Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Туризм 14/8/2006

Что в голове у Манхэттена? // Клойстерс - средневековье в Нью-Йорке

Михаил БЕРГ (Нью-Йорк)

"Вы уже видели Клойстерс? Как вам понравился Клойстерс?" - эти вопросы Вам обязательно зададут нью-йоркские знакомые, с которыми Вы будете делиться своими впечатлениями о Нью-Йорке.

И не только спросят о вашем отношении к Клойстерсу, но еще и посмотрят внимательно в глаза, проверяя, не улыбаетесь ли Вы, не настроены ли скептически к одной из главных исторических достопримечательностей города. А если Вы только приехали и даже не знаете, что такое Клойстерс, то Вам с облегчением скажут, что это очаровательный уголок верхнего Манхэттена, уютный парк, средневековый замок и много настоящего средневекового искусства. Прекрасная, кстати говоря, прогулка.
Потому что американская история коротка, как девичья память. Америка старше Петербурга на одно поколение, но здесь и в помине нет такого количества памятников архитектуры XVIII века, да и XIX надо еще хорошенько поискать. Даже в Манхэттене или в исторической части Бруклина.

Не этим уникален Нью-Йорк - квинтэссенция современности или, точнее, представлений о том, как эта современность должна выглядеть. Ибо архитектура - не украшение пространства, а отражение мыслей о нем и отражение самой жизни - ее самый прочный и фундаментальный портрет. А ведь жизнь постоянно меняется, и современность оказывается другой. Поэтому здесь сносят старые дома легко, как выдирают испорченные молочные зубы, зная, что на их месте вырастут новые, более крепкие и долговременные.
Но история - не прихоть эскапистов, которым обрыдло унылое настоящее и хочется сбежать по исторической лестнице вниз, в тень и в тишь, где жить не больно, как в раю. История - это оправдание и обоснование настоящего, без которого настоящее невозможно и непонятно. Так, как непонятно, чем я отличаюсь от другого, если не сравнить мое прошлое с прошлым любого другого? Да, современность может быть великолепной. Но как подчеркнуть различие пребывания в ней разных и непохожих друг на друга персонажей?

О чем думал Рокфеллер?

Возможно, о чем-то подобном думал Джон Д. Рокфеллер-младший, когда в тридцатых годах прошлого столетия купил вполне живописный участок земли в верхнем Манхэттене и решил построить здесь невиданный ранее музей средневекового искусства. Решающим обстоятельством стало знакомство с действительно замечательной коллекцией американского скульптора Джорджа Грея Бернарда, давно уже скупавшего у обедневших французских крестьян средневековую французскую скульптуру и фрагменты феодальных замков, которые их предки растащили сразу после французской революции, называемой Великой, а французские дворяне, бежавшие от гильотины Робеспьера, оставили на разграбление возмущенному народу.

Рокфеллер-младший был филантропом, поэтому он не только купил землю на берегу реки Хадсон (в неправильной русской транскрипции - Гудзон) с перепадами высот, холмами, разнообразной растительностью, столь похожей на живописные изображения романтических пейзажей на картинах европейских мастеров, но и дал деньги на постройку музея. Для Манхэттена с его принципиальной скученностью и тенденцией расти вверх это стало вздохом облегчения: вырваться из оков величественной повседневности на простор истории, пусть чужой, но все равно свежей, как всегда свежа и романтична история, очищенная от унижающей нас реальности. Вот так и родился Клойстерс - псевдосредневековый замок, наполненный подлинно средневековыми и порой уникальными экспонатами.
Мы отправились в Клойстерс в жаркий июльский день, когда простое путешествие в сабвее - радость перемены жары на кондиционированную прохладу, дарованную бесплатно любому, кто, как и мы, не имеет машины, но хочет иметь свободу передвижения. От Бруклина до Клойстерса больше часа езды с одной пересадкой, но длительность путешествия сглаживается воспоминанием о духоте за окнами: что еще делать, если термометр грозит подойти к точке, ставшей знаменитой благодаря одноименному рассказу Рэя Брэдбери "104 градуса по Фаренгейту", что в переводе на русский означает грозные 40 градусов по Цельсию. В такую жару новым нью-йоркским жителям доброхоты дают бесплатные советы не сидеть дома у компьютера, гоняя на износ собственный кондиционер, а пользоваться даровой прохладой больших шопинг-молов, музеев и парков.

Ласточкино гнездо

Но вот и Клойстерс. Вы выходите на 181-й стрит, поднимаетесь на лифте вверх и вместе с влажным ударом жары почти сразу окунаетесь взором в прелестные гущи зелени; Вы поворачиваете к ней, будто это обнаженная красавица, а Вам незабвенные пятнадцать, и летите на крыльях любви к прохладе, лишь боковым зрением отмечая, что по левую руку у Вас стальным клинком блестит река, а сзади, выше по течению, ажурный двухэтажный мост Джорджа Вашингтона, связывающий Манхэттен с Бронксом.

Но что там мост, когда Вы уже в парке, который постепенно снимает с Вас напряжение от пятидесятиметрового пути по раскаленной площади, а дальше - легче, потому что относительная прохлада возвращает Вам возможность думать, вспоминать и сравнивать.
Не знаю, как идущие по боковой аллее французы или вездесущие японцы, которых Вы обязательно встретите, еще не доходя до музея, но если Вы бывали в Крыму, то сразу поймете, на что похоже это место. На Ласточкино Гнездо, на Воронцовский дворец, на ту всегда головокружительную комбинацию верха и низа, когда внизу живописная природа, а наверху то, что зовется культурой в ее архитектурном изложении. Так и здесь: дорожки на разной высоте огибают холм, у которого слева - обрыв к реке, а перед рекой дорога - ну, прямо дорога на Коктебель; справа - другие холмы - террасы, веранды, площадки для отдыха; впереди же видны серые и намеренно суровые очертания замка - Ваша заветная цель и одновременно загадка.

Хорош ли Клойстерс, соединивший под одной крышей собранные уже на месте Зал монашеского Капитула из бенедиктинского аббатства Нотр-Дам-де-Понто, в котором очень может быть бывал прапрадедушка д'Артаньяна, так как это Гасконь XII века, и Дворик Святого Гильома, в основном, привезенный из монастыря на юге Франции, плюс консоли из Нотр-Дам-де-ля-Гран-Сов (из Жероны) и даже лангобардские дверные перемычки конца (ни много ни мало) VIII века. А рядом Часовня Фуэнтидуэнья из Сеговии и романский зал, представляющий собой четыре каменных портала из французских церквей плюс испанские фрески XII века и того же возраста деревянная скульптура Франции и Италии.
Ну и, конечно, непременный бонус - замечательный аэрокондишн, который позволяет не только лицезреть древности, даже фотографировать их, если только выключите вспышку, но и думать о том, что чужая жизнь подчас кажется значительнее, особенно если устал от своей, а ворованный воздух, по мнению русского поэта Мандельштама, всегда слаще. А что такое чужая история, как не ворованный воздух, - то есть то иллюзорное представление о себе, когда ты вдруг становишься выше и значительнее в собственных глазах, и всего лишь потому, что приобщился к чужим способам остановить время и запечатлеть в нем себя.

Вот так и получается, что в голове у Манхэттена - Клойстерс, а внизу - Бруклин.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Петра-Град // О пользе воображаемых путешествий в эпоху перемен
О Петре я услышала много лет назад, фотографируя лужайку из окна Базельского музея.
Подробнее 

В Европу на горнолыжные курорты? Конечно, едем!
Эти люди, в отличие от большинства, с нетерпением ждут не лета, а зиму.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
Обед во Франции - дело святое.
Подробнее 

Bonnes puces вам, гости Парижа!
"Кухонный вертел лежал на ковчежце для мощей, республиканская сабля - на средневековой пищали...
Подробнее 

Финляндия // А в коттедже отдыхали?
Для многих россиян Финляндия уже давно приобрела статус страны-курорта (а по мнению ряда туристов - страны-заповедника).
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Венская осень в стиле модерн
Свернув с туристических троп, мы решили уйти из сувенирной и приторной Вены.
Подробнее 

Wiener Kiss, или Осень в стиле модерн // Галина Соловьева
Столетие знаменитого полотна Климта "Поцелуй" в Вене отметили замечательным образом: в музее Бельведер до 18 января 2009 года открыта выставка, воскрешающая эпохальную Kunstschau 1908 года.
Подробнее 

Вы куда на Новый год?
Вы уже задумываетесь, как встретить Новый год? Тем более за границей, чтобы праздник запомнился на всю жизнь? Если выбор действительно сделан в пользу зарубежья, то откладывать свои замыслы на потом уже никак нельзя.
Подробнее 

На краю света, в центре цивилизации
Нормандия находится на самом краю французского "мира": с севера и запада она омывается водами Ла-Манша.
Подробнее 

Как проехать в Европу?
Если до Японии или Вьетнама можно добраться исключительно авиатранспортом, то при планировании поездки в Западную Европу турист стоит перед выбором: каким средством передвижения воспользоваться - самолетом, поездом или автобусом.
Подробнее 

И вспомните корриду...
В этой стране Вам не поможет английский.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru