Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 13/8/2007

Путинизм и вопросы обществознания

Николай КУДИН

Когда президент РФ Владимир Путин встречался с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, лейтмотивом его "лекции" стал тезис о том, что "учебники должны воспитывать у молодых людей чувство гордости за свою историю отечественную и за свою страну". Однако итоги конференции уж точно не добавили нашему обществу поводов для исторической гордости.

Лучший друг учителей

Конференция проходила в июне в Академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. Место было выбрано более чем подходящее - сразу стало понятно, что учителей здесь собрали именно для переподготовки (правда, не слишком профессиональной).

На суд педагогической общественности были вынесены два выпуска серии "Книга для учителя" - своеобразное руководство для преподавателей 11 классов: "Новейшая история России. 1945-2006 гг." и "Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке".

Что касается первого из этих пособий, то изложение истории России последних 60 лет в исполнении Александра Филиппова и его соавторов сразу же вызвало массу споров, особенно если учесть, что, как сообщил "Делу" директор государственного издательства "Просвещение" Александр Кондаков, к осени планируется выпустить учебник по истории данного периода, основанный на концепции именно этой презентованной книги. Вопрос о том, как сформулировать концепцию в максимально доступной форме, блестящим образом решил Владимир Путин, напомнив о том, что "многим есть чему у нас поучиться" и что мы не позволим, чтобы "кто-то со стороны выставлял нам оценки". Возразить гаранту никто не пытался, однако участники конференции все же не захотели учить детей по такому учебнику и предъявили "Книге для учителя" по новейшей истории России ряд претензий.

Формально они касались проблем методического характера, но было ясно, что суть их сводилась прежде всего к сомнениям в компетентности авторов, среди которых (за исключением разве что Анатолия Уткина, являющегося, впрочем, специалистом по зарубежной истории) не было профессиональных историков. Сам Александр Филиппов является политтехнологом и занимает должность зам. начальника Национальной лаборатории внешней политики.

Правда, еще один "политолог особых поручений" - сотрудник Фонда эффективной политики и шеф-редактор портала "Kreml.org" Павел Данилин - тут же попытался объяснить негативную реакцию учителей тем, что-де "академическое сообщество жестко противостоит любым попыткам написания учебников кем-то другим: мол, зачем тогда мы получали степени, если всякое быдло пишет учебники?" И заявил в своем ЖЖ одному из оппонентов вполне "по-кремлеорговски": "Вы сколько угодно можете поливать меня грязью, а также исходить желчью, но учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России. Те же благоглупости, которые есть в ваших куцых головешках с козлиными бороденками, из вас либо выветрятся, либо вы сами выветритесь из преподавания".

По утверждению Павла Данилина, авторы пособия успешно выполняют заказ администрации президента (АП). Впрочем, мне так и не удалось достоверно выяснить в пресс-службе АП, существовал ли такой заказ. Александр Кондаков же ответил на этот вопрос однозначно: "Нет, конечно. Написание книги проходило в рамках разработки стандарта общего образования второго поколения, которая ведется с 2003 года".

"И летит ракета-семилетка..."

Впрочем, то, что написание упомянутых пособий не может не находиться всецело в русле кремлевских ожиданий, хорошо видно по реакции прессы. Так, The Wall Street Journal прямо написал, что "эта книга ... похожа на хвалебную оду путинской эпохе и как эхо отражает заявления самого президента". В свою очередь, "Российская газета" восторженно признала, что "листая и светлые, и темные страницы истории, испытываешь ранее неизведанные чувства".

Метод, которым пользовались составители упомянутых пособий, наглядно сформулировал в беседе с Путиным замдекана факультета политологии ГУ ВШЭ Леонид Поляков (автор "Книги для учителя" по обществознанию), сказав так: "Нередко приходится слышать, что историю нужно писать объективно. Но еще Ницше говорил, что нет фактов, а есть интерпретации. Картина сегодняшнего мира может быть объективной только для марсиан".

Исповедуя "ницшеанский" подход, авторы книги по истории России получили возможность, к примеру, представить "холодную войну" как борьбу между стремлением США к однополярности и нацеленности СССР на многополярный мир. Главу же о распаде СССР подытоживает цитата из Путина, в которой он называет это событие "общенациональной трагедией огромного масштаба", от которой "рядовые граждане СССР ничего не выиграли". Словам президента, процитированным в учебнике по истории России, вторит и автор обществоведческого пособия Леонид Поляков, называющий развал СССР "величайшей геополитической катастрофой ХХ века".
"Относительно способности обновления советской системы и причин ее распада не Путина надо цитировать (это, на мой взгляд, вообще недопустимо в учебнике), а специалистов, - комментирует доктор исторических наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена Татьяна Пашкова. - Нет такого историка в российской исторической науке по фамилии Путин".

"Товарищ Сталин, вы большой ученый..." - эти стихотворные строки в данном случае приходят на память почему-то сами собой...
"Распад Римской империи, крушение наполеоновской Франции, распад Австро-Венгрии - эти события по масштабам и значимости для современников сопоставимы с развалом Союза. Но я бы, по крайней мере, поостерегся однозначно назвать их катастрофами", - отмечает, в свою очередь, преподаватель истории и обществознания СПб средней школы №507, победитель конкурса "Учитель года-2006" Сергей Эрик.

Но истинным апофеозом новейшей кремлевской историософии стала глава книги по истории, посвященная президентству Владимира Путина под названием: "Суверенная демократия". "Я бы призвал всех авторов учебной литературы воздерживаться от игры терминами и понятиями, не надо ничего выдумывать от себя, - замечает в этой связи Сергей Эрик. - В каждой науке есть определенный терминологический аппарат. Им и надо пользоваться".
""Суверенная демократия" - мертворожденный термин, - убеждена Татьяна Пашкова. - Демократия или есть, или ее нет".

Семилетка Путина предстает в книге неким общенациональным ренессансом: продираясь через главы с названиями вроде "Перманентный кризис власти", читатель, в конце концов, обретает свет в конце тоннеля, зачитываясь разделами "Курс президента на консолидацию общества", "Восстановление позиций России во внешней политике" и т.п. Все реформы президента предстают в равной степени прогрессивными, а деятельность Михаила Ходорковского незадолго до его ареста характеризуется как попытка взять реванш за поражение в борьбе олигархов с правительством. Сама же борьба представлена как стремление правительства "пресечь все попытки шантажировать власть", с чем, в частности, связывается преследование Гусинского и Березовского. При этом авторы, охотно рассказывая о том, что компания НТВ была передана холдингу "Газпром-медиа", стыдливо умалчивают, кому, в свою очередь, был продан основной актив ЮКОСа "Юганскнефтегаз" и кто лично ручался за компанию-покупателя, которая "исчезла с радаров" сразу же после аукциона.

Президент в футляре

Леонид Поляков в своей книге также многомудро рассуждает о ценностях "суверенной демократии", великодушно подчеркивая принципиальное нежелание России навязывать свои ценности миру (чем она, конечно же, в корне отличается от США). А в качестве признаков появления неототалитаризма приводит данные, по которым на 14 жителей Великобритании приходится одна камера слежения. И в конце концов, прямо заявляет, что "задачей России... является модернизация имеющихся и разработка новых образцов ракетного и ядерного оружия, способного преодолевать системы ПРО".
Сергей Эрик так комментирует этот пассаж: "Преступно воспитывать в детях и поощрять на уровне государства рост агрессии, ксенофобии, межнациональной ненависти". Известный петербургский историк, доктор исторических наук, профессор Северо-Западного государственного заочного технического университета Владлен Измозик убежден в том, что "такое утверждение в книге для преподавания в школе звучит ненормально".

Но покуда отдельные специалисты ропщут, караван идет. По словам Александра Кондакова, пособие по обществознанию, насколько ему известно, не предполагается отправлять на доработку, так как учительская конференция не высказала к нему серьезных замечаний. А вот "Новейшую историю России", по его словам, уже начали дорабатывать "с учетом замечаний 250 представителей профессионального сообщества, принимавших участие в конференции". В какой-то момент появилась информация о том, что Александра Филиппова в этой работе сменит профессор Российской академии госслужбы Оксана Гаман-Голутвина, однако в беседе с корреспондентом "Дела" г-н Филиппов опроверг тревожные слухи, а Александр Кондаков сообщил, что привлекать новых авторов для работы над книгой не планировалось.
В связи с этим не стоит, видимо, ждать существенных изменений в пресловутой "концепции книги" от авторов, которые, по их собственному признанию, принципиально избегали каких бы то ни было ссылок на трактовку излагаемых фактов иностранными историками. "У некоторой части авторов, - отмечает Владлен Измозик, - наблюдается желание свести изучение истории страны к одному учебнику, где должна преподноситься непреложная истина. Но сейчас это невозможно, и составители учебников должны понимать неизбежность различного толкования одних и тех же фактов".

"История во все времена была и, к сожалению, вероятно, будет наукой околоидеологической, а потому она принимает на себя удар любой новой власти", - меланхолически констатирует Сергей Эрик, убежденный в невозможности написать объективный курс по истории последних лет, пока живы и более чем бодры основные герои событий: "История как наука как бы обрывается в определенный момент, а дальше начинается современность. И это уже не история, а пропаганда, идеология. Именно поэтому с учебником новой истории я бы пока просто подождал".
Тем не менее, официальные издания продолжают восхвалять новые пособия, называя их "мини-революцией в истории". В своем выступлении на конференции советник президента Джахан Поллыева, например, подчеркнула, что до настоящего времени курс обществознания в школах представлял собой "латаное-перелатаное одеяло". Видимо, превращение этого одеяла в цельный и единообразный саван полностью соответствует новейшим кремлевским видам на школьное образование.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru