Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Анализ 26/6/2006

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?

Борис МИРОНОВ

В "Деле" от 10 апреля 2006 г. было опубликовано интервью с протоиереем Георгием Митрофановым, который заявил, что церковь готова критиковать власть за произвол и авторитаризм. Насколько это соответствует мнению православного духовенства?

РПЦ — лидер доверия

Согласно социологическим опросам, от 50% до 70% российских граждан называют себя православными, а из всех социальных институтов именно русская православная церковь (РПЦ) пользуется наибольшим доверием: 69% ей доверяют, 18% не доверяют и 13% не имеют на этот счет определенного мнения.* Даже президент уступает церкви по степени доверия. При этом 29% граждан России считают даже, что православие должно стать государственной религией.

РПЦ оказывает через священнослужителей влияние на жизнь российского общества — в частности, на формирование у прихожан отношения к политике. Регулярно посещают церкви 26% опрошенных (в том числе 7% не реже раза в месяц и 19% несколько раз в год). Раз в год и реже бывают в храме Божьем 29%.** Эта весьма заметная часть электората, естественно, находится под воздействием духовенства, и поэтому политические воззрения последнего представляют большой интерес.
Влияние на общество оказывает преимущественно элита духовенства: все архиереи, настоятели крупных храмов, сотрудники митрополии, известные, заслуженные (как правило, пожилые) священнослужители, т.е. примерно 10% из 691 священнослужителя Санкт-Петербургской епархии.*** В неэлитарной группе находятся молодые священники, выпускники Духовных Академий и Семинарий, часть которых через 15-20 лет войдет в элиту. Академия официально готовит именно элитарные кадры церкви — преподавателей учебных заведений духовного профиля и священнослужителей (все архиереи в обязательном порядке имеют академическое образование).

Элита РПЦ свои взгляды регулярно артикулирует, а вот о представлениях молодого духовенства мы имеем довольно скудные сведения. Чтобы заполнить этот пробел, в январе 2006 г. были опрошены 54 респондента в возрасте от 21 до 45 лет (78% в возрасте 35 лет и младше), в том числе 35 священнослужителей со сроком служения в священном сане не более 5 лет, а также 19 человек, обучающихся или только что получивших высшее духовное образование. 72,2% респондентов работают в Петербурге, остальные — в 11 разных российских городах. Информация собрана посредством анкетирования.**** Для контроля по той же анкете были опрошены 100 студентов Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты получились во многом неожиданными.

Кому доверяют священники?

Если объединить всех священников, интересующихся политикой в одну группу, то их окажется немногим больше половины — 53,7% (у студентов 83,3%). Умеренность интереса к политике подтверждается и участием в выборах — 61,1% духовенства участвуют в выборах, 38,9% — нет (у студентов, соответственно, 56,6% и 43,3%). Примерно такую же политическую активность обнаружил всероссийский опрос ФОМ в начале 2006 г. — 61%. Среди светской молодежи в выборах участвуют 53%. Следовательно, в целом политическая активность молодого духовенства умеренная и находится на среднероссийском уровне.

Каким же институтам, участвующим в современной политике, доверяют молодые священнослужители?

Фигурирующие в анкете институты можно разделить на две группы — отечественные и зарубежные. Среди отечественных наибольшим доверием пользуются правительство (63%) и армия (53,7%), степень доверия к которым в 3-4 раза превышает доверие к другим институтам власти — СМИ (37%), Государственной думе (33,3%) и политическим партиям (16,7%). Подобный выбор респондентов говорит о том, что почти две трети из них — твердые государственники. Это подтверждается недоверием к институтам, которые могут расшатывать государственность, — СМИ и политическим партиям.
Такие же настроения характерны для значительной части современного российского общества, в особенности для людей, пострадавших в материальном отношении от перестройки, — служащих, врачей, учителей, рабочих, пенсионеров. Таким образом, получается, что духовенство действительно служит выразителем мнения этой части общества, которая, в основном, и наполняет храмы РПЦ.

Что же касается заграничных международных организаций, то степень доверия к ним соответствует тому образу, который имеют о них респонденты. ООН — гарант международного права и судья над провинившимися — заслуживает доверия на 61,1%. СНГ — единственной международной организации, которая находится под эгидой России, — доверяет больше половины — 51,9%. Евросоюз не приносит никаких дивидендов ни стране, ни конкретно каждому из респондентов, поэтому степень доверия к нему заметно ниже — 40,7%. ВТО представляется опрошенным как организация, которая ставит препоны на пути интеграции России в мировое сообщество, а потому ей доверяют лишь 22,2% респондентов.
Негативное отношение к четырем международным организациям характерно в среднем для 24,1% опрошенных, а толерантное (позитивное и безразличное) — для 75,9%. Толерантность вместе с высоким доверием, оказываемым международным организациям, можно толковать как открытость молодого духовенства внешнему миру.

Симпатии студенчества существенно иные: они больше доверяют ЕС и ВТО, мало доверяют СНГ и отечественным институтам; армии и политическим партиям почти совсем не доверяют.
Позиция студенчества — скептическая: средний уровень доверия всем институтам 33,3%, недоверия — 48,9%, тогда как у духовенства — соответственно, 42,2% и 25,1%. Духовенство имеет склонность доверять институтам, власть предержащим.

Политические симпатии священников

Какому же политическому режиму симпатизирует молодое духовенство?

Для полноты картины вопрос был задан с разными акцентами — возможности и желательности. Ответы обнаруживают преимущественно демократические и, значит, либеральные убеждения молодого духовенства — 55,6% хотят жить при демократии. И это сближает его взгляды со взглядами всех российских граждан.
Однако есть расхождение в отношении к самодержавию: 27,9% респондентов считают самодержавие оптимальным политическим режимом для России, хотя и маловероятным (возможность восстановления самодержавия признает только 11,1%).

Сторонников самодержавия среди всех российских граждан в целом намного меньше. Почти единодушно молодое духовенство не желает введения диктатуры — 5,6% за нее и 68,5% против.
Сделанный вывод подтверждается и ответами некоторых респондентов, которые говорят о том, что в среде духовенства сейчас существуют две неравные по численности группы. Первая включает подавляющее большинство и характеризуется толерантностью, демократичностью и аполитичностью. Вторая объединяет незначительную по численности, но политически более активную и довольно сплоченную группу монархически настроенных священников. Они организуют различные митинги, семинары, крестные ходы, лекции и т.п. Обе группы выступают за крепкую государственность и национальную политику.

Другую картину дают студенты: среди них в 1,3 раза больше симпатизирующих демократии, в 2 раза меньше сочувствующих самодержавию и вовсе нет сторонников диктатуры. Но интересно, что шансы утверждения самодержавия или диктатуры студенты оценивают в 2 раза выше, чем духовенство.

Как же распределились симпатии духовенства между политическими партиями?

Первое место с большим отрывом от остальных занимает партия власти "Единая Россия" — ей симпатизируют 57,4%. Второе место принадлежит "Яблоку" (18,5%), третье и четвертое по симпатиям разделили КПРФ и ЛДПР (14,8%). По уровню недоверия лидируют КПРФ (59,3%) и ЛДПР (55,6%).
Симптоматично, что "Яблоку" — представителю демократического фланга — принадлежит почетное второе место в симпатиях молодого духовенства. При этом негативно к нему относится всего треть респондентов, почти в 2 раза меньше, чем к КПРФ и ЛДПР. Это дополнительное свидетельство в пользу демократических пристрастий молодого духовенства.

Как видим, у молодых священников в отношении к политическим партиям наблюдается большая толерантность. Треть принимает все партии (т.е. доверяет им или выражает безразличие), почти половина — три партии одновременно и две трети — какие-нибудь две партии.
Еще больший эклектизм присущ политическим симпатиям студентов: "Яблоку", "Родине" и ЛДПР симпатизируют 30% опрошенных, "Единой России" — 53,2%. КПРФ и националисты — явные маргиналы среди студенчества. Но студентов отличает больший негативизм: в целом 62,2% не доверяют политическим партиям, тогда как среди духовенства — всего 27,8%, т.е. в 2,3 раза меньше.

О преимущественно демократическом этосе молодого духовенства говорит и его отношение к великодержавности и национализму. Квалифицированное большинство (72,2%) полагает, что эра великой военной супердержавы для России прошла. Ее удел быть либо региональной державой (29,6%), либо рядовой страной (42,6%), причем больше всего поддерживают священники именно третий сценарий — быть рядовой страной.
Студенты с этим решительно не согласны: львиная их доля (86,6%) хотела бы, чтобы Россия вернула роль супердержавы, что совпадает с желанием политического класса и правящей партии.

Священники и демократия

Какое же место отводят молодые священнослужители церкви в строящемся демократическом государстве?

59,2% священников полагают, что РПЦ и государство должны быть независимыми друг от друга и сотрудничать на равных, в то время как за тесный союз под эгидой государства высказались 31,5% респондентов. 5,6% полагают, что было бы целесообразным для общества, если бы церковь и государство находились в неприязненных (некоторые говорят даже о враждебных) отношениях, конкурируя за влияние на души людей. Лишь 3,7% считают возможным, чтобы церковь безусловно подчинилась государству.
Эти результаты вполне согласуются с отношением духовенства к государственным привилегиям РПЦ — за их предоставление высказались менее половины опрошенных (46,3%), против них — 50%, а 3,7% не имеют ясного представления по этому вопросу. Многие респонденты понимают, что получение льгот чревато зависимостью от спонсора, поэтому к государственной поддержке они относятся сдержанно. Хотя в материальном отношении льготы, несомненно, выгодны церкви.

Среди студентов идея независимости и сотрудничества церкви с государством находит еще большую поддержку — за нее высказались 76,6%, тогда как идея подчинения церкви государству получила меньшую поддержку — всего 6,6%.
Итак, молодое поколение священников можно охарактеризовать в целом политически многоликим и инертным. Это вполне соответствует установке РПЦ на неучастие православного духовенства в политике. Политические симпатии молодых священников характеризует прежде всего стремление к сильной и прочной государственности, обеспечивающей духовенству надежную социальную нишу — ту, которую оно сегодня и занимает. Подобную позицию традиционно отстаивает господствующая церковь в любом национальном государстве.

Как явствует из ответов, демократические институты (парламент, СМИ, политические партии) пользуются меньшим доверием молодого духовенства по той причине, что в настоящем своем виде они далеко не всегда способствуют укреплению государства. И это очень беспокоит священнослужителей. Отсюда вовсе не следует, будто молодое духовенство настроено антидемократически. Хотя складывается мнение, что его в большей степени устраивает путь к демократии, очерченный партией власти, — через усиление государственности, — а не путь классических демократов — через развитие гражданского общества.
Как бы там ни было, но большинство (55,6%) выступает за превращение России в демократическое государство, и оно уверено, что для России такая возможность вполне реальна. При этом сильное государство должно, по мнению почти половины духовенства, видеть в церкви идеологическую опору, предоставлять ей привилегии, а церковь должна, по их мнению, получая или даже не получая эти льготы, вести себя с государством на принципах независимости и равноправия.

Как видим, молодое духовенство отошло от традиционных для православия представлений о необходимости тесного союза — симфонии между церковью и государством при доминировании последнего.
На фоне студентов, 73,3% которых высказались в пользу демократии, духовенство выглядит более консервативным. Но разница во взглядах окажется менее существенной, если принять во внимание, сколько имеется противников авторитаризма (в мягкой или жесткой форме) среди тех и других. Среди духовенства против авторитаризма выступают 52%, среди студентов — 60%.

Взгляды молодых православных священников отличаются толерантностью, причем более высокой, чем в среднем у россиян. При ответах на все вопросы свыше трети респондентов (34,4%) демонстрируют принятие или доверие по отношению к различным структурам, политическим режимам и партиям, а 19,2% занимают неопределенную (т.е., в сущности, терпимую) позицию. И только 43,8% занимают негативную позицию или позицию нетерпимости.

Православные и другие

Выше мы отмечали высокую толерантность в отношении к политическим партиям. Такая же толерантность наблюдается в их отношении к конфессиям.
В плане доверия православных священников из девяти конфессий на первом месте находятся католики — им доверяют 79,6%, на втором месте лютеране — 65,8%, на третьем буддисты — 42,6%, на четвертом мусульмане — 37%, на пятом старообрядцы — 35,3%, на шестом баптисты — 25,9%. Иудеям доверяют 22,2%, и еще 18,5% относятся к ним безразлично. Всего толерантны по отношению к иудеям 40,7%.
На пятидесятников смотрят в значительной мере как на сектантов, но и здесь немало тех, кто к ним относится позитивно или безразлично, — до 16,7%. Лишь к свидетелям Иеговы относятся как к деструктивной секте крайне негативно.
Таким образом, значительная часть молодых священников относится к другим конфессиям либо хорошо (в среднем по девяти конфессиям 35,4%), либо безразлично (10,1 %). Каждый четырнадцатый респондент принимает все конфессии одновременно, исключая свидетелей Иеговы, и нет ни одного человека, который бы абсолютно отвергал все конфессии, кроме своего родного православия.
Если исключить свидетелей Иеговы, то большая половина респондентов (50,7%) относится к другим конфессиям толерантно — либо хорошо (39,8%), либо безразлично (10,9%). Каждый третий доверяет одновременно трем конфессиям!
Но студенты оказались еще толерантнее: буддистам симпатизируют 93,2%, иудеям и лютеранам — по 63,3%, мусульманам — 56,6%, старообрядцам — 53,3%. Антисемитизм, насколько его отражает недоверие к иудаизму, среди студентов не имеет распространения, и его уровень существенно ниже, чем среди духовенства.

Настоящее и будущее

Есть ли расхождение во взглядах у настоящей и будущей элиты духовенства?

Для ответа на этот вопрос сравним политические представления элиты духовенства, о которых мы знаем по результатам опроса в 1999 гг., с представлениями молодого духовенства, вытекающими из данных опроса 2006 г.
Сравнение обнаруживает серьезные расхождения. Всем институтам, кроме армии, молодые священники доверяют больше. Существенно более высокий рейтинг у молодых имеют СМИ и правительство, а также ООН и ЕС. Но самое существенное, что рейтинг демократии у молодого духовенства в 4,3 раза выше, чем у элиты РПЦ, — 64,8% против 15%. В два раза меньше молодых священников, чем представителей элиты, поддерживают идею о предоставлении РПЦ особых привилегий.
Намного терпимее относится молодежь к различным политическим партиям и — что особенно важно — к конфессиям: за равноправие с другими религиями в 1999 г. высказалось только 30% элиты РПЦ, а среди молодых — больше половины.
Социологи, проводившие исследование в 1999 г., оценили элиту РПЦ как самую недемократичную часть российской элиты, стремящуюся к союзу с государством и к получению от него односторонних привилегий, — в частности, статуса официальной государственной церкви. Элита РПЦ, по оценкам этих социологов, отрицательно относилась к потенциальным конкурентам или противникам, мешающим достижению этой цели, — другим религиям, партиям, а также иностранным международным организациям.*****
Настоящее исследование свидетельствует о демократизации молодого духовенства, у которого нет сильного желания продемонстрировать государству свою лояльность и получить от него в награду привилегии, о его дрейфе в сторону аполитичности и терпимости по отношению к разным политическим и социальным структурам, в том числе международным.
По своим взглядам молодое духовенство находится ближе к молодому поколению российских граждан. Хотя, несомненно, духовенство несколько консервативнее молодежи в целом — профессия, конечно, откладывает отпечаток.
Можно надеяться, что по мере того, как представители духовенства будут включаться в элиту, ее политические представления, идеология и политика начнут изменяться в сторону большей демократизации и толерантности.
Итак, социологический опрос показал, что Георгий Митрофанов, скорее всего, прав. Молодое поколение духовенства в своем большинстве готово быть автономным от государства, в то же время оно готово сотрудничать с ним и критиковать власть за произвол и авторитаризм.

-----

*- Каариайнен К., Фурман Д. Старые Церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М.;СПб.: Летний сад, 2000. С. 14, 17; Митрохин Н. Русская Православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 38.
**- Каариайнен К., Фурман Д. Старые Церкви. С. 21.
*** - www.mitropolia-spb.ru/rus/events2005_2.htm
**** - Выражаю К. Костромину благодарность за помощь в анкетном опросе.
***** - Каариайнен К., Фурман Д. Старые Церкви. С. 113-114.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Окончание.
Подробнее 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Подробнее 

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России
В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Подробнее 

Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Подробнее 

Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России?
Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Подробнее 

Нации в транзите // Разбегание славян?
Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Подробнее 

Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам"
Андрей Заостровцев .
Подробнее 

Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки
Случилось страшное.
Подробнее 

Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство
К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Подробнее 

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?
В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Подробнее 

Основы путинизма // Как распадаются режимы
При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Подробнее 

Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката
В мире встречаются разного рода корпорации.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru