Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Комментарии 13/8/2007

Письмо десяти

Игумен Вениамин (НОВИК)

Патриарх Алексий II прокомментировал письмо десяти академиков президенту Путину. В этом письме содержался протест против клерикализации системы государственного образования.

Оставим на совести подписантов узнаваемый жанр обращения "по начальству". Вероятно, при отсутствии гражданского общества все другое уже неэффективно.

Путин пока молчит, а Патриарх уже назвал письмо "отголоском атеистической пропаганды прошлого". Он также заметил, что государственным властям и Церкви необходимо установить отношения сотрудничества, что преподавание ОПК в школе и теологии в вузах не противоречит принципу отделения Церкви от государства, - оно вполне соответствует практике, сложившейся во всем мире.

Ученые, мировоззрение которых сформировалось во времена господства государственного атеизма, являются, судя по всему, сторонниками научной методологии материализма, которая, конечно, имеет права на существование, но только как "одна из". Наряду с точными существуют ведь и гуманитарные науки, к которым близка теология, имеющая развитое философское и этическое измерения.

В обращении ученых содержится жесткое противопоставление веры и знания, религии и науки, веры и культуры. Но большинство крупных ученых верили в Бога: Ньютон, Ломоносов, Мендель, Тейяр де Шарден, Швейцер, Гейзенберг, Флоренский, Войно-Ясенецкий... Десятки, если не сотни, других ученых мирового класса были священниками, монахами или богословами. Стало быть, синтез веры и знания вполне возможен. Планк, Бор, Шредингер, Раушенбах писали о глубокой подспудной связи науки и религии. Эйнштейн утверждал, что для ученых немаловажным стимулом является их "глубокая вера в разумное начало мироздания" (т.е. телеология). Похожей точки зрения придерживался Сахаров.

Недавно в Германии была издана книга "Мы верим", в которой собраны высказывания 53 крупных ученых, среди которых семь лауреатов Нобелевской премии. Основная идея книги в том, что ученый постигает премудрость Творца в творении. Но академики как будто об этом не ведают и приводят цитату одного американского физика, лауреата Нобелевской премии Вайнберга: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной". Вряд ли авторы письма имеют моральное право выступать от имени всей науки.

Ученые называют теологию "совокупностью религиозных догм", утверждая, что "любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой". Но все это имеется и в теологии, особенность которой лишь в ее большей экспериментальной проблемности как пограничной дисциплины. В основе теологии лежат догматы, но и в основе фундаментальных наук также лежат аксиомы, которые принимаются учеными без всяких доказательств, то есть на веру. Теология и наука имеют, таким образом, сходную гносеологическую структуру, различаясь характером аксиом. Во многих университетах Европы и США теология прекрасно уживается с естественно-научными дисциплинами. Следует различать догматику и догматизм.

Ученые приводят в качестве примера Галилея, якобы являющегося жертвой церковной несправедливости. Но Галилей умер в преклонном возрасте естественной смертью на своей вилле под Флоренцией. А, например, академик генетик Вавилов оказался жертвой светского государства, был приговорен за "шпионаж" к расстрелу и сгноен в тюрьме в свои неполные 56 лет. Мощи Галилея покоятся в церкви Санта-Кроче во Флоренции, а останки Вавилова теряются в безвестных саратовских рвах. Так что светская инквизиция бывает пострашнее церковной. Было бы интересно узнать мнение академиков-подписантов по поводу страшных судеб своих предшественников в условиях светского государства.

Но, могут возразить, одно дело - личная вера, и совсем другое - конституционный принцип, провозглашающий отделение церкви и религии от государства, а значит, и от всех государственных учреждений. С этой точки зрения, преподавание религиозных дисциплин в школе возможно у нас только факультативно (см. "Закон о свободе совести и религиозных объединениях, 1997), а религиозное освящение ракет и других видов оружия массового уничтожения просто недопустимо. Курс ОПК декларируется как светский и культурологический, но легко представить, во что может обернуться его преподавание при нехватке преподавателей с широким гуманистическим пониманием религии. Беспокойство ученых здесь можно понять.

Конечно, светский школьный курс "Истории мировых религий" представляется более подходящим. Этот курс можно было бы адаптировать к местным условиям, уделяя больше внимания наиболее распространенной религии соответствующего региона. Уважение к религиозному разнообразию России было бы в этом случае соблюдено.

Что же касается теологии, то ей вполне можно найти место в системе высшего гуманитарного образования. Без теологии невозможно представить европейскую культуру. В российских университетах никогда не было теологических факультетов и не сложилось соответствующей традиции. Хотя кое-где в российских вузах она начинает формироваться явочным порядком.

Обсуждаемый вопрос непрост, и предстоит еще долго дискутировать на эту тему. В конечном счете, все будет зависеть от нашей во многом еще не сложившейся общей гуманитарной культуры.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Медведев на фоне медведей
Уходящий год начинался как год президентских выборов.
Подробнее 

Будут танцы
Как удачно сложилось, дорогие читатели: мы с вами расстаемся под звуки фанфар.
Подробнее 

Вышвырнуть царя из головы
Удара кризиса россияне ожидают примерно так, как неизбежного столкновения кометы с Землей.
Подробнее 

О солидарности и делах наших скорбных
Накануне 151-й внеочередной встречи ОПЕКа в Оране уходящий руководитель картеля, алжирский министр энергетики и горной промышленности Шакиб Хелиль постоянно вспоминал о солидарности.
Подробнее 

Ради доброго царя
Очередной День Конституции России (12 декабря) мы отметили под разговоры о том, насколько приемлемой практикой является ее пересмотр в сторону шестилетнего президентского срока.
Подробнее 

Укрепление оказания публичных услуг
А все-таки цинизм бесшабашный выглядит как-то человечней цинизма взвешенного.
Подробнее 

Состояние проседания
В отличие от 1998 года, нынешний кризис напоминает не падение с приставной лестницы, а медленное, но верное погружение в трясину.
Подробнее 

Греция в огне
Вторую неделю в столице Греции продолжаются поджоги зданий и автомобилей, возведение баррикад и стычки между полицией и тысячами демонстрантов, которых средства массовой информации называют то "анархистами", то "студентами", то просто "молодыми экстремистами".
Подробнее 

Ресурсное проклятие коммунистов
Зюганов и теперь живее всех живых.
Подробнее 

В наше непростое
Еще два-три последних сказанья - и летопись моя, похоже, - того...
Подробнее 

Новое открытие Америки
Ноябрьский визит президента Российской Федерации в страны Латинской Америки в местных СМИ оценивают как "триумфальное турне"; говорят, что "русские возвращаются".
Подробнее 

Пересмотр взглядов на капитализм?
Когда начинался нынешний экономический кризис, со всех сторон доносились прогнозы о завершении эры неолиберализма и о грядущем усилении государственного регулирования во всех направлениях.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru