Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 26/2/2007

Фиаско русского проекта // Об исторической несовместимости России и русского национализма*

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ

Поиском "русской национальной идеи" одержимы нынче столь многие, что впору говорить о самой настоящей умственной лихорадке, подобной "gold fever" столетней давности. С той лишь разницей, что на Аляске тогда искали и находили настоящее золото, в то время как в недрах русского национализма "интеллектуального золота", которое можно было бы успешно инвестировать в развитие страны, всё никак не найдут.

И не потому, что "старатели" плохи. Просто "прииск" бесплоден. И первыми это открыли отнюдь не "атлантисты-мондиалисты из ЦРУ", а современники американских золотоискателей - русские националисты, сто лет назад создавшие первую в истории партию русских националистов - Всероссийский национальный союз - и попытавшиеся сформулировать целостную идеологию русского национализма.

Была такая партия...

Всероссийский национальный союз (ВНС) возник в 1908-1910 гг. по горячим следам первой Российской революции. Его создали столичные интеллектуалы - энтузиасты русской национальной идеи, также сравнительно плотная и многочисленная группа представителей русской элиты, проживавшей на территории нынешних Украины, Белоруссии, Литвы, Молдовы и некоторых других регионов.

Среди лидеров партии стоит упомянуть депутатов III-IV Госдум от губерний Западного края - П.Н. Балашева (председатель ВНС), П.Н. Крупенского, В.В. Шульгина, А.И. Савенко, а также посланца Тульской губернии гр. В.А. Бобринского.

Русский национализм опирался в ту пору именно на Западный край по вполне понятной причине: представителям русской элиты в этом регионе приходилось экономически и социально конкурировать с польскими помещиками и еврейскими торговцами. Кроме того, "цензовым" русским жителям окраин казалась опасной местная националистически настроенная интеллигенция, стремившаяся пробудить в малорусском и белорусском крестьянстве вместо "общерусского" собственное национальное самосознание.

В III Думе (искусственно скроенной правительством П.А. Столыпина "под помещиков" и навязанной стране в результате "третьеиюньского переворота") русские националисты образовали две близкие по духу фракции, которые в 1909 году - при явном сочувствии со стороны П.А. Столыпина - объединились в мощную (вторую по численности) Русскую национальную фракцию. Наряду с фракцией "Союза 17 октября", русские националисты входили в проправительственное большинство Думы и были надежной законодательной опорой обеих половин столыпинского курса - и реформаторской, и репрессивной.
Русских националистов ни в коем случае не следует путать с черносотенцами, которые принципиально выступали за пересмотр итогов революции 1905-1907 гг., упразднение законодательной Думы и сохранение сословного строя. В отличие от крайне правых (Союза русского народа, Союза им. Михаила Архангела и др.), ВНС считал законодательную Думу великим благом для России и безоговорочно поддерживал столыпинский курс, нацеленный на уничтожение сословного общества и комплексную модернизацию страны.

Однако с самого начала и идеология, и тактика ВНС были исполнены очевидных внутренних противоречий.
Так, с одной стороны, ВНС безусловно признавал самодержавную власть царя, а с другой - говорил о необходимости "единения" монарха с народным представительством. При этом оставалось неясно, что делать в том случае, если это "единение" вдруг разладится, кого поддерживать: царское правительство или думское большинство?

Пока у власти оставался близкий националистам Столыпин, эта дилемма не возникала. Но когда Столыпина не стало и почти все его реформы отправились под сукно, фракцию и партию русских националистов начало лихорадить. Левая часть все более склонялась к фронде и контактам с либеральной оппозицией (прогрессистами и кадетами), в то время как правая часть выступала за дрейф в сторону крайне правых.
В конце концов, в августе 1915 года, в разгар Первой мировой войны, левые националисты окончательно откололись, тем самым "добив" весь партийный проект, и без того уже давно находившийся при смерти. Образовав фракцию "прогрессивных националистов", они вошли в состав Прогрессивного блока, объединившего большинство фракций Госдумы и жестко потребовавшего от царя создания "правительства доверия" (то есть кабинета, состоящего из министров, пользующихся доверием думских депутатов).

Таким образом, ВНС, в отличие от большинства прочих российских политических партий, погиб не в результате событий 1917-1918 гг., установивших в стране тоталитарную однопартийную диктатуру, а под бременем внутренних противоречий, раздиравших его на протяжении длительного времени. И дело было отнюдь не только в исчезновении спасительного покровительства в лице П.А. Столыпина. Причины лежали глубже - в недрах самой "русской национальной идеи".

Дефицит мирового величия

Начать с того, что отношение ВНС к базовой партийной ценности - русской национальности - было глубоко парадоксальным. Эта парадоксальность вытекала из стремления идеологов ВНС "органически" увязать воедино несколько взаимоисключающих тезисов.
С одной стороны, следовало обосновать "отличность" русского народа от всех прочих, в том числе от европейцев (иначе о каком "русском национализме" вообще можно вести речь?). "Русский человек, - писал один из главных теоретиков ВНС, профессор психиатрии П.И. Ковалевский, - не американец и не англичанин, а имеет свои, веками сложившиеся, самобытные формы".

С другой стороны, учитывая, что русские националисты выступали за реформирование России по европейским образцам, требовалось доказать, что русский народ не только развивается по единым с Европой законам, но способен делать это "не хуже европейцев" (иначе какой же это "национализм", если он не обосновывает идею безусловного национального величия?).
Наконец, с третьей стороны, надо было обязательно сделать упор на недостатках и слабостях русского национального бытия. Это было необходимо для того, чтобы обосновать центральную идею ВНС: введение специальных правовых преференций для русских людей на всей территории России и правового ограничения "инородцев" (особенно евреев) во всех сферах общественной жизни.

Краткая справка: для Российской империи такой подход был абсолютно новым, ибо до тех пор правовые ограничения носили лишь сословный, конфессиональный и региональный характер. ВНС же, по сути, впервые в российской истории предложил применить этнократический (по сути, расовый) подход.
Совместить решение всех этих задач, как можно понять, было практически невозможно.

Уже сам перечень национальных добродетелей русского народа (необходимый для утверждения доктрины национального величия) оказывался усеченным и охватывал, в основном, лишь сферу духовных устремлений, оставляя за скобками трудовые и гражданско-политические свойства русской души.
И.А. Сикорский (видный теоретик ВНС и также профессор психиатрии) определял основные черты русского характера так: "Это, во-первых - идеализм воззрений и жизни, придающий русскому народу особую печать этнического культурного бескорыстия, во-вторых - общеизвестная славянская грусть и задушевность, придающая медленный темп, глубину и основательность всем душевным движениям, начиная от мысли и кончая действием, в-третьих - вера, как психологическая черта и свойство, дающее уверенность, устойчивость и прочность надеждам, ожиданиям и самому идеализму. <...> Четвертой отличительной народной чертой является русское гостеприимство и терпимость..."

При всей романтической возвышенности этой характеристики было ясно, что всего перечисленного для победы русского народа в великом международном соревновании недостаточно. А потому еще один профессор (на сей раз правовед) Н.О. Куплеваский спешил заверить: "Русский народ, как показала его история, есть народ даровитый и энергичный".
В доказательство, правда, приводились сравнения исключительно с населяющими Россию инородцами, а отнюдь не с передовыми европейскими нациями: "Решительно ничем не доказано, что русские бездарнее инородцев, - наоборот, - восклицал один из основателей ВНС, известный публицист М.О. Меньшиков. - В какой хотите области - культурной, государственной и общественной - самые выдающиеся в России люди Великороссы".

И все же требовалось во что бы то ни стало найти хоть какие-то аргументы в пользу "мирового величия" русской нации не только в духовном, но и в гражданско-политическом измерении. Таких аргументов идеологам ВНС удалось отыскать, увы, всего два.
Первым абсолютным достоинством оказывалась способность русского народа к построению и удержанию крупнейшего в мире государства: "Никто не откажет русской народности в том, что она наделена всеми свойствами великих народов, - официально заявлял Совет ВНС. - Она это доказала уже тем, что создала одно из величайших в мире государств".

Второй бесспорной добродетелью объявлялась вековая покорность русских людей мудрой самодержавной власти, ведущей их к все новым историческим вершинам.
Таким образом, с "сильными сторонами души" у русской нации, по версии идеологов ВНС, наблюдался определенный "недокомплект"...

Продолжение следует

-----

* - Публикуется в сокращении, полная версия материала - http://www.apn-spb.ru/publications/article377.htm. Подробнее об этой проблеме см. также: Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М.: РОССПЭН, 2001; Коцюбинский Д.А. Утопия русского консерватизма: на примере партии "Всероссийский национальный союз" (1908-1917) // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). СПб, 2004, стр. 79-105.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru