Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 15/10/2007

Что делать? // Совет Федерации // Возвращение забытой палаты?

Владимир ГЕЛЬМАН

Государственная дума, которой была посвящена предыдущая статья в "Деле", необходима стране даже при самой что ни на есть суверенной и управляемой демократии. Кто-то ведь должен принимать законы и утверждать бюджет, а когда президент отправит в отставку очередного премьер-министра - одобрять назначение нового главы кабинета. Но вот в необходимости существования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации - у многих наблюдателей существуют сильные сомнения.

Совет без федерации

В самом деле, этому органу власти в России не повезло еще при рождении. Когда в 1993 году готовился проект российской конституции, в верхнюю палату парламента, являющуюся по образцу американского сената органом представительства регионов, было предложено избирать двоих депутатов от каждого из субъектов федерации. Но затем, на фоне борьбы Ельцина с Верховным советом России, когда обе стороны конфликта пытались привлечь региональных лидеров на свою сторону, возникла идея переходного периода - сформировать первый состав Совета Федерации из представителей региональных органов законодательной и исполнительной властей и лишь через два года перейти к его выборам.

Однако после событий сентября-октября 1993 года, когда ряд региональных лидеров проявили нелояльность Кремлю, Ельцин решил поменять "правила игры" для верхней палаты. Накануне вынесения на референдум проекта конституции, президент своей рукой внес поправки в итоговый текст. В результате лишь первые два года состав Совета Федерации должен был избираться (при этом, в отличие от Думы, он работал не на профессиональной основе), а затем в его состав должны были войти по одному представителю от органов законодательной и исполнительной властей каждого из регионов. Тем самым, еще не начав работать, верхняя палата российского парламента оказалась загнанной в конституционный тупик.

Действительно, Конституция умалчивала о том, каким именно способом представители региональных органов власти попадают в Совет Федерации. Еще в 1994-1995 годах часть думских депутатов предлагала несколько законопроектов о выборах верхней палаты, оставлявшие за региональными легислатурами и главами исполнительной власти лишь право выдвижения кандидатов. Но президентская администрация заблокировала эти попытки, и в итоге был принят, пожалуй, самый неудачный вариант: с 1996 года в Совет Федерации вошли, по должности, главы исполнительной и законодательной властей регионов.

Кремль, вероятно, рассчитывал, что лояльная верхняя палата послужит противовесом Думе, где коммунисты и их союзники располагали большинством. Однако на деле вышло иначе: два раза в месяц сенаторы съезжались в Москву, но губернаторы вместо заседаний предпочитали проводить время в кабинетах Кремля и Белого дома, выбивая долги из федерального Центра, а в здании Совета Федерации они появлялись между делом, выступая перед телекамерами с громкими порой заявлениями. Сенаторы-губернаторы, неформальным лидером которых стал Юрий Лужков, не раз устраивали обструкции правительству, а в преддверии думских выборов 1999 года верхняя палата и вовсе начала походить на предвыборный штаб "губернаторского" блока "Отечество - Вся Россия".

Неудивительно, что, придя к власти в стране, Владимир Путин одной из первых своих мишеней избрал региональную фронду: в рамках объявленной им "федеральной реформы" главы исполнительной и законодательной властей регионов были изгнаны из Совета Федерации. На смену им, по замыслу Кремля, с 2002 года пришли профессиональные сенаторы, работающие в верхней палате на постоянной основе - но не представители, избранные гражданами, а чиновники, назначенные региональными органами власти.

Эти изменения преобразили Совет Федерации: в его составе оказались, главным образом, три категории сенаторов. Во-первых, федеральные и региональные политики, отправленные в верхнюю палату как в почетную отставку. Во-вторых, представители крупных финансово-промышленных групп, использовавшие статус верхней палаты для усиления лоббистского влияния. В-третьих, наконец, бизнесмены (подчас с сомнительной репутацией), некоторые из которых оказались недавно героями криминальных скандалов.

Пожалуй, лишь эти скандалы отныне и напоминают рядовому избирателю о существовании верхней палаты. За последние пять лет Совет Федерации как орган государственной власти не запомнился ни одним политически значимым решением или заявлением, а сами члены Совета Федерации, за редким исключением (например, петербуржца Сергея Миронова), по большей части, мало известны в регионах, которые они представляют.

Как нам реорганизовать сенат

Проблемы Совета Федерации, впрочем, не исчерпываются порядком его формирования. Он и без того обладает не столь уж большими полномочиями. Максимум, что может сделать верхняя палата, - наложить вето на принятый Думой закон. Но Дума легко может преодолеть это вето двумя третями голосов, а если Совет Федерации по каким-то причинам не смог собраться для обсуждения или не смог вынести никакого решения, то нижняя палата вправе направить принятый закон на подпись главе государства, минуя верхнюю.

Помимо этого, Совет Федерации утверждает в должности предложенных президентом кандидатов на посты судей высших судов, генерального прокурора и его заместителей (в 90-е годы сенат порой активно отвергал ряд президентских номинантов), а также дает согласие на введение чрезвычайного либо военного положения или на использование российских войск за пределами страны.

Но такие вопросы в повестку дня попадают нечасто. По большей же части, верхняя палата работает вхолостую, и поэтому время от времени в политических кругах возникают идеи попросту упразднить ее как таковую (наиболее горячим приверженцем этой точки зрения выступает Владимир Жириновский).

Спору нет, в нынешнем виде Совет Федерации для страны бесполезен - в лучшем случае, это просто синекура или запасной аэродром для оказавшихся не у дел политиков или чиновников. Но, отказавшись от верхней палаты в принципе, Россия может оказаться в ситуации, когда многие регионы после перехода Государственной думы на пропорциональную систему выборов и упразднения одномандатных округов будут вообще не представлены в федеральных органах власти. А значит, влияние регионов на принятие важнейших для них и для страны в целом решений либо снизится до нуля, либо будет осуществляться по сугубо неформальным каналам кумовства и коррупции. Поэтому необходимо реорганизовать Совет Федерации, сделав его по-настоящему работающим и представительным органом власти.

Страна прежде всего нуждается в отказе от нынешнего порядка формирования верхней палаты и в переходе от назначения ее членов к всеобщим выборам (предложения на сей счет вносились уже не раз). Более того, выборы Совета Федерации следует проводить среди кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, а запрет на формирование в ней партийных фракций, закрепленный в регламенте верхней палаты, стоит отменить.

Только так можно добиться политической подотчетности и ответственности депутатов верхней палаты перед избирателями и партиями. Кроме того, партийный характер верхней палаты позволит укрепить ныне разорванные ее связи с Думой (и хотя Конституция практически не допускает совместных заседаний палат, никто ведь не мешает собрать заседание Совета Федерации с участием депутатов Думы, а затем, не сходя с места, и заседание Думы с участием членов Совета Федерации, - была бы политическая воля).

Подобно Думе, Совет Федерации должен обрести также контрольные функции, связанные прежде всего с вопросами как раз не регионального, а общефедерального значения - оборона, безопасность, внешняя политика. Речь здесь идет не столько об административном контроле, сколько о политическом. Гласность и открытость нужны Совету Федерации не меньше, чем Думе: только посредством запросов, публичных слушаний и депутатских расследований верхняя палата будет способна завоевать политический авторитет.

Такая реформа Совета Федерации позволит укрепить федеративные начала в стране, сделав регионы и их избирателей полноправными участниками политического процесса. Кроме того, она позволит снизить риск просчетов при планировании многих решений.

Хотя сегодня в российском политическом классе и преобладают централистские настроения, но невозможно обеспечить устойчивое и успешное развитие России без включения регионов в систему управления страной. Чисто административные средства этого включения (подобные нынешнему Госсовету) показали свою неэффективность. Им на смену должны прийти политические институты: только тогда Совет Федерации станет, наконец, соответствовать своему названию.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru