраться.

Кстати, еще при Людовике ХIV финансист Кольбер, скупой и к сантиментам никак не склонный, впечатлился этим храмом и хотел было, перенумеровав камни, все разобрать и перевезти в Париж. Однако обошлось. Кроме шуток, удивительная сохранность этого античного храма объясняется тем, что, начиная с ХI века, он был обитаем, - там были городская канцелярия, потом чей-то особняк, затем церковь, а во времена Наполеона - префектура, архив и, наконец, музей.

Все в цирк!

Во II веке н.э. население Нима достигало 25 тысяч (теперь 150 тыс.). Соответственно, все они, включая грудных младенцев, могли разместиться в античном амфитеатре, по вместимости и пропорциям (133м х 101м) очень похожем на арльские Арены. Только это сооружение сохранилось еще лучше.
Как и в Арле, простой люд решил, что нет смысла растаскивать стройматериалы, проще поселиться прямо под прочными римскими сводами. Но в Ниме самостийных застройщиков изгнали еще в 1809 году, а "зачистка" в Арле состоялась лет на тридцать позже, и руководил ею не кто иной, как Проспер Мериме, большой знаток древностей и по совместительству инспектор по охране памятников (он писал одной прелестной даме: "Уезжаю в Арль, где мне предстоит заниматься выселением черни, живущей в античных театрах; не правда ли, приятное порученьице?").

По амбициозному замыслу "нимского головы", в начале 1990-х годов к гармоничной овальной чаше на случай непогоды добавили прозрачную раздвигающуюся крышу. Ныне громадная каменная воронка исправно втягивает людские толпы, по-прежнему падкие до зрелищ. Афишные столбы обклеены плакатами ближайших коррид и прочих ристалищ.
Муниципальные власти, довольно потирая руки, пригласили поработать над древним градом Фостера, Греготти и Нувеля, Филиппа Старка и Курокаву. Представьте, результат весьма отрадный - в Ниме можно устраивать симпозиумы на тему триумфа современной архитектуры. "Варяг" сэр Норман Фостер создал к Квадратному дому архитектурную рифму - "Карре д'ар". Махина из стали, стекла и бетона, вместилище современного искусства, благодаря сходным пропорциям и прозрачности не подавляет древнего соседа, поскольку пять из девяти уровней здания находятся под землей.

Римские понты

В полусотне километров от Нима высится знаменитый Пон-дю-Гар. Роны и ее притока показались римлянам недостаточными для снабжения нимских терм и фонтанов. Они возвели в горах акведук из блоков тесаного камня, сложенного всухую. Один над другим вознеслись три ряда округлых аркад, знаменуя торжество римского инженерного гения. И редко когда логическое разрешение ясной задачи приводило к столь впечатляющему и гениально простому архитектурному образу. Вот уж правда, застывшая музыка.

Этим летом, решив, видно, оживить музыку и заодно испытать мост на прочность, на Пон-дю-Гар устроили супердискотеку. Танцевали всю ночь - и хоть бы камешек отвалился! А ведь строили недолго, года три. Интересно, что бы сказали римские руководители по поводу нашей великой дамбы?

В Оранж по лиловой дороге.

Путь из Авиньона или Нима в Оранж - самый теплый город Франции, где некогда селились ветераны Второй Галльской войны, - лежит через бескрайние лавандовые поля. Хотелось бы остановиться и окунуться в этот дурманящий лиловый океан, но день клонится к закату, а впереди - новые римские дары. В Оранже находится построенная в честь побед железных легионов триумфальная арка с редкой сохранности скульптурными рельефами с изображением морских и пеших сражений, боя гладиаторов.

Арка и античный театр, который считается лучшим древнеримским памятником времен Августа, отнесены ЮНЕСКО к мировым достояниям. Театр расположен на склоне горы, что дает идеальную акустику. Циркульные дуги мраморных скамей отсекаются громадной стеной, возвышающейся над городком. Король-солнце называл ее самой прекрасной стеной своего королевства, и он едва ли ошибался.

Однако, путешествуя по Провансу, трудно твердо держать "римский след": ведь это земля трубадуров и рыцарей, овеянная поэзией Средневековья. Но об этом в следующий раз.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru