Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 16/7/2007

Семилетка Путина // Была ли либерализация? // Финансовая вертикаль власти

Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ

Правление Владимира Владимировича иногда принято делить на периоды. Вот, мол, был "розовый период" - либеральный - до "дела ЮКОСа", и "черный период", когда президент пустился "во все тяжкие" и стал строить государственный капитализм.

Эту точку зрения в той или иной форме высказывали ряд экономистов. В том числе из когорты самых ярых критиков политики Путина последних лет. И швед Андерс Ослунд, и россиянин Андрей Илларионов. В их устах Путин выглядит этаким "новым Пикассо" с разноцветными периодами. Непонятным остается одно: что это вдруг так его "перекрасило"?

Одно из популярных объяснений - динамика мировых цен на нефть. Если мы посмотрим на их график, опубликованный в предыдущей статье этой серии, то заметим, что в 2000-2003 гг. они не превышали $ 25 за баррель, а в 2001-2002 гг. были ближе к $ 20, чем к $ 25. И лишь начиная с 2004 г. пошел их стремительный рост.

Вроде бы очень хорошее объяснение. Однако вспомним, что "дело ЮКОСа" стало раскручиваться в 2003 г. И тогда остается либо поверить в сговор правящих нами "юрчеков" (юристов-чекистов) с господом богом, который наделил их собственным всеведением, либо поискать другую причину. Тем более что сам Андрей Илларионов в теорию "ресурсного проклятия" не верит.

Что пролезло в "окно возможностей"?

Вспоминаются 2000 г. и восторженные рулады Михаила Дмитриева (ныне президента патронируемого властью фонда "Центр стратегических разработок", а тогда первого заместителя министра экономического развития и торговли) об открывшемся "окне возможностей". Прочно же пристал к нашим "экономистам-реформаторам" этот термин знаменитого польского экономиста и государственного деятеля Лешека Бальцеровича!
Означает он примерно следующее: для проведения жесткой экономической политики (например, "шоковой терапии") существует лишь короткий период, пока у власти находится новое, пользующееся широкой народной поддержкой, правительство. Затем народ от нее устает, а правительство начинает проводить популистские меры в расчете на восстановление хотя бы части былой популярности.

В российской интерпретации того времени "окно возможностей" открылось именно в 2000 г., так как новоизбранному президенту не требовалось сразу заботиться о том, чтобы быть добрым в глазах народа. Ведь либерализация к концу четырехлетнего срока либо даст свои сладкие плоды, либо забудется и тем самым не повлияет на переизбрание. Если следовать этому доморощенному варианту концепции "окна возможностей", то последняя четырехлетка Путина должна была бы быть самой либеральной.
Но вернемся к истокам. В 2000 г. из запасников Института переходного периода (Института Гайдара) достается программа, которая становится программой деятельности нового правительства (известная как "программа Грефа"). Она содержала целый комплекс либеральных преобразований, который должен был осуществить еще "дедушка Ельцин" на втором своем сроке пребывания во власти, но по известным причинам не смог.

Чего в ней только не было! И пенсионная реформа, и налоговая реформа, и административная реформа, и внешнеэкономическая либерализация, и реформа естественных монополий, и дерегулирование, и радикальные преобразования в социальных сферах (образовании, здравоохранении), и переворот в социальной политике.
Попытаемся кратко рассказать о результатах. Итак, пенсионная реформа. Накопительная система в буквальном смысле теряет деньги. По данным, приводимым Оксаной Дмитриевой, в 2004-2006 гг. пенсионные накопления обесценились по отношению к инфляции на 9%, а по отношению к зарплате - на 63%.

Налоговая реформа. Снижение ставки единого социального налога не вывело зарплаты из тени, но создало серьезные проблемы для пенсионного обеспечения. Плоская шкала подоходного налога (13% независимо от уровня доходов) вызвала восторг всех либералов мира и даже породила подражателей. Это, пожалуй, и есть самое либеральное преобразование путинской эпохи.
Об административной реформе говорить нечего. Кто может разобраться в хаосе министерств, служб и агентств? Идея административной реформы (поставить власть на службу обществу в той мере, в какой это вообще возможно) несовместима с суверенной от народа демократией.

Внешнеэкономическая либерализация предполагалась по мере продвижения к вступлению в ВТО. Однако если что и реализуется на этом пути, то эффект полностью нивелируется торговыми войнами России. Они, можно сказать, стали одной из главных примет путинского времени.
Да, чуть не забыл упомянуть о конвертируемости рубля по капитальным операциям и о либерализации валютного контроля. Поставим это на второе место в списке достижений либерализации после плоской шкалы подоходного налога.

Реформа естественных монополий. Страшно подумать, но изначально предполагалось расчленение "Газпрома" на ряд добывающих компаний и компанию, контролирующую трубопроводную сеть. Реформа РАО "ЕЭС" ползком продвигается, но это, пожалуй, единственное, что еще меняется в сфере естественных монополий. В то же время аппетиты "Газпрома" в отношении генерирующих компаний могут на корню уничтожить идею приватизации и конкуренции в сфере производства и сбыта электроэнергии.
Дерегулирование означает сокращение государственной регламентации деятельности экономических агентов. Этому благородному делу должны были служить принятые в 2001-2003 гг. законы о проверках и инспекциях, о лицензировании, о регистрации, о введении упрощенной системы налогообложения и о техническом регулировании.

Постоянный мониторинг воздействия этих законов на малый бизнес осуществлял Центр экономических и финансовых исследований. Последний его раунд (2006 г.) выявил, что при некоторых положительных результатах наблюдается ряд настораживающих тенденций, в особенности рост злоупотреблений во время налоговых проверок и рост коррупции.
Реформы в школьном образовании пока свелись к ЕГЭ, а высшее образование, вероятно, вскоре начнет повсеместный переход на систему "бакалавр - магистр". Ни о каких серьезных институциональных изменениях говорить здесь не приходится. Последнее будет верно и в отношении здравоохранения.

И, наконец, вместо реформы льгот получилась их монетизация (причем непоследовательная). Лишь четыре региона полностью отказались от натуральных льгот, а федеральное правительство восстановило транспортные льготы. Но и монетизация не меняет того факта, что льготы служат не столько для помощи бедным и несчастным, сколько для поощрения заслуг перед государством.
Нефтегазовые доходы позволили заглушить недовольство "монетизируемых" льготников. Запланированные расходы федерального бюджета были превышены в 3-4 раза! В результате явное большинство домохозяйств с льготниками (84%) выиграли от монетизации. Но поскольку здесь российская автократия наступила на "либеральную мину", то она в дальнейшем отказалась от всяких либеральных реформ вообще.

Подведем итоги путинской экономической либерализации. Они, как видно, весьма скромные. "Окно возможностей" оказалось уже форточки. И, как будет показано далее, реальная контрлиберализация явно преобладала.

Финансовая вертикаль

Говоря об экономических преобразованиях путинского периода, надо, в первую очередь, уделять внимание не тем, которые рекламировались "экономистами-реформаторами" и проводились в жизнь (ежели вообще проводились) крайне непоследовательно, а тем, которые непосредственно служили реальным целям правящей группы. И здесь нельзя не обратить внимание на сферу общественных финансов и, в первую очередь, на то, что на профессиональном языке называется межбюджетными отношениями.
Особенность России заключается в том, что экономически состоятельными оказываются немногочисленные субъекты Федерации, концентрирующие нефтегазовые доходы. К ним относятся не только добывающие регионы, но и те, где регистрируются крупнейшие компании (Москва, а теперь отчасти и Петербург). В этой связи любой президент (будь им хоть Валерия Новодворская) вынужден был бы прибегать к масштабному межбюджетному перераспределению доходов.

Однако правители путинской эпохи под прикрытием этой объективной необходимости так ужали финансовую самостоятельность регионов (о муниципалитетах уже и речи нет), что только в насмешку можно говорить о России как о федеративном государстве.
Выделим лишь два момента. Во-первых, минимизацию налоговых полномочий регионов и муниципалитетов. В налоговых доходах субфедеральных (региональных и муниципальных) бюджетов 85,3% приходятся на федеральные, 11,6% - на региональные и 3,1% - на местные налоги. При этом региональные и местные налоги нельзя считать творчеством регионов и муниципалитетов: они предписываются и определяются из Москвы.

Во-вторых, снижение доли налоговых доходов субъектов РФ в консолидированном бюджете (таблица). Стабильное и заметное с 2000 г. превышение расходов над доходами регионов свидетельствует об общей идеологии Центра: бери и дели. Иначе говоря, бери, дели и властвуй.


1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Налоговые доходы 47,6 49,5 53,1 56,6 49,2 43,5 37,4 35,1 39,6 36,1 30,9 31,8
Расходы 43,4 45,4 46,1 54,1 51,9 54,4 54,2 49,3 50,0 50,8 49,5 43,4

Доли налоговых доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете РФ (в %)

Источник: Институт экономики переходного периода, 2007.

График

В прошлом номере по техническим причинам данный график был опубликован с искажениями. Приносим извинения читателям и автору статьи - Андрею Заостровцеву.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru