Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 22/1/2007

Театр абсурда. Сцена вторая

Николай КУДИН

Ситуация вокруг строительства здания второй сцены Мариинского театра чем дальше развивается, тем выглядит более загадочной, если не сказать абсурдной. Работы по подготовке площадки строители ведут уже несколько месяцев, безукоризненно следуя графику, и в то же время до сих пор не ясно, как именно будет выглядеть будущий шедевр авторитарного постмодернизма. А в минувший четверг от проекта был фактически отстранен его главный архитектор Доминик Перро.

Сказка и быль мэтра Перро

Вероятно, для того, чтобы сохранить единство абсурдистского стиля всей этой истории, руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой тут же подчеркнул, что российская сторона заинтересована в сохранении договорных отношений с Перро и в том, чтобы тот осуществлял авторское сопровождение проекта на всех стадиях.

Незадолго до этих событий, напомню, Главгосэкспертиза отклонила очередной вариант проекта, представленный французским архитектором. Изначально наибольшие нарекания вызывали детали, связанные с безопасностью эксплуатации сцены вообще и очисткой стеклянного купола, в частности. Перро пошел на решительные уступки, уменьшив, по сравнению с первоначальным планом, размер будущего купола на треть. Это, однако, ситуацию принципиально не разрешило, а к прежним претензиям добавились некие замечания по арифметической части сметы. Доминику Перро сперва было предложено устранить все ошибки к марту 2007 года.

Дискуссии достигли критического уровня напряженности. Перро комментировал заключения Главгосэкспертизы на повышенных тонах, словно чувствуя, что дальнейшее его участие в судьбе второй сцены Мариинского театра находится под вопросом. В четверг действие контракта с ним было приостановлено.

Свои замечания к представленному проекту, судя по всему, имел также и заказчик - художественный руководитель театра Валерий Гергиев, хотя никаких официальных заявлений на этот счет и не делал. По данным интернет-газеты "Фонтанка.ру", Гергиев сам поднял тему отстранения Перро от участия в создании второй сцены, хотя ранее активно поддерживал именно этот проект.

Возражения Гергиева, по слухам, были связаны с тем, что подкупольное пространство планировалось сделать зоной свободного доступа для прогуливающихся, что неизбежно повлекло бы за собой проблемы при пропуске посетителей театра. Кроме того, Гергиев вроде бы был не в восторге от идеи разместить в здании ресторан: даже если дать ему название "Буфет", вряд ли это примирит театралов с проведением в храме высокого искусства разудалых корпоративных банкетов.

Существует еще одна проблема, связанная с созданием второй сцены. Как это обычно происходит в мегаполисе, появление нового архитектурного элемента заставляет потесниться те здания, что находятся поблизости. Скандал с расселением домов в Минском переулке и скандалом-то не назовешь. Из людей, ставших в последнее время жертвами таких амбициозных начинаний, воистину "можно составить город". Однако в данном случае чиновники, нацеленные на лоббирование строительства, старательно делают вид, что заботятся о "недальновидных" жильцах: дескать, переезжайте, родимые, - ведь в случае постройки второй сцены ваши дома окажутся в зоне плохой освещенности.

Но жители копают куда глубже и задаются вопросом: почему на этом участке все дома не имеют фундамента и высота их не превышает четырех этажей? Власти смущенно отворачиваются, а ответ очевиден: под домами находится подземное озеро, и строить здесь вообще что бы то ни было опасно. А рытье траншей может вызвать смещение подземных вод...

Ложь против уродства: кто кого?

С самого начала стало очевидно, что закончить проект второй сцены в срок не удастся. По словам Доминика Перро, ему с огромным запозданием предоставили данные бурения и проект площадки; в результате первые месяцы французский архитектор работал вслепую и первоначальный проект оказался, разумеется, неполным и приблизительным. Вероятно, Перро не придал особого значения собственному великодушию, когда решил не подавать жалобы, а продолжать работу в предложенных обстоятельствах. Тем большим, наверное, было его удивление, когда Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации поставила ему этот неполный проект в вину. Правда, вскоре глава этой организации Андрей Кружилин покинул свой пост, и на какое-то время показалось, что отныне архитектурно-строительное взаимопонимание между сторонами будет найдено. Однако дело, как видно, не столько в конкретных личностях, сколько в неких "подземных озерах" всей этой архитектурно-бюрократической эпопеи.

Показательна в этом смысле история со строительством паркинга перед зданием будущего театра. Как сообщила в эфире "Радио Свобода" представитель Доминика Перро в Петербурге Людмила Лихачева, конкурсный проект предполагал размещение стоянки на 33 места - исключительно для дирекции театра. Однако теперь планируется создать парковку минимум на 1000 машин, рассчитанную на посетителей аншлаговых спектаклей. При этом рассматриваются три варианта расчистки площадки под стоянку. Согласно первому, парковочные места будут размещены под Театральной площадью. Второй и третий варианты связаны со сносом зданий: Дома Быта в одном случае или двух домов по Минскому переулку - в другом.
Как многозначительно сообщил Андрей Кружилин, есть еще один, так называемый резервный, вариант, но рассматривать его пока преждевременно. Даже страшно представить, какие разрушения предусматривает данный загадочный проект, если люди с такой железной выдержкой, которая свойственна нашим городским властям, не решаются озвучить свои замыслы, публично посмотрев правде в глаза и заявив городу и миру, к примеру: "Да, необходимо засыпать Крюков канал и снести главное здание Мариинского театра! Ну, это на крайний случай, если жертва в виде снесенного Дома Быта окажется недостаточной..."

Между тем сроки строительства откладываются все дальше. Как выяснилось в конце прошлого года, от этих сроков теперь зависит и реконструкция основной сцены театра, которая начнется не раньше, чем будет построена вторая.
Процесс, который должен воспоследовать за отлучением Перро, Главгосэкспертиза называет "доработкой проекта", он должен закончиться к 15 февраля. Однако что воспоследует дальше?

В городской прессе уже обратили внимание на то, как активно Валерий Гергиев участвует в судьбе другого строительства - Дворца Фестивалей на острове Новая Голландия. Наиболее безответственные наблюдатели даже позволили себе усомниться в честности городского правительства и предположили, что никакой второй сцены на Крюковом канале и вовсе изначально не планировалось (а место было расчищено под что-то куда более "откатно-прикладное"), чем и объясняется неожиданный интерес Гергиева к новой концертной площадке. А что в этом случае появится на месте ДК им. Первой Пятилетки (светлая ему память!), можно только гадать. Не театр - так гостиница, не гостиница - так еще одна парковка. Впрочем, апологеты архитектурной целостности города, которых раздражал облик "мешков с мусором", как называл свое детище сам Перро, теперь должны, по идее, всецело уповать на петербургских чиновников. А точнее, на их коммерческое коварство и архитектурную милость, чтобы, паче чаяния, на освободившейся территории - если она и впрямь не достанется театру - не появилось что-нибудь аналогичное очередному "газоскребу".

Комментарии

Михаил АМОСОВ, председатель комиссии ЗакСа СПб по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам

- То, что происходит вокруг второй сцены Мариинского театра, меня абсолютно не удивляет. Весь процесс с самого начала казался чересчур поспешным. Большинство вопросов решались без предварительной консультации с общественностью города, а общественные слушания были проведены уже после того, как проект Перро выиграл конкурс. Отрицательную роль сыграло и то, что решения были приняты при активном участии федерального центра. Нам как будто бы сказали из Москвы: мы тут решили снести ДК им. Первой Пятилетки и построить новое здание на его месте, ваша задача - провести конкурс. В этом изначально было что-то ненормальное и искусственное, что и проявилось в процессе реализации проекта. К тому же городу были обещаны большие деньги из федерального бюджета, и эти деньги оказались тем самым бесом, который всех попутал.
В связи со всем этим можно привести и другой пример - стадион имени Кирова. Тоже небесспорный проект, хотя в этом случае город сам принял решение о постройке стадиона, сам выбрал проект и собирается претворять его в жизнь за свои бюджетные деньги. Все это обеспечило последовательность в действиях городских властей: определили место (кстати, далеко не сразу), провели конкурс, выбрали хороший проект, наняли подрядчиков, которые уже работают над его реализацией. То есть с самого начала все было поставлено на свои места. Возможно, именно печальный опыт с проектом Перро заставил так действовать власти города, а может быть, дело в том, что вопрос создания стадиона с самого начала находился исключительно в их руках. Поэтому я бы предпочел, чтобы министерство культуры не сильно вмешивалось и в ситуацию со второй сценой Мариинского театра. Ведь театр, хотя и находится в ведении минкульта, является, в первую очередь, петербургским объектом, и мы бы здесь сами разобрались.

Владимир ЛИСОВСКИЙ, председатель совета Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, доктор искусствоведения

- Я всегда говорил, что постройка в этом месте такого громадного здания и в таких неопределенных формах совершенно неуместна и нежелательна. В 2003 году многих специалистов привлекло необычное решение со стеклянной оболочкой - легкой, прозрачной. А в результате проработки конструкции все это превратилось в совершенно иное сооружение: тяжеленный металлический каркас (стекла там осталось совсем немного), гигантская и несуразная решетка - эта оболочка лишает театр всяких признаков архитектурного произведения. Так что, с художественной точки зрения, это здание кажется мне совершенно неуместным в районе Крюкова канала.
ВООПИК обратилось тогда с письмом к президенту, в котором данное мнение было изложено. Никакого ответа мы не получали, да, собственно, и не рассчитывали на него. Выбор проекта, возможно, был связан с тем, что конкурс проводился в странной обстановке: его результаты можно было предугадать заранее, потому что они определялись в ходе предварительных разговоров между несколькими высокопоставленными людьми.

Ведь как это делается в России? Прежде всего сломать, а потом уже смотреть, получится что-нибудь или нет. Как только был одобрен проект Перро, сразу начали сносить дома, в том числе здание ДК им. Первой Пятилетки, которое, между прочим, с точки зрения архитектурной истории города, представляло немалый интерес.
Некоторое время назад я опубликовал статью под заголовком: "Пустырь имени Доминика Перро". Тема была навеяна слухами о том, что здание второй сцены не будет построено, а на его месте окажется сквер или автостоянка. Вообще, все в этой истории нелепо, все не согласовано, различные ведомства не могут найти общего языка.

Есть еще и версия, что относительно проекта Перро как-то нелицеприятно высказался президент РФ, из-за чего реализация проекта и была приостановлена...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru