Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 22/1/2007

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии

Дмитрий ЦИЛИКИН

Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.

Но так всегда было с культовыми произведениями фэнтези, это косвенное свидетельство удачи авторов: придуманное столь убедительно, что несовпадение экранной картинки и воображенной при помощи книги кажется непереносимым насилием над реальностью.

А как быть тем, кто (как я) не имел счастья припадать к животворному источнику волкодавской прозы г-жи Семеновой? Может, так и лучше: кино - самостоятельное и самодостаточное искусство, и правильней поглядеть, насколько оно убедительно не в сравнении с литературным первоисточником, но само по себе.

Критика и зрители наперебой винят Лебедева, что он понатырил у Питера Джексона и Джорджа Лукаса. Ну да, главный злодей - топорная контаминация Дарта Вейдера из "Звездных войн" и Назгула из "Властелина колец", Нелетучий Мышь, верный перепончатокрыло-мохнатый соратник заглавного героя - положительная реинкарнация отрицательного Горлума из того же "Властелина", а в конце Волкодав обретает световой меч, буквально скопированный с амуниции рыцарей-джедаев.

Конечно, брать чужое нехорошо, однако, с другой стороны, Николай Лебедев по образованию киновед, и почему бы не счесть все это киноманскими цитатами, адресованными знатокам и ценителям? Пусть так, худо другое - "Волкодав", в отличие от вышеозначенных образцов, нисколько не вызывает доверия.

Дело происходит в некоем квазиславянском Средиземье, вместо королей и повелительниц - Кнес, правитель города Галирада, и его дочка кнесинка Елень, также имеются всякие Лучезары и Жадобы, чьи имена фонетически, а деревянные галирадские избы - визуально указывают на их нашенскую исконно-посконную природу.

Поместить действие фэнтези как бы в пра-Русь не возбраняется - таковы законы этого жанра. Но коли так - эта пра-Русь должна обладать такой достоверностью, чтобы мы по примеру машинистки Томаса Манна, перепечатывавшей "Иосифа и его братьев", вскричали: "Теперь знаем, как все было на самом деле". Предъявленный же мир насквозь фальшив.

На сайте фильма висят душещипательные россказни про то, как гримеры сутками наращивали волосы артисту Бухарову, изображающему самоё Волкодава, - постыдились бы, ей-богу: все парики прямо-таки пышут искусственностью, усы и бороды откровенно приклеены, латексные раны и рубцы грубо налеплены, кровь - именно та густая красная синтетическая жидкость, сладенькая на вкус, литровую бутылку которой мне недавно показала как раз знакомая гримерша. Спецэффекты будто нарочно выпячивают свою компьютерную природу. Играют все точно так же - только глаза таращат (кроме Нины Усатовой в уморительном камео - так ведь она плохо играть по природе своей не умеет), озвучание - буквально чемпионат между актерами по неорганичности. Маститый профессионал Алексей Рыбников на сей раз сочинил музыку, которую не назвать иначе как "топорный саспенс". Куда делся 10-миллионный (в $, разумеется) бюджет?

Оставить бы этого "Волкодава" на поживу тинейджерам, но - сказка ложь, да в ней намек. На рекламу сей славяноразвестистой клюквы ухнули то ли 6, то ли все 9 миллионов, фильм вышел разом 600 копиями. Понятно, продюсеры хотят нарубить бабла - но почему-то кажется, что не только. Предыдущий фильм Лебедева "Звезда" очень понравился Путину и получил Госпремию. Если учесть, что и во "Властелине колец" видели намеки на европейские диктатуры и "Звездные войны" объявляли проповедью идей панамериканизма, так и подмывает посмотреть на "Волкодава" не просто как на развлечение, но как на некоторый свыше продвигаемый символ.

Сюжет бестолков, причинно-следственные связи рвутся, логика хромает, особенная путаница - в теологических вопросах. Два злодея - Людоед и помянутый Жадоба - чают вызволить из магического заточения богиню смерти Морану, но расходятся в методиках проведения этой операции. Волкодав заявляет, что молится своим богам, а чужих уважает. Какие-то противные типа жрецы бичуют некоего апостолообразного юношу в рубище и с книгами, проповедующего новую веру. Как только Волкодав соберется отбросить коньки после очередного протыкания его вражеским метизом, ему является тетенька в сиянии с лицом пожилой Натальи Варлей и закосом под Деву Марию. Елень просит защиты от тлетворного влияния Мораны у "древних богов". Повелитель грозы, к которому результативно взывает Волкодав в финальном сражении опять-таки с Мораной, тоже, кажется, древний. А может, и нет...

Вся эта каша из религий напоминает воззрения коммунистов, провозгласивших, что Ленин-де Христу не противник, и свежеуверовавших кагэбэшников. Напоминает и объявление героями генералов, которых раньше кляли злодеями, с последующим их перезакапыванием - и попутным поруганием эстонцев за их перезакапывательские намерения... Но ничего, живем. Даже в кино ходим. Может, так и надо?

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru