Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 25/12/2006

Чужое веселье // "Ужастик" от отечественного производителя

Дмитрий ЦИЛИКИН

Фильм "Ведьма" в очередной раз продемонстрировал живучесть в отечественном сознании синдрома людоедки Эллочки, которой все неймется уконтрапупить американскую Вандербильдиху.

С духовным окормлением

Три в меру упитанных мужчины в самом расцвете сил решили: а что бы нам не заделаться кинопродюсерами? Но продюсер ведь должен какое-то кино продюсировать, а то от него останется только надпись на визитке. И тут, по признанию одного из этой троицы неофитов, некий добрый человек "подсказал мысль о создании современной адаптации известного произведения Н.В. Гоголя "Вий", за что мы ему очень признательны". Создавать адаптацию призвали режиссера Олега Фесенко, до того подвизавшегося на ниве рекламы, а потом сериалов. Адаптация была благополучно создана и вот уже месяц болтается в прокате.

Действие перенесено в наше время и в некую условную американскую глубинку. Вместо философа Хомы Брута имеем жовиального журналиста Айвана, раздолбая и бонвивана, который ввязывается в мимолетную интрижку с писаной красавицей, обитающей в заколоченном страшном доме и быстренько обнаруживающей свою потустороннюю злокозненность. Айван топит ее в ванне, бежит, переодевается в случайно найденное платье католического священника, после чего оказывается в городке, где местная полиция принуждает его отслужить три мессы по убиенной девице - разумеется, той самой ведьмачке из ванны.

Но г-н Фесенко - питомец великой русской культуры. Он не мог оставить инородцев без духовного окормления: "Если бы за это взялись американцы, они не смогли бы передать настроение Гоголя и сняли бы просто фильм ужасов. Я же снимаю ужасы с подтекстом. Очень надеюсь на то, что, когда американский умный зритель (надеюсь, такие там есть) посмотрит наш фильм, он задумается".

Подтекст фесенковских ужасов следующий. Пока означенный Айван водку пьянствует, безобразия нарушает и, главное, не верит в Бога, дела у него идут так себе. А вот оказавшись перед альтернативой: или ты ведьму, или она тебя, и не имея других средств спасения собственной шкуры, он вдруг быстренько к-а-а-к уверует в Господа Нашего Иисуса Христа, тут же из глаза изображающей Его статуи прольется кровавая слеза, Распятие просияет Неземным Светом, от какового Света нечистая сила прекратит, наконец, свои воздушные маневры под потолком церкви и осыплется на пол какими-то мерзкими хлопьями (что даже несколько жалко: изображающая ее артистка Евгения Крюкова, хоть и сверх меры набеленная и насурьмленная, все равно очень хороша собой).

Для пущего саспенсу вся эта вампука, само собой, сдобрена резкими скачками камеры, изломанными ракурсами, косым светом, дымами, туманами и инфернальной музыкой компьютерного производства. В общем, обычный дюжинный трэш.

"Тем и сказка могла бы кончиться, друзья; но слова два прибавлю я".

Не тягайтесь с Голливудом

Мощная и явно дорогая рекламная кампания позиционировала "Ведьму" как "первый российский фильм ужасов". Но что за настоятельная необходимость наступила для РФ обзавестись еще и собственным производством фильмов ужасов?

Есть искусство кино, есть индустрия кино. Первое не может быть подражательным по определению: искусство создается в результате творческого акта, то есть сотворения чего-то раньше не бывшего. В сфере индустрии тягаться с Голливудом - смешное ребячество: там все компоненты зрелища, все инструменты вызывания в зрителе заданных психологических и даже физиологических реакций доведены до такого совершенства, по сравнению с которым наши доморощенные "ужасы" - именно что мексиканский тушкан, крашенный зеленой акварелью.

Да, допустим, ту же "Ведьму" удалось дотянуть до уровня категории "В", и продюсеры гордо хвастаются 16 минутами спецэффектов (на самом деле довольно жалких), и заграница в лучших советских традициях снята в Эстонии, но все-таки картинка похожа если и не на реальную Америку, то на ее среднестатистические киношные образцы. Однако провинциально-патриотического одушевления "и мы так могём!" все-таки недостаточно, чтобы предпочесть это изделие качественному голливудскому продукту категории "А".

Взять "Вия" - одно из поразительнейших созданий ослепительного умонепостигаемого и неповторимого гоголевского гения, - выдрать оттуда элементы фабулы и перекраивать их по чужим лекалам, к тому же третьесортным, есть форменная глупость. Наш кинематограф и внутри страны, и вне ее выигрывает, лишь когда он находит особенную дорогу. Алексей Балабанов уже сколько лет строит свой самостоятельный художественный мир - и его неподдельность не препятствует, а, наоборот, способствует зрительскому успеху. "Экспортный" бокс-офис "Русского ковчега" Александра Сокурова составил $ 5 млн., что беспрецедентно для арт-хауса, - а ведь это абсолютно оригинальное произведение, не пользующееся никакими заемными рецептами. Даже в Израиле, где каждый пятый говорит по-русски, в реальном, не киноклубном, прокате побывали только два российских фильма: тот же "Ковчег" и "Возвращение" Андрея Звягинцева.

Пожалуй, в этой сфере правильнее всего руководствоваться известной пословицей: за морем веселье - да чужое, а у нас горе - да свое.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru