Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 26/6/2006

Страсти только на поле // В прямом эфире трогает лишь футбол

Юлия СТРИЖАК

"Я не смотрю телевизор", — еще несколько лет назад эта фраза казалась дешевым кокетством; телевизор так или иначе смотрели все. Сегодня телеканалы теряют аудиторию. Она уходит не только из-за конкуренции интернета и домашних кинотеатров. Она уходит из-за отсутствия умного, содержательного телевидения.

"Первый развлекательный" — все же "Первый"

А я телевизор смотрю. По привычке и по долгу службы; у меня телевизоры во всех комнатах и даже в ванной. Смотрю работы коллег, отслеживаю новые форматы, а вот удовольствие от просмотренного материала получаю нечасто.

Одно из последних наблюдений: телеканалы "Первый" и "Россия" скоро трудно будет отличить один от другого. Сдержанные официальные новости, сериалы и много-много юмора.

В начале телевизионного сезона, который длится с сентября по май, "Первый канал" уступал место лидера "России" (целых четыре пункта рейтинга). Дневной эфир канала был укреплен новыми проектами с Лолитой Милявской ("Без комплексов") и Феклой Толстой ("Большой обед"), которые дали неплохие для дей-тайма рейтинги. Лауреат "Тэффи" — вечерний проект "Основной инстинкт" со Светланой Сорокиной — был вытеснен легковесной программой "Пусть говорят" Андрея Малахова. Реалити-шоу "Сердце Африки", "Весна" с Иваном Ургантом, "Фабрика" и особенно нашумевший сериал "Есенин" помогли "Первому" вернуть заложенные в названии позиции.

"Россия" в уходящем сезоне не может похвастаться новыми форматами. Ставка была сделана на мелодраматические сериалы (все-таки значительная часть аудитории государственного канала — женщины) и все тот же юмор — на господина Петросяна с супругой и на фестиваль в Юрмале. На концерте в честь 15-летия ВГТРК крупным планом давали лица телевизионных VIPов, хохочущих над шутками того же Петросяна. Может, им и вправду нравится?

Привлекательным для зрителя стал вполне симпатичный проект "России" "Танцы со звездами", а экранизация культового романа "Мастер и Маргарита" вернула телеканал на первое место в рейтингах — правда, ненадолго. Этот фильм стал бонусом многим хорошим советским актерам ("сбылась мечта: прощаясь со сценой, она сыграла Джульетту"). А сериал смотрели все от начала до конца (абсолютный рекорд: доля — 45%) — кто с удовольствием, а кто, культивируя в себе кинокритика.

"Первый" оценил зрительский интерес к невыдуманным историям и в ночи охотно показывает документальное кино. В отличие от "России", которая предоставляет эфир серьезным историческим расследованиям, "Первый" откровенно гонится за рейтингом и снимает скороспелые, неприлично желтые жизнеописания ушедших на нашей памяти соотечественников: Даля, Миронова, Гундаревой, Басова, Евстигнеева, Еременко-младшего, Листьева. Вероятно, СТС придется поступиться слоганом: "первый развлекательный" — все-таки "Первый".

И тебя вылечат

Новый проект "Первого канала" "Малахов+" не может не радовать продюсеров. Подобные проекты исчезли из эфира федеральных каналов еще в прошлом веке, но оказалось, что новое — не совсем забытое старое и посредством телевизора желает лечиться огромное количество народа. Ведущий — малограмотный дядечка — берется лечить всё: от хронического ринита и геморроя до бесплодия и полового бессилия. Чудесные, сказочные истории заполняют эфир: в общем, слепые начинают ходить... Запаситесь толстой тетрадкой для записи экзотических рецептов, выучите лунный календарь — и все хвори как рукой снимет.

Интрига проекта состояла в том, что вели его в начале два Малаховых-однофамильца, но то ли из-за нечеловеческой занятости, то ли вследствие падения личного рейтинга молодой Малахов выбыл из игры, и его место заняла известная актриса. Вот тоже занятная история: дает Бог человеку ЛИЦО. Не мозги там или бицепсы, как другим, а именно лицо, которое знает вся страна. Так надо же его так перекроить, чтобы вся страна недоумевала: "Это что — Проклова?!"

Рейтинги проекта высоки. Надо полагать, вернутся скоро на голубой экран и другие народные целители — Кашпировский, повелевающий стадионами, и Чумак, сосредоточенно заряжающий водопроводную воду. Была еще на заре перестройки чудовищная ночная программа "Третий глаз" с Иваном Кононовым на НТВ, в которую приглашались ясновидящие Изольды и Ляли Черные. К слову сказать, и доктора Курпатова, врачующего души, переманили с "Домашнего" канала на "Первый"; так что вклад "Первого канала" в реализацию национального проекта "Здоровье" не ограничился шоу Малахова.

Для настоящих мужчин

За третье место в рейтинге в этом сезоне традиционно боролись НТВ и СТС. Положение чаще всего складывалось не в пользу НТВ. Развлекательный сериал "Не родись красивой" (СТС, доля — 30%) составил конкуренцию не только НТВ, но даже "Первому каналу". Руководство НТВ все еще находится в поиске: в то время как проекты "Реальная политика" и "Программа максимум" оправдали ожидания продюсеров, программы "Вопрос, еще вопрос" Новоженова, а также "Для тебя" с Юлией Бордовских, Оксаной Робски и Игорем Верником просуществовали недолго. Не снискал популярности и проект "Рублевка Live", реконструирующий скучную жизнь людей из золотого списка журнала "Форбс".
Новый формат НТВ — телевидение для мужчин. Не приведи Господь попасть на НТВ во время завтрака — зрелище развороченных тел испортит не только аппетит, но и настроение на весь день. Такого количества криминальных программ и жестких сериалов (например, "Зона") нет ни на одном другом канале. Особенно неуютно на телеканале для мачо чувствуют себя женщины: вот закрылся последний "женский" формат "Принцип домино". Елена Ханга и Дана Борисова теперь уже не лица НТВ.

Кстати, покинувшая не по своей воле НТВ Юлия Панкратова прекрасно ведет новостные выпуски на "Первом". По некоторым сведениям, из программы "Сегодня. 22.00" собирались убрать женщин, но Антон Хреков и Алексей Пивоваров за них заступились. И правильно сделали: их парное ведение — дружеское, с иронией и неформальными комментариями — не в пример лучше "российского", где ведущие, глядя прямо в камеру, говорят свои тексты один за другим — на репетиции утренника в детском саду эта манера выступления почему-то называлась "монтаж".
Не секрет, что в нашей стране немалая часть населения настроена крайне агрессивно. Людей раздражают нелюбимая работа, собственная бедность и чужое богатство, отсутствие перспектив. Телевизионные продюсеры — не зайки пушистые: они ищут свою аудиторию — любую, — подсовывают ей то, что она хочет смотреть, прикармливают ее и продают оптом рекламодателю.

Как случилось, что некогда интеллигентный информационный канал ("Новости — наша профессия") стал нестройным, нестильным, жестоким и криминальным? Относительно низкие рейтинги "Дела о мертвых душах", а также серьезной телевизионной экранизации "Доктора Живаго" (с этапными работами Олега Янковского и Олега Меньшикова) объясняются в том числе и отвычкой смотреть НТВ. Из-за этой "расчлененки" для мачо НТВ потерял зрителя, которого завоевывал годами, — зрителя думающего, влиятельного. Теперь, когда руководство "России" собирается создавать новый информационный канал, русский CNN, невольно задаешься вопросом: ради чего при его непосредственном кураторстве был загублен уже имеющийся отечественный информационный канал.

Live

Одним из самых рейтинговых проектов уходящего сезона стал, разумеется, конкурс "Евровидение" на "Первом". Соскучившаяся по прямому эфиру аудитория готова переживать за что угодно, лишь бы это действительно происходило здесь и сейчас. Конкурс, который ничего из себя не представляет, с точки зрения вокальной и музыкальной культуры, и большинством европейцев воспринимается с иронией, стал для жителей нашей страны важным гражданским актом. Известный до этого узкому кругу Дима Билан с неказистой песенкой "Вlood of my blood, flash of my flash" стал национальным героем, страдальцем.
Самым интригующим моментом в этом конкурсе является, конечно, голосование в прямом эфире. Патриотично настроенная публика, собравшаяся в студии, на полном серьезе обожала те страны, что отдали Диме свои голоса, и люто ненавидела тех, кто "прокатил" Россию; и это возбуждение передавалось телевизионной аудитории.

А сейчас по телевизору показывают мировой футбол. Тоже в прямом эфире! Вот где настоящие страсти! Тотализаторы в офисах, споры в семьях. К просмотру футбольных матчей все активнее подключается женская аудитория. При отсутствии возможности увидеть в прямом эфире что-то живое, сиюминутное, несмонтированное, услышать в прямом эфире острое мнение на актуальную тему, политическую дискуссию — телесмотрение перемещается в сторону спорта. И телевизионный сезон в этом году выдался замечательный — зимние Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу.

***

В связи с переходом страны на цифровое вещание только в Петербурге может появиться до 70 новых телевизионных каналов. Вещать они будут в прямом эфире, потому что так дешевле. Вся эта напыщенная чепуха с получением лицензии на вещание отпадет за ненадобностью, и практически каждый уважающий себя бизнесмен будет иметь свой телеканал. Так что телевизор выкидывать рано.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru