Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Расследование 29/1/2007

В Петербурге введено ГЧП

Артемий АЛЕКСАНДРОВ

В преддверии своего переназначения губернатор Валентина Матвиенко внесла в ЗакС для "рассмотрения в первоочередном порядке" законопроект "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах", регулирующий отношения власти и бизнеса в реализации крупнейших инвестиционных проектов.

Принятый без поправок сразу во втором и третьем чтениях - аккурат в день повторного наделения губернатора полномочиями - этот законопроект сразу был назван "новым явлением в России". Городские власти заявили, что с его помощью решат многие насущные проблемы СПб. Однако с такой оценкой согласны далеко не все...

Законодательная "подправка"

Согласно тексту закона, государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - это взаимовыгодное сотрудничество СПб с российским или иностранным юридическим или физическим лицом в реализации социально значимых проектов, осуществляемой не только за счет государства, но также с привлечением средств частных инвесторов. Как говорит представитель губернатора СПб в ЗакСе Михаил Бродский, в обозримом будущем новый закон будет регулировать создание только крупнейших стратегических инвестиционных проектов, сумма общих инвестиций в каждый из которых составит не менее $ 100 млн. По его словам, законопроект специально создавался под такие проекты, как строительство Орловского тоннеля и Западного скоростного диаметра (ЗСД). На той же очереди: строительство второго аэропорта, следующей очереди очистных сооружений и скоростных диаметров, веток теплоцентралей и метрополитена, ряда мостов через Неву, реконструкция "Пулково", стадиона им. Кирова и десятки других проектов.

Новый закон уже окрестили "экспериментом для "подправки" федерального законодательства". "Действующим федеральным законодательством создание таких организационно-правовых форм, как ГЧП, в настоящее время просто не предусмотрено. Кроме того, в этом законе есть различные несоответствия федеральному законодательству, юридически некорректно прописанные нормы, отсутствуют определения и описания механизмов", - поясняет начальник юридического управления ЗакСа Светлана Коновалова, замечания которой, правда, при голосовании по законопроекту были большинством депутатов проигнорированы.

Бродский возражает Коноваловой: "Наш закон не противоречит законодательству, он его развивает. Давно было видно, что существующие законодательные акты (например, Гражданский и Земельный кодексы, федеральный закон (ФЗ) "О концессионных соглашениях") мешали или же были недостаточны для того, чтобы реализовать необходимые городу проекты, которые государству в одиночку не потянуть. Особенно в таких важных сферах, как транспорт, ЖКХ, объекты энергоснабжения, связь, медицина, образование, культура, туризм, спорт, куда раньше инвесторы, к сожалению, шли неохотно. Теперь же это положение можно будет исправить".

Такого же мнения придерживается и вице-губернатор СПб Юрий Молчанов, в своей пояснительной записке к проекту закона отмечающий, что действующее сегодня федеральное и петербургское законодательства снижает интерес инвесторов к вложению средств в реализацию общегородских проектов.

В связи с этим, городское правительство пошло на беспрецедентный шаг ради привлечения бизнеса: "отодвинув" мешающие законы, оно создало у себя отличное от других регионов правовое поле, которое должно стать Меккой для инвесторов. Для них разработчики первого регионального закона о государственно-частном партнерстве прописали такие права и гарантии, каких доселе еще не существовало. В свете последних питерских дебатов сразу представляется жутковатая картина, как теперь в Северную столицу со всех концов России и Земного шара бегут толпы радостных инвесторов, у каждого из которых по 300-метровому небоскребу.

Cui prodest?

Итак, что же конкретно предлагают петербургские законодатели-изобретатели?

Согласно действующему ФЗ "О концессионных соглашениях", право собственности на объект передается государству сразу после его строительства (реконструкции), осуществленного концессионером ("партнером", "инвестором"). Петербургский же закон о ГЧП, по словам Юрия Молчанова, "предусматривает, что концессионные соглашения являются не единственной, а одной из возможных форм ГЧП". Иными словами, отныне инвестор может получить готовый объект в собственность и эксплуатировать его, зарабатывая прибыль в течение определенного срока, по истечении которого должен передать объект обратно в собственность города. Сроки в законе не оговорены и будут определяться индивидуально - исходя из рентабельности проекта. Светлана Коновалова замечает, что сама формулировка о передаче в собственность на время юридически неграмотна. Михаил Бродский парирует: это-де единственная возможность привлечь инвесторов к низко рентабельным проектам.

Далее. Законом СПб "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности СПб, для строительства и реконструкции" все риски, связанные с получением дохода от использования объекта инвестирования, возлагаются исключительно на инвесторов, что, по словам Юрия Молчанова, "снижает интерес инвесторов". Чтобы "выправить ситуацию", новый закон о ГЧП предоставляет инвестору право на "получение платежей от потребителей товаров, работ, услуг, предоставляемых (выполняемых или оказываемых) с использованием "объекта соглашения"".

"Следовательно, право на получение, скажем, платежей от потребителей электроэнергии, газа, воды или медицинских услуг тоже может быть предоставлено инвестору? А по каким расценкам? На этот счет ничего в законопроекте не сказано", - комментирует законодательный пассаж политолог Борис Вишневский.

Помимо этого, город берет на себя выплаты партнеру, связанные с "тарифным регулированием" и "обеспечением минимального дохода деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения", а также берется предоставить при необходимости, государственные гарантии. Кроме того, закон дает возможность инвесторам привлекать заемные средства банков. Также должен, вероятно, повысить интерес инвесторов тот факт, что новый закон гарантирует им возмещение понесенных убытков в "результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Петербурга или должностных лиц этих органов". А также позволяет партнеру получать компенсационные выплаты от города в случае, если в течение действия соглашения будет принят городской нормативный правовой акт, "ухудшающий положение партнера, в том числе возлагающий на него дополнительные обязанности".
А п.5 ст.8 нового закона с подкупающей прямотой гласит, что "отсутствие или недостаточность средств в бюджете СПб для финансирования обязательств по соглашению не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение".

"Сегодня под тем предлогом, что "в бюджете нет денег", город отказывает "льготникам" в лекарствах и зубопротезировании, очередникам - в жилье, которого они ждут десятилетиями, жильцам старых домов - в проведении положенного капитального ремонта, - поясняет Борис Вишневский. - Считается, что раз в бюджете текущего года деньги на эти цели не заложены - значит, городские власти и не несут никакой ответственности за невыполнение соответствующих обязательств. Однако с "партнерами" по ГЧП город собирается вести себя не в пример более трепетно, чем с горожанами..."
На это Михаил Бродский возражает так: "Недостаточность в бюджете средств необязательно предполагает под собой изыскание их из каких-то резервных бюджетных источников в том же году: обязательства могут перекладываться на следующий год путем прописывания их в проекте закона о бюджете".

Устами члена бюджетно-финансового комитета ЗакСа Наталии Евдокимовой оппозиция продолжает разворачивать критическую аргументацию: "Закон о ГЧП позволяет принимать решения таким образом, что будет совершенно не ясно, как и в каком объеме станут тратиться финансовые средства для реализации проектов. Это может привести к неконтролируемому расходованию правительством бюджетных денег".
Михаил Бродские не согласен и с этим. Он отмечает, что, согласно закону о ГЧП, выбор каждого партнера будет производиться только в рамках открытого конкурса и все цифры, касающиеся расходования бюджетных средств, будут, как и раньше, доступны и открыты и для парламентариев, и для обычных граждан, поскольку найдут отражение в проекте бюджета.

Однако, по мнению депутата Михаила Амосова ( в недавнем прошлом председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа), смысл закона заключается как раз в том, чтобы минимизировать роль парламента в обсуждении не только конкретных финансовых схем, но и самой градостроительной сути крупных инвестиционных проектов: "Раньше была приемлемая форма целевых программ, которые принимались на основании отдельного закона. Например, по строительству юго-западных очистных сооружений. Там был привлечен кредит, принята программа, оговорены обязательства города по ценообразующей политике. Это нормальный пример партнерства. Но вдруг правительство решило пойти совершенно по иному пути, создав законодательную оболочку, которая к тому же огибает нормы федерального законодательства..."
Действительно, многие из будущих ГЧП вызывают критику уже давно. Например, к ЗСД есть претензии, связанные с экологией, а также с тем, что проект нарушает генплан развития города. К Орловскому тоннелю также есть нарекания, ибо выбран самый дорогой проект его строительства.

Как подтверждает и сам Михаил Бродский, участие парламентариев в соглашениях о ГЧП не предусмотрено, но и тут он призывает их не отчаиваться: ведь "в принятии бюджета они могут участвовать в обычном порядке".
Видимо, окончательно судить о законе придется лишь после того, как чиновники, освободившиеся де-факто от последних следов контроля со стороны депутатов, начнут, засучив рукава, осуществлять первый "гэчепешный" проект...

Депутат чиновнику - младший брат

Каким бы ни был закон об участии Петербурга в ГЧП, очевидно, что этот документ слишком серьезен, чтобы принимать его в авральном режиме. Неужели ЗСД или Орловский тоннель не могли подождать еще пару-тройку месяцев, дав парламентариям спокойно обсудить все детали этого документа?

"Авторы законопроекта воспользовались моментом, когда ЗакС ослаблен из-за начавшейся избирательной кампании и у него нет времени на работу с законопроектом, - убежден Михаил Амосов. - По окончании избирательной кампании, возможно, мы будем обжаловать этот закон в суде, поскольку он представляет собой вторжение в сферу гражданско-правовых отношений, которые, по Конституции РФ, относятся к компетенции правительства РФ".
Наталья Евдокимова настроена не столь оптимистично: "Максимум, что, может быть, удастся сделать, - это внести небольшие поправки в закон. Но если ЗакС останется в прежнем составе, то вряд ли и это произойдет, поскольку сейчас наш парламент, увы, всего лишь отдел Смольного, откуда и поступают все директивы..."

Назад Назад Наверх Наверх

 

В Петербурге введено ГЧП
В преддверии своего переназначения губернатор Валентина Матвиенко внесла в ЗакС для "рассмотрения в первоочередном порядке" законопроект "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах", регулирующий отношения власти и бизнеса в реализации крупнейших инвестиционных проектов.
Подробнее 

Пираты Балтийского моря — кто они?
В минувшую пятницу мир хозяйствующих субъектов Петербурга был потрясен несколькими взаимно антагонистическими PR-акциями.
Подробнее 

Смольный и "зелень"
Для тех, кто читал наш новейший "Город солнца", именуемый "генеральным планом" (принят ЗакСом в первом чтении), не секрет, что к 2015 году Санкт-Петербург станет еще свежее, зеленее и экологически безопаснее.
Подробнее 

Пятый канал уходит к "православным чекистам"?
В преддверии выхода Пятого канала на федеральный уровень петербургские власти решили продать контрольный пакет акций ОАО "ТРК "Петербург"".
Подробнее 

КАД ползучий! // До жителей Дачного проспекта уже дошло...
Кольцевая автодорога, как и все эпохальное, идет не только через пространство и время, но и через человеческие судьбы.
Подробнее 

Двум медведям в конкурсной берлоге не место?
В минувший понедельник в редакции газеты "Дело" раздался звонок.
Подробнее 

Кто защитит малых сих?
На площади Пролетарской Диктатуры перед Смольным опять митинговали малые предприниматели.
Подробнее 

Из "Искорки" не возгорится пламя... // Как и зачем местные чиновники "гасят" детские учреждения
Коллизия между городской властью и учреждениями социального назначения все больше напоминает грандиозное воплощение в жизнь известной детской сказки о Лисе-Плутовке и Бедном Зайчишке, у которого, на его беду, была избушка лубяная...
Подробнее 

Полиграфический "антитеррор"
Полиграф Полиграфович Шариков, как известно, был искренне убежден в том, что кот - "вредное животное" и что его "терпеть в квартире невозможно".
Подробнее 

Суд нам не закон! // Чиновники решили разобраться с малым бизнесом "по-свойски"
Смольный принял боевой окрас и вышел на тропу борьбы за "цивилизованную" торговлю.
Подробнее 

Кабельная кабала
Петербургский рынок телетрансляции умер, так и не родившись.
Подробнее 

Школа выживания // В Смольном придумали, как переделать бедные школы в дорогие бани
С 2006 года все школы Петербурга должны перейти на финансово-хозяйственную самостоятельность: открыть собственные лицевые счета и своими силами контролировать расходы бюджетных денег.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru