Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Дискуссия 27/11/2006

Россия — нормальная страна // Аллергией на демократию страдает не народ, а власть

Александр Щелкин*

Давно мы уже слышим песни о том, что "русский мир" устроен на свой неповторимый лад и что европейские "нормы жизни" ему не подходят. Песням этим лет этак уже 150. Поются они со времен легендарного славянофильства. И вот еще один припев — статья Алексея Шустова "Психология россиян сопротивляется партийной системе" ("Дело", 23 октября 2006).

Как говорится, одним вокалом больше, одним меньше. Чего реагировать. Жизнь — лучший арбитр. И факты давно известны.

Одна только новость. Раньше славянофильское мифотворчество свершалось по департаменту национал-патриотов, теперь же этой "темой" для вящей оригинальности балуется ученая молодежь, специализирующаяся, я так понимаю, на политической психологии.

Дает ли русская история повод к такому фатальному вердикту: "Политических партий в западноевропейском смысле у нас не построить в принципе — по крайней мере, в ближайшее десятилетие"? Тебя не умиляет, читатель, это "в принципе"? В принципе, не построить, но за пределами нескольких десятилетий вроде как и можно. Так все-таки можно или нет?

Жизнь берет свое

Так вот о фактах или "правде жизни" — в отличие от всяких удобных и приятных мифологем. "Многопартийность" как синоним конкуренции и "дискурса" в общественной жизни существует всегда, даже если по всем признакам нет условий для этой "официальной", "легальной" многопартийности. Политологи, слава Богу, научились наблюдать такие вещи, которые существуют "не благодаря, а вопреки".

Для наглядности приведу пример сначала из экономики, из Виталия Найшуля. Советское "плановое" хозяйство пронизывали структуры "подпольной", "серой", "неофициальной", можно сказать, "рыночной" экономики, за счет чего все хозяйство и держалось. А вот другой пример. Русский социолог Николай Тимашев (1886-1970) доказал еще в конце 1930-х, что Сталин после 1932 года строил в СССР совсем не социализм/коммунизм, а нечто противоположное. Жизнь берет свое чаще всего "не благодаря, а вопреки". В данном случае это надо понимать так: "вопреки" субъективному волюнтаризму власти — будь то власть большевиков или самодержцев.

Наш автор, Алексей Шустов, берется выводить "демократическую тупиковость" в нашем отечестве из недр народной психологии. И зря. Потому что в народной жизни дело чаще всего выглядело гораздо более обнадеживающим, чем в официальных институтах власти. В народной жизни всегда меньше табу и цензуры, идущих сверху.

Сошлюсь на материалы еще одного автора, который эту тему изучал досконально. Я имею в виду Александра Горянина, чью политическую философию я сам не вполне разделяю. В статье "Русская демократия — не новодел" сформулирована самая главная мысль: "Наши традиции демократии и народного представительства старше самого русского государства: Лаврентьевская летопись говорит об изначальности обычая сходиться на вече… Сравнивая средневековые города-государства Северной Европы, видишь, что системы выборного правления в Новгороде и Пскове были заметно демократичнее".

Русские города выбирали администрацию для собственных нужд сами — земских и губных старост, целовальников и проч. Многие историки сегодня пришли к выводу, что "власть имела под собой мощную демократическую базу, и по участию низового демократического элемента в местном самоуправлении допетровская Россия опережала даже Англию".

О Земских Соборах как-то и напоминать неудобно. За 135 лет (1549-1684) было созвано 57 соборов. На них были избраны, между прочим, шесть царей, что и дало основание историкам назвать эти созывы "торжеством сословного представительства". Соборы представляли собой нормальную практику высказывания противоположного государю мнения. Такие возражения назывались "встреча". Некоторые цари их любили и поощряли.
Загляните в дореволюционные книги отечественных юристов, где описываются "русские юридические древности". Зачитаетесь. Верх современного политического искусства на Западе — консенсус — небеспрецедентен. Оказывается, народная жизнь русского села строилась на этой практике. Вот цитата, хотя и не короткая, но стоящая усилий дочитать до конца: "На мирских сходах крестьян счета голосов вообще не бывает. Да в нем и нет никакой надобности, потому что мир решает свои дела всегда единогласно, и это происходит очень просто и как бы само собою. Начнут разбирать дело, толкуют иногда очень горячо и долго, но когда станет выясняться наилучший исход и намечается благоразумное решение, то к нему присоединяются все больше и больше лиц, а когда сделается ясным, что на его стороне число участвующих на сходе значительно превозмогает, к нему присоединяются отсталые…"

Такова мудрость "народной жизни", не испорченная узурпаторством "официальной", "верховной" и проч. власти. И считать, что в российской истории этот народный базис был лишен своей нормальной, естественной, стихийной демократии и здравого смысла, нет никаких, как видим, оснований.

Славянофилы "пришли" с Запада

К слову сказать, не вредно напомнить, что все наше славянофильство с его слащавым и пасторальным представлением о духе народа, было в значительной степени воспринято дворянскими писателями в порядке модного влияния Запада — в частности, из Германии начала XIX столетия. Как хорошо показал исследователь русского либерализма Анджей Липовицкий, Европа подарила нам не только "западников", но и славянофилов, для которых культ шелленгианского мистицизма стал источником вдохновения на долгие годы.
Жизнь идет вперед и поправляет все искусственное и неадекватное не только в головах идеологов, но и в самой человеческой практике. Что такое русская политическая история? Это, между прочим, постоянное исправление собственной "азиатчины" и "китайщины". В народной жизни и психологии самоуправление никогда не затухало и даже знало свои лучшие времена.

На официальном уровне, на уровне самодержавной власти, мы наблюдаем все время попытки боярского, аристократического, дворянского ограничения недемократического самовластия. В послепетровскую эпоху, особенно после коварного эпизода Анны Иоанновны, эти попытки получают даже поддержку со стороны самой царствующей династии.

Модернизация возможна

О неспособности российского сообщества к нормальному парламентаризму наш автор высказывается стереотипно: "бурная политическая жизнь, протекавшая вокруг четырех дум…"
Неверно. По своей демократической экзальтации и нетерпимости непродуктивными были только первые две думы. Остальные две работали, как часы. Очень даже для тех условий плодотворно (если не считать общего кризиса, который был связан с Первой мировой войной и начался в 1916 году). Собственно этот период вошел в российскую историю как период "думской монархии" и был, по словам известного историка Николая Рутыча, "одной из самых светлых страниц нашей истории, периодом небывалого развития во всех областях жизни и, главное, периодом больших и успешно проводимых реформ".

И наконец, о чем говорит мировой опыт модернизации тех стран, которые в своей истории и близко не практиковали западных политических институтов? О чем говорит опыт Японии, Южной Кореи, Турции и др. государств?
Глобализм — не просто расхожий и модный термин. Это реальность, суть которой очень хорошо выразил неразгаданный по-настоящему социальный мыслитель Мих. Лифшиц (1905-1983), сказавший: "История превращается в Систему". Все страны подтягиваются к Системе и включаются в нее. Это действительно "конец истории" и начало функционирования Системы, где субъекты (страны, союзы, регионы) отличаются главным — Культурой, а Экономика и Политика, как всякая "Технология", построены на стандартных принципах демократии, собственности, свободного рынка, социального государства и прочих "модулях" современности.

Быть в глобальной системе — значит, разделять эти принципы и допускать соответствующие им институты. Так модернизируется сегодня Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка. Единственное исключение — Китай, который модернизируется экономически, но не политически. Но исключение подтверждает правило. Политическая модернизация Китая — условие его полноценного присутствия в сегодняшнем мире.
Иначе говоря, модернизация не только психологически и физически возможна в теперешней глобальной системе, но даже необходима для выживания. Считать Россию не способной — психологически и физически — к подобной модернизации нет никаких серьезных причин, кроме собственной субъективной прихоти отдельных авторов.

----

* - Щелкин Александр Георгиевич — профессор, доктор философских наук, главный редактор газеты "Русская Европа".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Первый звонок или "последний клапан"?
Дмитрий Травин ("Дело" от 22.09) полагает события "черной недели" (15.09-19.09) первым звонком.
Подробнее 

Разруха все же в головах!
"Империя в силах" - таков, на мой взгляд, главный вывод, который следует из полемической статьи Даниила Коцюбинского "Манифест неудачника", опубликованной в "Деле" от 21.04.08 г.
Подробнее 

Бунтари-одиночки или союз граждан?
"Манифест неудачника" напомнил историю, как на съезде партии знаменитый хирург Борис Петровский докладывал о достижениях и перспективах советской медицины, - в частности, о пересадке почек.
Подробнее 

Зачем нам считать себя нацией?
Начавшаяся на страницах "Дела" дискуссия примечательна уже тем, что ее участники обсуждают не вопрос о том, "как обустроить Россию", казавшийся актуальным еще 10-15 лет назад, а дилемму следующего шага: на каких идеях и ценностях должны развиваться российские регионы и прежде всего Петербург "после России"? То есть после эпохи очередного имперского оледенения, ставшего следствием "великого углеводородного чуда"...
Подробнее 

Не все регионализмы одинаково полезны
Во второй половине 1991 года мне довелось присутствовать на тусовке одной вновь создаваемой партии.
Подробнее 

Надо стать не русской, а петербургской нацией
Человеку, знакомому с политической жизнью лишь по газетным публикациям и телепередачам, должно казаться более чем странным, что либеральная газета "Дело" напечатала статью ультраправого публициста Вадима Штепы: "Чтобы стать русскими, надо преодолеть Россию" ("Дело" от 6.11.2007).
Подробнее 

Чтобы стать русскими, надо преодолеть Россию
Консервативно-патриотический дрейф российской власти заставил ее два года назад заменить давно уже рутинизировавшийся, но все-таки "неудобный" революционный праздник 7 ноября на "день национального единства" 4-го.
Подробнее 

Успех пастыря или успех палача?
Дискуссию о "лузерах" и виннерах", стихийно начавшуюся на страницах "Дела", о том, кого именно и за что именно следует считать успешным, а кого - проигравшим, продолжает известный петербургский правозащитник Леонид РОМАНКОВ.
Подробнее 

В тени двуглавого дракона
Почти полгода на страницах "Дела" идет дискуссия на тему дальнейшей судьбы народов и земель, входящих в данный момент в состав московской империи**.
Подробнее 

Колобок и Джонни-пончик // Наши сказки на мировом уровне
Алексей Шустов в статье "Психология россиян сопротивляется партийной системе" (Дело от 23 октября 2006 г.) назвал две основные причины, по которым, с его точки зрения, в России не смогла заработать и в ближайшие лет 50, видимо, не заработает западная модель демократии в виде двухпартийной системы.
Подробнее 

Куда налить вино свободы?
Дискуссия, начатая Даниилом Коцюбинским, выдвинувшим тезис о том, что Россия и демократия — суть вещи несовместные и что тем хуже для России ("Дело" за 14.08.06), как и следовало ожидать, оказалась бледной тенью дискуссий на ту же тему, происходивших в петербургских СМИ почти десять лет назад.
Подробнее 

Россия — нормальная страна // Аллергией на демократию страдает не народ, а власть
Давно мы уже слышим песни о том, что "русский мир" устроен на свой неповторимый лад и что европейские "нормы жизни" ему не подходят.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru