|
Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР). Недавно в Петербурге он поведал об интересных результатах своих последних исследований.
Что за Центр такой?
Сначала несколько слов о ЦСР. Об этом Центре пока не скажешь, что он широко известен и в представлении не нуждается. Несмотря на его благородную миссию и оказываемое ему высокое покровительство.
Начнем с миссии. Это — "содействие успешному развитию страны путем экспертной и нормативно-правовой поддержки проводимых реформ в экономике и социальной сфере". Попутно заметим, что своими принципами ЦСР провозгласил профессионализм и ответственность, открытость, неангажированность, оперативность, приверженность диалогу.
Теперь о покровительстве. Начал свою деятельность ЦСР в декабре 1999 г. под эгидой председателя совета Фонда ЦСР Германа Грефа (тогда первого заместителя министра государственного имущества) и президента Фонда ЦСР Дмитрия Мезенцева (ныне — заместителя председателя Совета Федерации). Председателем попечительского совета Фонда ЦСР стал Дмитрий Козак — в то время руководитель аппарата правительства РФ.
Эпохальным продуктом ЦСР является созданная к маю 2000 г. "Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года". В народе она была известна как "Программа Грефа". Кроме того, как видим из официального названия, формально она еще жива (хотя сейчас идет подготовка к сотворению нового подобного документа).
С тех пор ЦСР сделал еще много нужного и полезного для властей РФ. Например, с 2003 г. на его базе начата разработка реформ по "национальным проектам". Так что нашему первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву есть на что опираться. В интеллектуальном смысле.
Недавно Дмитриев посетил родной ему Петербург и выступил на междисциплинарном семинаре "Леонтьевского центра" с представлением новейшей разработки ЦСР. Называется она "Стратегический аудит Российской Федерации". В рамках этого проекта подготовлен первый доклад с очень интересной проблематикой. Тема его — "Анализ последствий возможного снижения мировых цен на нефть для российской экономики". Вот об этих самых последствиях и пойдет речь.
Три сценария
Для анализа были выбраны три сценария на пять последующих лет. Размер Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы Центробанка РФ приняты по состоянию на 1 января 2006 г.
Первый из сценариев — самый оптимистичный. Исходит из сверхвысоких цен на нефть: предполагается их повышение до $ 80 за баррель в первый год и до $ 100 на весь оставшийся период.
Второй сценарий авторы доклада назвали инерционным. Здесь цена на нефть держится на уровне $ 50 за баррель в первые два года, следующие два понижается до $ 45 и в последней год оказывается на уровне $ 40.
Третий же сценарий разработчиков — самый интригующий (он охватывал четыре года). Авторы дают количественную оценку последствий для экономики России торгового шока, выражающегося в резком снижении мировых цен на нефть марки "Брент" до $ 25 за баррель в последний четвертый год (в ценах конца 1990-х гг. это примерно соответствует уровню $ 10-12). Как видно из таблицы, здесь в первый год мы имеем $ 40 за баррель, во второй и третий — по $ 27.
Во всех сценариях закладывались худшие для данных условий параметры. Поэтому, как предупреждают авторы доклада, реальное состояние российской экономики после падения цен будет более благополучным, чем следует из произведенных расчетов. В третьем сценарии наряду с вариантом "ответственной экономической политики" был рассмотрен и вариант политики "безответственной".
Полученные результаты включали сценарный прогноз макроэкономических показателей, бюджета расширенного правительства (на человеческом языке это означает совокупный бюджет всех трех уровней бюджетной системы — федерального, регионального и муниципального), а также состояния корпоративного и банковского секторов.
Что будет в худшем случае
Разумеется, все мы надеемся на лучшее, но ожидаем худшего. Поэтому посмотрим внимательно на представленные в таблице последствия соответствующих изменений цен на нефть.
Сценарий падения цен
|
I год |
II год |
III год |
IV год |
Цены на нефть (Брент, $ за баррель) |
40 |
27 |
27 |
25 |
Темп прироста реального ВВП (%) |
3,5 |
0,2 |
-2,5 |
-6,5 |
Экспорт (млрд. $) |
208 |
171 |
167 |
155 |
Импорт (млрд. $) |
128 |
122 |
105 |
89 |
Доходы федерального бюджета (% ВВП без ЕСН) |
18,9 |
15,0 |
14,9 |
14,3 |
Расходы федерального бюджета (% ВВП) |
18,4 |
19,7 |
21,0 |
19,9 |
Профицит/дефицит (?) федерального бюджета (% ВВП) |
-0,5 |
-6,3 |
-7,7 |
-7,1 |
Прирост средств в Стабилизационном фонде РФ за год (млрд. руб.) |
460 |
-313 |
- 574 |
-768 |
Изменение объема золотовалютных резервов (млрд. $) |
34 |
-20 |
-31 |
-62 |
Изменение номинального курса $ к рублю (%) |
4,5 |
11,0 |
18,0 |
75,0 |
Индекс реального эффективного курса рубля (июль 1998 г. = 100%) |
104,4 |
102,3 |
92,6 |
74,1 |
Темп прироста индекса потребительских цен (%) |
9,8 |
8,9 |
5,6 |
40,0 |
|
За четыре года реальный ВВП сокращается на 5,5%, при этом на четвертый год падение достигает 6,5%. Величина ВВП в последний год сократится до $ 500 млрд. (по текущему курсу) и будет более чем в два раза меньше, чем при инерционном сценарии.
Падение доходов федерального бюджета произойдет до 14,0-14,5% ВВП, что означает возникновение бюджетного дефицита уже в первый год (при $ 40 за баррель). По итогам второго года ожидается полное исчерпание средств Стабилизационного фонда РФ на фоне дефицита федерального бюджета в размере не менее 6% ВВП.
Предполагается, что в этих условиях политика Центробанка РФ сводится к достижению постепенности при девальвации рубля за счет осуществления валютных интервенций (обмена валюты на создаваемые Центробанком рубли). В итоге к концу четвертого года рубль обесценится примерно в 1,5 раза, по сравнению с концом 2005 г., что обойдется Центробанку РФ в половину его золотовалютных резервов (оставшийся их объем на конец четвертого года — $ 106 млрд.).
В четвертом году вероятно падение номинального курса рубля на 75%. Реальный же эффективный курс рубля (курс с учетом российской инфляции) за четыре года снизится только на одну четверть, что позволит даже в условиях падения цен на нефть сохранить положительное сальдо торгового баланса (разность между экспортом и импортом) в объеме около $ 60 млрд.
При допущении ответственной политики не рассматривается вариант дополнительного эмиссионного финансирования дефицита бюджета (за счет кредитов Центробанка РФ), поэтому темпы роста денежной массы сокращаются до 5-6% в год. Однако, вследствие отражения в ценах изменения валютного курса, аналогичного снижения инфляции не происходит. Накопленный индекс потребительских цен за четыре года достигает почти 80%, причем в четвертый год его прирост составляет 40%.
В итоге расчеты показали, что даже в условиях устойчивого падения цен на нефть до крайне низких и маловероятных на практике значений масштабы кризиса хотя и приближаются к масштабам кризиса 1998 г., но все же оказываются не столь велики.
Дополнительно был рассмотрен вариант осуществления безответственной бюджетной и кредитно-денежной политики. Безответственность эта может состоять в следующем.
Во-первых, при осуществлении худшего сценария денежные власти стремятся поддержать номинальный обменный курс рубля к доллару США вплоть до полного исчерпания золотовалютного резерва.
Во-вторых, правительство не сокращает уровень расходов госбюджета в условиях падающих доходов.
В-третьих, наряду с расходованием Стабилизационного фонда и рыночными заимствованиями осуществляется эмиссионное финансирование федерального бюджета Центробанком РФ.
Тогда глубина и масштабы кризиса оказываются сопоставимы с глубиной и масштабом кризиса 1998 г. При сопоставлении показателей 1998 г. с аналогичными показателями третьего года худшего сценария мы видим, что, например, падение реальной зарплаты составляет 13,4% и 18,0%; изменение номинального курса доллара США к рублю — 244,3% и 173,5%; снижение реального эффективного курса рубля — 42,5% и 42,0%; прирост индекса потребительских цен — 84% и 58%, соответственно.
Авторы доклада делают заключение, что даже безответственная политика приводит к менее тяжелым последствиям, чем в 1998 г. Объясняется это тем, что в 1998 г. ситуация осложнялась долговой нагрузкой на государственные финансы, низким уровнем золотовалютных резервов и отсутствием Стабилизационного фонда.
Итоговый вывод: впервые за последние 30 лет Россия при следовании ответственной политике имеет шанс пройти период резкого падения цен на нефть без катастрофических последствий.
До сих пор мы воздерживались от каких-либо комментариев. Однако итоговый вывод не оставляет нам такой возможности. Ведь если крах социализма и распад СССР хотя бы отчасти были обусловлены падением цен на нефть, то это вовсе не "катастрофическое", а самое что ни на есть благое его последствие.
|
|
Регионы против государств // Философский камень XXI столетия Окончание.
Регионы против государств // Философский камень XXI столетия Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России? Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Нации в транзите // Разбегание славян? Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам" Андрей Заостровцев .
Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки Случилось страшное.
Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри? В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Основы путинизма // Как распадаются режимы При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката В мире встречаются разного рода корпорации.
|
|
|