Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 26/3/2007

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка

Юлия СТРИЖАК

Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами. А на моем избирательном участке предлагался выбор из шести кандидатов. Выбор состоял из временно не работающего, помощника депутата, стажера адвоката, студента Академии госслужбы, а также менеджера по продажам компании, торгующей алкоголем, и действующего депутата.

Спикер напел результат

Почему именно стажер адвоката, а не сам адвокат, на худой конец? Почему в политику рвутся студент и менеджер, знающий толк в алкогольных брендах? Предложение трудоустроить временно не работающего особенно умиляет. И вселяет оптимизм их возраст - от 20 до 34 лет, за исключением действующего депутата.

Самих кандидатов на телевизионных экранах, разумеется, не было. За них выступали народные артисты, раскрученные политики и известные спортсмены, осваивающие навык говорить по телесуфлеру. Политическая реклама была сделана на удивление бездарно.

В прежние времена выборы сулили выгодные заказы рекламистам и телевизионщикам: партии и отдельные граждане не скупились на дорогие постановочные съемки, анимацию, спецэффекты. Развлекался и зритель, который по стилю и качеству политической рекламы бессознательно выбирал близкую себе группу людей или партию. В самых простых роликах герои, ведомые политтехнологами, гуляли по русскому полю, подбрасывали вверх румяных младенцев (наше будущее) и выделялись на фоне толпы вокзала или стадиона (т.е. народа). Ролик, представляющий команду молодых менеджеров, принимающих ответственные для страны решения на борту самолета (СПС), был вылизан как голливудский фильм; попадались также ролики с юмором ("Яблоко") и провокационные ("Родина").

Но голоса избирателей дорожают: "наружка" и агитпроп стоят недешево, размещение в СМИ любых рекламных носителей, связанных с выборами, предлагается в этот период с особым коэффициентом. При этом на производство качественной телевизионной рекламы, вероятно, не остается уже средств. Эфир был заполнен исключительно крупными планами (крупнее взять невозможно) лидеров политических партий и их "паровозов".

Ролики, представляющие тетенек в спецовках, которым прораб доходчиво объясняет, за кого голосовать, рассматривать не хочется: они, вероятно, рассчитаны на гостей нашего города, имеющих право голоса. Как уже отмечалось коллегами, из всех рекламных ходов запомнился только поющий (и очень прилично!) спикер ("Единая Россия") и талантливая экранизация в малых серийных формах "Мертвых душ" Гоголя (многострадальный "СЕПР", который то возвращали в бюллетени, то опять снимали).

Минута славы в цирке

Новый проект "Первого канала" "Цирк со звездами" вряд ли может рассчитывать на такой же успех, какой выпал "Звездам на льду". Продюсеры, судя по всему, и сами понимают, что шоу получается вялое. В формат введен комментарий происходящего на арене действа, что нетипично для цирка. Средства, вложенные в новый облик манежа на Цветном бульваре и в костюмы (стилизованные под позапрошлый век) новоявленных циркачей, не дали запланированного эффекта.

В юности мы наивно полагали, что, когда вырастем, Аллу Пугачеву, конечно, будут еще вспоминать, однако такие персонажи, как Буйнов, Шифрин, Бабкина, уж точно сойдут со сцены и уступят место новым талантам. Мы мечтали, что у нас появятся музыканты, похожие на Озборна и Стинга, оригинальные личности, презирающие пошлость и суету. Теперь иллюзии угасли: все наши "звезды" будут с нами до конца наших дней. Нам не дадут их забыть. Даже если они совсем не смогут шевелить губами под "фанеру", у них всегда получится станцевать, сделать па на льду, прокатиться на санях с собачьей упряжкой, залезть под купол цирка, съесть, наконец, червяка или прыгнуть в водоем с лягушками.

Выходит, "звезды в цирке" не просто ловкие люди, решившие подзаработать в новом шоу, они - последние герои, поскольку никому из них не удалось избежать синяков и ссадин. Гимнастке Светлане Хорхиной пришлось стать клоунессой, а участникам дуэта "Чай вдвоем" Денису Кляверу и Стасу Костюшкину - иллюзионистами. В Ефиме Шифрине, оказывается, спал талант дрессировщика: многомиллионная телеаудитория стала свидетелем того, как обезьяна укусила его за руку, но он мужественно довел номер до конца. Абсолютная чемпионка страны по присутствию на голубых экранах, железная леди шоу-бизнеса Ксения Собчак преуспела не только в дрессуре пуделей, но и в исполнении сложных трюков без страховки в качестве воздушной гимнастки.

Если на какое-то время мы останемся без масштабного шоу со звездами "где-нибудь", нам тут же подсунут повод посочувствовать им: няни небрежно обращаются с их детьми, домработницы приворовывают, продюсеры обманывают, режиссеры не снимают, журналисты раздражают, любимые бросают, зрители забывают. Причем следует напомнить, что в феврале-марте все эти душещипательные истории появлялись на экранах отнюдь не сами по себе: многие "звезды" предоставили свои чудные личики безликим политическим партиям.

На предложение спеть что-нибудь под гитару герой Андрея Мягкова в "Иронии судьбы" протестовал: "Не надо песен! Я не люблю самодеятельности!" И я с ним согласна. В цирке и на льду "звезды" демонстрируют достижения в посторонней для себя области, т.е. занимаются самодеятельностью.

В принципе, самодеятельность нравится самим участникам, их родным и товарищам по работе. Герои нового проекта "Минута славы" убедили своих близких и друзей, что имеют талант; теперь им осталось убедить в этом всю страну. Семейные дуэты и квартеты, членовредители, вундеркинды, пошлые пародисты - все они лелеют мечту о том, что это не шоу лохов, а настоящая "Фабрика звезд", что сейчас их заметят зоркие продюсеры и жизнь совершит зигзаг удачи. Полагаю, что для шоу отбирали не самых лучших, а разных, в том числе нелепых, смешных. Сами участники искренне обижаются, когда жюри их низко оценивает: и правда, чем они хуже иных "звезд"? "Да минута славы у Вас уже была", - пытается отстоять свое решение член жюри Юрий Стоянов. Не верят...

Культура жизни

Тем, кто утомился от нашумевших шоу, но не желает расставаться с телевизором, остается обернуться в бегство - на телеканал "Культура". Сетка вещания "Культуры" составлена так грамотно, что поклонники канала (а таких в стране не меньше четырех процентов) так и не переключались бы на другие кнопки, если бы вдруг иногда не наталкивались на выпуск приятных новостей, открывающийся информацией, что в зале Чайковского состоялся концерт... Такая новость вряд ли может быть первой в нашей стране; скорее, где-то рухнул самолет или сгорели заживо забытые богом старики.
На телеканале "Культура" много "говорящих голов". Счастливы создатели этих проектов; коллеги не тычут им в лицо, что ток-шоу - формат для радио и нельзя просто поговорить с умным человеком, а нужно обязательно придумать нечто несусветное, что в итоге сделает саму беседу ничтожной. "В главной роли", "Ночной полет", "Апокриф", "Культурная революция", "Линия жизни" - в эти передачи не привнесено ничего "креативного", люди просто разговаривают, спорят, а мы имеем возможность рассмотреть прекрасные лица собеседников, проследить логику суждений, порадоваться удачной метафоре или шутке, рожденной на глазах.

Темы для обсуждения могут быть самые неожиданные, оттого не менее привлекательные. Вот Виктор Ерофеев выбирает для своей авторской программы тему "Душечка": кто она, современная душечка, нужна ли она мужчине. Алина Кабаева полагает, что любая восточная женщина - душечка, соратница мужчины, помощник в делах. Владимиру Чернову кажется, что Дева Мария и Гала, мать и подруга гения, тоже в чем-то "душечки". Писательница Ксения Соколова полагает, что душечка - женщина-оборотень, стерва, превращающаяся в ангела, а Леонид Ярмольник и другие участники дискуссии приходят к выводу, что душечка исчезает как литературный тип, поскольку она не потребитель и неинтересна современному обществу.
Киношедевры, трансляции лучших спектаклей ведущих театров мира, качественное документальное кино, историческая хроника, передачи ко всем значимым датам и юбилеям; культурологические, страноведческие, музыкальные программы - вот наполнение эфира "Культуры", без истерики, пошлости, спонтанных харизматиков. И каждый двадцать пятый зритель в стране хочет смотреть "Культуру".

А 1 января каждого года их количество увеличивается, поскольку "Культура" ведет прямую трансляцию традиционного новогоднего концерта из Венской филармонии. Купить билет на это чудо невозможно - билеты разыгрываются по интернету между желающими попасть на концерт из разных стран мира. А у зрителей "Культуры" есть привилегия - встретить первый день года в гармонии и радости.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru